Бюджет войны не терпит сантиментов

В федеральном бюджете на 2016 год наблюдается яркая перекошенность на силовой блок за счет снижения жизненного уровня

Заседание правительства РФ, прошедшее в конце этой недели и посвященное обсуждению прогноза социально-экономического развития на 2016-2018 годы и проекта федерального бюджета на 2016 год, завершило подготовку главного финансового документа страны. Наконец-то правительство окончательно одобрило проект бюджета на 2016 год. Экономический обозреватель интернет-издания «Реальное время» Альберт Бикбов с грустью отмечает, что бюджет получился нескладным, зажатым, но кое в чем положительным. С ярко выраженной армейско-полицейской направленностью.

Все — для фронта, все — для победы!

В 2016 г. из каждых 100 руб. федеральная казна 19,2 руб. потратит на оборону, 12,7 — на правоохранителей, 27,6 — на социальную защиту, 15,9 руб. — на поддержку экономики, 3 руб. — на здравоохранение, 3,6 руб. — на образование. Оборонно-социальная направленность структуры расходов бюджета не изменилась: на силовой блок и социальную сферу приходится 60% расходов.

Бюджетного секвестра в силовом блоке не будет, хотя поползновения были — восстановлена часть расходов, которые предлагались ранее к оптимизации по силовому блоку, на сумму 165 млрд рублей.

Перспектива — проедание кубышек

В качестве экономического прогноза при составлении бюджета были заданы очень консервативные предпосылки по конъюнктуре цен на нефть. Для 2016 года это 50 долларов за баррель, для 2017 года — 52 и для 2018 года — 55. Напомним, что в татарстанский бюджет на 2016 год заложены 60 долларов за баррель, для 2017 года — 65 и для 2018 года — 70.

Несмотря ни на что, даже вопреки текущему положению дел, правительство РФ верит, что в 2016 году начнется восстановительный рост — в целом по 2016 году рост ВВП составит 0,7%, рост розничного товарооборота составит 0,4%, а инфляция в 2016 году снизится почти вдвое относительно текущего года и составит декабрь к декабрю 6,4%.

Вера — дело хорошее, но бюджет все-таки верстать приходится. Даже при этом оптимизме, дефицит на следующий год составит 3% ВВП, или 2,36 трлн рублей. Расходы существенно урезать не получается.

Но все эти неточности прогнозов и провалы в исполнении бюджета для России на 2016 год пока не страшны — у нас еще есть «кубышка» в виде былых накоплений. В резервном фонде у нас по состоянию на 1 октября 2015 года 4,67 трлн руб., а в Фонде национального благосостояния — 4,88 трлн руб. Как видите, денег хватает. Надолго ли? Считают, что только до 2018 года. Если, конечно, опять не повезет с нефтяными ценами.

Основным источником финансирования дефицита бюджета, как и в текущем году, станет использование резервного фонда. По словам министра финансов Антона Силуанова, за восемь месяцев на покрытие дефицита уже было потрачено 900 млрд руб. из резервного фонда. В следующем году в качестве источника стоит 2,136 трлн рублей — это средства резервного фонда, которые будут направлены на финансирование дефицита бюджета. При этом предусмотрена возможность дополнительно забрать из резервного фонда до 500 млрд руб., если бюджетные доходы не оправдают ожидания.

Три принципа бюджета-2016

Три основных принципа были заложены при формировании бюджета:

Принцип №1. Священные аграрии. Принято решение не снижать ни на рубль инвестиции в сельскохозяйственный сектор. Без столь навязшего в зубах импортозамещения — не обойтись. На нужды агропромышленного комплекса из запасов уже распределены 75 млрд руб., а в общем по 2016 году на поддержку АПК будет выделено 237 млрд руб.

Принцип №2. Резервирование. А вот здесь самое интересное! Для обеспечения устойчивости бюджета создан ряд резервов — знакомитесь, «Антикризисные заначки — 2016»!

Совокупный ожидаемый антикризисный резерв на 2016 год — 0,5 трлн руб., что составляет около 3% от всех расходов бюджета. Резерв увеличится более чем вдвое по сравнению с 2015 годом — на этот год правительство отложило на черный день около 200 млрд руб. А в 2014 году антикризисный фонд правительства оценивался в 344 млрд руб.

Антикризисный резерв теперь состоит из двух фондов.

Один фонд — по поддержке отраслей экономики может составить до 150 млрд руб. и будет складываться из неиспользованных остатков бюджетных средств бюджетополучателей, а также от направления в этот фонд до 30% средств, получаемых от дополнительных поступающих ненефтегазовых доходов следующего года, и направления части средств с учетом использования госкомпаниями, корпорациями, которым предусмотрено выделение средств в их уставной капитал. Задачи фонда — дополнительная поддержка отраслей экономики, социальная поддержка граждан и гуманитарная помощь населению иностранных государств (предположительно, имеются ввиду Сирия и Украина).

Другой фонд — в отдельный резерв выделены 342,2 млрд руб., которые появятся в результате продления моратория на взносы в накопительную пенсию. Средства этого фонда будут использоваться при необходимости в случае наличия решений председателя правительства или президента Российской Федерации.

Рефрен этой грустной песни был один — оптимизация и еще раз оптимизация статей бюджета.

Принцип №3. Экономия на людях. Главные пострадавшие — пенсионеры и бюджетники. Сначала по пенсионерам решили делать одну индексацию — с 1 февраля 2016 года (исходя из 4% годовых). Понятно, что это гораздо ниже текущей инфляции и выглядит на фоне невысоких пенсий как издевательство. Но потом опомнились, ведь в 2016 году выборы в ГД РФ, а пенсионеры — основная ударная сила электората. Поэтому пообещали вторую индексацию — по итогам первого полугодия. Но по второй индексации конкретных цифр не названо, и неизвестно, будет ли компенсирована в конечном итоге по году инфляция. Хотя по законодательству обязаны.

Кроме общей недоиндексации пенсии, сокращения готовятся и для отдельных категорий пенсионеров.

Работающие пенсионеры смогут получать свою пенсию, однако индексироваться вслед за инфляционным ростом цен она не будет.

Для сельских пенсионеров будет приостановлена фиксированная надбавка.

Военным пенсионерам выплаты будут уменьшены за счет изменения порядка расчета пенсии — из него предлагается исключить ежегодное увеличение денежного довольствия для действующих военных.

Традиционно пострадают и бюджетники. Об удержании на уровне 2015 года расходов, связанных с оплатой труда, правительство договорилось еще в самом начале бюджетного цикла — в июне этого года. Речь идет о заморозке зарплат учителей, врачей, научных сотрудников. На совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева 11 сентября было подтверждено, что все ранее принятые решения по оптимизации бюджетных расходов остаются в силе. Также в бюджете не запланировано индексаций зарплат и денежного довольствия военнослужащих.

Часть федеральных госслужащих в 2016 году вообще потеряет в зарплатах — запланировано их 10-процентное сокращение.

Индексации не предполагается и для материнского капитала — его размер предлагается сохранить на уровне 2015 года.

Альберт Бикбов

Новости партнеров