Павел Татаренко: «Конкурс «Лидеры России» важен для нашей страны»

Участники конкурса «Лидеры России» отвечают на 10 философских вопросов «Реального времени». Часть 17-я

Павел Татаренко родился 26 августа 1983 года в поселке Парфино Новгородской области. Окончил Новгородский государственный университет по инженерной специальности. Получил дополнительное образование в Стокгольмской школе экономики в России и Корпоративном университете Сбербанка. В 2018 году окончил обучение в РАНХиГС «Президентский резерв управленческих кадров». Сейчас учится в «Сколково», реализуя выигранный в «Лидерах России» грант. Работал в новгородских и петербургских финансовых организациях, в том числе в Сбербанке, с 2012 года — на руководящих должностях. После победы в конкурсе управленцев с мая 2018-го до июля 2019-го возглавлял министерство образования Новгородской области. В спецпроекте «Лидеры «Реального времени» он представляет утопический мир будущего и рассуждает о трудах Юваля Ноя Харари и Анатолия Кони.

Павел Татаренко, 36 лет, победитель конкурса «Лидеры России» сезона 2017—2018 года — представлял Санкт-Петербург.

  1. Если бы у вас появилась возможность переписать историю России, что бы вы изменили?
    — На мой взгляд, желание переписать историю — дело неблагодарное и крайне опасное. Историю надо чтить и уважать, независимо от того, насколько темные времена в ней были. Есть простое правило: как только мы забываем свою историю, тут же происходят события, которые мы когда-то переживали. Нужно думать о сегодняшнем дне и, безусловно, о будущем, в котором будут жить наши дети, внуки, правнуки. Эволюционный процесс нашей страны и даже самые трагические события в ее истории повлияли на становление не только России, но и мира в целом.
  2. Три ваших личных принципа правильного воспитания детей.
    — Ребенок — это открытый мир, который нужно уважать и лишь направлять, а не реализовывать свои несбывшиеся мечты. Каждый ребенок — с рождения личность. На мой взгляд, один из важных моментов воспитания — правильный пример родителей, самостоятельность и ответственность ребенка за свои поступки. Задача родителей — показать все те возможности, которые есть, раскрыть индивидуальность ребенка и окружить его заботой и любовью.
  3. Какой поступок вы могли бы совершить ради страны?
    — Все поступки должны быть здравыми, и каждый зависит от ситуации. Любой поступок надо начинать с себя: когда ты работаешь над собой, стараешься быть образованным, воспитанным и неравнодушным к происходящему вокруг, ты меняешь обстановку вокруг себя, что неминуемо несет изменения в стране. Одним словом, надо работать над собой.
  4. Решение, сильно повлиявшее на вашу жизнь в последние годы.
    — Как впоследствии оказалось, решение участвовать в управленческом конкурсе «Лидеры России». Уже прошло два года, и за это время моя жизнь кардинально трансформировалась. Участие в этом конкурсе перевернуло мою жизнь. Именно тогда я вышел из зоны комфорта и бросил вызов самому себе. На «Лидерах России» я познакомился с моим наставником — губернатором Новгородской области Андреем Никитиным — и впоследствии занял должность министра образования региона. На сегодняшний день я не стою на месте и двигаюсь в своем развитии.

    Мне кажется, что конкурс «Лидеры России» важен для нашей страны. Он не только открывает новые возможности участникам, но и приводит в систему государственного управления России новые кадры, которые полны желания, а главное — сил сделать страну лучшей.
  5. Какое достижение реальной исторической личности является для вас примером?
    — Опять же, рассуждая о роли личности в истории, могу сказать, что в определенный момент развития нашей страны появлялись выдающиеся люди, которые оказывали существенную роль в развитии или продвижении нашей страны. Будь то Сергей Королев, Петр I, Ломоносов, Менделеев, Суворов: все эти люди были выдающимися, и главные их черты — любовь к своей стране и своему делу, желание изменений и преобразований — двигали нашу страну вперед.
  6. При каких условиях можно пожертвовать благом ста человек ради достижения общественного блага?
    — Не должно быть таких условий. Блага 100 человек и есть общественное достояние. Здоровое общество складывается из здоровья и благополучия каждого его члена. Ключевая задача общества и государства — сохранять и бережно относиться к каждому человеку.
  7. Назовите пять самых полезных для лидера книг.
    — Кони, «Избранные труды и речи». Анатолий Федорович Кони — русский юрист, судья, государственный и общественный деятель, литератор, член Государственного совета Российской империи. Прочтя его биографию, я был глубоко поражен внутренней силой этого человека, целостностью и упорством в следовании своим ценностям. Для меня он стал примером человека, который искренне верит в свое дело, следует своему призванию и не изменяет своим ценностям в угоду сиюминутному порыву. Кроме того, Анатолий Кони был прекрасным оратором, и его речи и принципы их построения помогли и до сих пор помогают мне готовиться к публичным выступлениям.

    — Стивен Кови, «7 навыков высокоэффективных людей». Популярная книга американского бизнес-консультанта Стивена Кови описывает полезные навыки, которые любой человек с раннего возраста должен в себе развивать. Я стараюсь каждый день напоминать себе об этих навыках и постоянно работать над их развитием.

    — Гоулман, «Эмоциональный интеллект». Для меня эта книга стала своего рода открытием. Оказывается, для успеха недостаточно обладать интеллектом (тем, что часто называют IQ). Исследования и наблюдения, описанные в книге, показывают, что эмоциональный интеллект (EQ) играет не меньшую, если не сказать большую, роль в формировании успеха человека в карьере и личной жизни. Поэтому очень важно развивать у детей не только умственный интеллект, но и эмоциональный. Книга помогает понять, как и какие ситуации дают толчок развитию эмоционального интеллекта.

    — Юваль Ной Харари, «Sapiens». Безусловно, очень интересная книга. Она не ориентирована непосредственно на руководителя. Скорее, для общего развития.

    — Маршал Голдсмит, «Прыгни выше головы». Книга — подспорье. В ней описаны реалии современного руководителя и наглядно показаны кейсы разных типов руководителей. Помимо этого, к кейсам прилагаются практические вещи, помогающие развить свои soft skills. Советы, изложенные в книге, полезно использовать в жизни, особенно когда ты успешен.

    — Джон Кинг, «Лидер и племя». Интересные предложения по выстраиванию корпоративной культуры. Особенно полезно будет прочесть книгу тем управленцам, которые поменяли место работы. Лидер и «корпоративные» племена — Джон Кинг в своей книге подробно рассказал, как выжить в таких условиях.
    Ну и для образованного человека важно знать классиков своей страны, зачастую в их произведениях описано и содержится гораздо больше мудрости, чем во всей бизнес-литературе.
  8. Какой вопрос вы бы хотели задать мэру своего родного города?
    — Что он считает приоритетным в своей работе? И, наверное, еще узнал бы его взгляд на будущее не только города, но и области в целом.
  9. Одним предложением опишите мир, в котором вы хотели бы жить.
    — В мире без войн, в котором каждый человек будет реализован и счастлив.
  10. Что такое истина для вас?
    — Истина внутри каждого человека, и для каждого она совершенно разная. Истина — это твой культурный стержень, твои убеждения и твои поступки. Истина для одного не будет ею для другого, здесь важно слышать и с уважением относиться к убеждениям твоего оппонента.

Опрос был разработан совместно с кафедрой философии и медиакоммуникаций КГЭУ и лично при участии заведующей кафедрой, эксперта в сфере психологии массовых коммуникаций и языковой политики доктора философских наук Элины Миннуллиной.

Подготовила Ольга Голыжбина
Справка

«Лидеры России» — флагманский проект платформы «Россия — страна возможностей», запущенный в 2017 году. Конкурс позиционируется как социальный лифт, инструмент формирования высшего кадрового резерва страны — грамотных, гибких и квалифицированных управленцев в сфере государственной власти, бизнеса, социальных институтов. За первые два сезона конкурса победителями стали 207 управленцев, представлявших большинство регионов страны.

По данным недавнего исследования «Коммерсанта», порядка 75% из них получили назначения на высокие посты. Кроме продвижения по карьерной лестнице, финалисты получают образовательные гранты в 1 млн рублей и личные консультации в течение года с наставниками по профилю, в числе которых Герман Греф, Валентина Матвиенко, Маргарита Симоньян, Сергей Кириенко, добрая половина кабинета министров и губернаторского корпуса России.

На участие в третьем конкурсе «Лидеры России» оргкомитет получил порядка 233 тысяч заявок. До конца года все конкурсанты будут проходить шесть онлайн-тестирований. Проверят их интеллектуальные способности, стрессоустойчивость, общие знания истории, культуры, права, экономики и географии, управленческие качества и профессиональные компетенции по отраслям.

С января по март 2020 года в восьми федеральных округах соберутся сотни сильнейших, которые покажут наилучшие результаты тестов. Конкурсанты с экспертами будут работать над бизнес-кейсами, общаться с ключевыми политиками и чиновниками ФО, получая от них рекомендации. К весне определятся три сотни финалистов конкурса. В финале они на 4 дня встретятся в Сочи. Лидерам предстоит интенсивный нетворкинг, встречи с экспертами и деловые игры, которые выявят сотню победителей третьего сезона.

Общество

Новости партнеров