«Вопрос в том — кто больше портит рынок фитнеса»

Бизнес-бранч «Реального времени» с представителями фитнес-центров. Часть 2

«Вопрос в том — кто больше портит рынок фитнеса»
Фото: Сергей Туганов/realnoevremya.ru

На очередном бизнес-бранче «Реального времени» представители отрасли фитнес-услуг обсудили ее развитие в кризис и возможные законодательные ограничения, которые будут приняты в ближайшее время. Как оказалось, компании столкнулись с проблемой импортозамещения тренажеров и их комплектующих. Удар по рынку наносит и демпинг со стороны отдельных игроков. Но главной проблемой эксперты все-таки считают качественные кадры. При этом вопреки кризису многие участники рынка намерены продолжать строительство новых клубов.

Участники бизнес-бранча:

  • Оксана Соломатина — руководитель отдела по работе с клиентами оздоровительного центра Terra Vita
  • Ахмет Атабаев — директор маркетингового агентства «Реклама+»
  • Диана Губайдуллина — управляющая спортивного клуба Olymp
  • Кристина Камардина — специалист отдела маркетинга сети фитнес-клубов Olymp
  • Денис Закутний — руководитель отдела продаж Центра фитнеса Akimbo
  • Гульназ Махмутова — маркетолог фитнес-центра PandaGym
  • Эльмира Зинатуллина — руководитель отдела продаж фитнес-центра PandaGym
  • Лилия Ахметова — управляющая фитнес-центра отеля «Корстон»
  • Виктор Пчельников — управляющий сети клубов Maximus
  • Сергей Крюков — региональный менеджер СК «Планета Фитнес»
  • Фаиль Гатаулин — руководитель аналитического отдела интернет-газеты «Реальное время», модератор
Сергей Туганов/realnoevremya.ru
Денис Закутний: Подняли вопрос — идет обесценивание рынка. Как тогда нам всем быть? Так как некоторые игроки рынка нецелесообразно уронили цены на фитнес-услуги, на рынке Казани сложилась большая конкуренция. В связи с этим важно не стоять на месте

Денис Закутний: Меня зовут Закутний Денис, я являюсь руководителем отдела продаж Центра фитнеса Akimbo. Подняли вопрос — идет обесценивание рынка. Как тогда нам всем быть? Так как некоторые игроки рынка нецелесообразно уронили цены на фитнес-услуги, на рынке Казани сложилась большая конкуренция. В связи с этим важно не стоять на месте, что мы и делаем — разрабатываем акции для привлечения большего количества клиентов. Благо, площади Akimbo позволяют принимать большое количество клиентов без ущерба качеству оказываемых услуг.

Фаиль Гатаулин: Как кризис затронул вашу компанию? Какие проблемы, перспективы?

Закутний: Как таковой кризис на нас не сказался. Мы расширились, оборудование успели закупить до скачка курса доллара и евро. Мы делаем фитнес доступным, расширяем спектр услуг. Мы идем вперед, мы развиваемся. Есть проблемы с тренерским составом. К сожалению, профессиональных тренеров полноценно у нас не готовит ни один учебный центр. Мы занимаемся обучением и развитием персонала самостоятельно.

Гульназ Махмутова: Со следующего года работу фитнес-центров планируется регламентировать. В регламенте пропишут минимальный набор услуг, которые обязан предоставить клуб. Установят требования и к тренерам и инструкторам: для получения необходимой квалификации они должны будут закончить как минимум спецкурсы, а не просто красивой фигурой доказывать свой профессионализм. Как вы считаете, это позволит отбирать персонал более качественно?

Сергей Туганов/realnoevremya.ru
Гульназ Махмутова (справа): Со следующего года работу фитнес-центров планируется регламентировать. В регламенте пропишут минимальный набор услуг, которые обязан предоставить клуб. Установят требования и к тренерам и инструкторам

Диана Губайдуллина: В этом есть логика, конечно.

Кристина Камардина: Возможно, это создаст некий соревновательный эффект между тренерами, которые хотят получить работу, и они будут стараться повысить свою квалификацию для того, чтобы иметь достойную работу.

Губайдуллина: Профессионалам на рынке всегда место есть.

Махмутова: А если обяжут сам фитнес-клуб сертифицировать своих тренеров, и мы должны будем нести расходы повышения их квалификации?

Губайдуллина: В рамках действующих сетей обучение всегда есть.

Сергей Крюков: Очень многое зависит от системы взаимоотношения с тренером. При вашей системе, возможно, этого не стоит бояться.

Махмутова: Меня зовут Гульназ, я маркетолог фитнес-центра PandaGym. У нас новый клуб. Мы открылись 30 ноября прошлого года. Мы работаем с клиентами со средним уровнем дохода и выше, поэтому упор делаем на качество предоставляемых услуг, среди них — работа с персональным тренером. Мне очень интересно мнение тех людей, которые здесь находятся, так как я недавно в этом бизнесе.

Гатаулин: Почему фитнес-клубы не сотрудничают, допустим, с институтом физкультуры?

Губайдуллина: На базе нашего клуба есть национальный университет фитнеса. Спектр оказываемых услуг тренера очень большой. Ты можешь быть узким специалистом, который готовит, условно, к соревнованием по пауэрлифтингу, по плаванию. Но 99% потребителей — это люди, которые в повседневной жизни сидят за компьютером, за рулем. В этом случае специализация не должна быть узкой. Человек ищет возможности получения знаний везде, всегда, за любые деньги — по себе сужу. У нас стабильно раз в три месяца было обучение стрейчингу, реабилитации. Если мы хотим видеть профессионалов, хотим гарантировать результат для клиента, нам очень важно, чтобы то звено было максимально подковано.

Сергей Туганов/realnoevremya.ru
Диана Губайдуллина (вторая справа): На базе нашего клуба есть национальный университет фитнеса. Спектр оказываемых услуг тренера очень большой. Ты можешь быть узким специалистом, который готовит, условно, к соревнованием по пауэрлифтингу, по плаванию. Но 99% потребителей — это люди, которые в повседневной жизни сидят за компьютером, за рулем

Крюков: Институт физкультуры все-таки не ведет образование по этой специальности.

Гатаулин: Сейчас же новое направление — интеллектуальный фитнес. Там за 35 минут ты проходишь все тренажеры, там тренер как таковой не нужен. В зависимости от твоих физических показателей тебе дают направление, и ты отрабатываешь все тренажеры по кругу.

Губайдуллина: Я абсолютно не согласна с этой системой, несмотря на то, что у нас представлена эта система. Побывала в прошлом году на конференции в Калифорнии, там было представлено оборудование TechnoGym. У нас сеть отличается тем, что представлена везде одна марка. Там была линейка, снабженная системой персонального тренинга. Когда мы пытались сделать акцент на фактически бесплатных персональных тренировках, человек, попробовав, не всегда вовлекается в процесс. Прошел тест, задал собственные параметры, выдается программа, исходя из потребностей с визуализацией упражнений. Ты подходишь к тренажеру, вставляешь ключик-флешку, и тебе задается упражнение. Это никогда не заменит личного контакта и технику выполнения. Я думаю, что это вряд ли примет масштабный размах. Мои тренеры — в работе, начиная с 7 утра до 12 вечера. Менее 100 персональных тренировок нет.

Гатаулин: Обновляете оборудование? В связи с курсом как изменилась цена?

Губайдуллина: В этом году процесс затормозился. В течение года мы обычно открывали от 2 до 5 клубов. В этом году компания не открывала клубы, основной акцент был сделан на то, чтобы привести в порядок действующие клубы. С начала следующего года мы планируем далее активно развиваться. Закупками я не занимаюсь, но оборудование существенно подорожало.

Гатаулин: Насколько целесообразно было увеличение площадей до 10 тысяч квадратов?

Закутний: Увеличение площади позволило расширить спортивные залы, увеличить количество спортивных залов, их у нас 12, увеличить количество раздевалок и шкафчиков в раздевалках, мы ввели новые направления фитнеса — многофункциональное многоборье и антигравити-йогу, открыли универсальный зал для игры в футбол, баскетбол, волейбол, теннис, что привлекает в наш клуб большее количество клиентов. Проходимость увеличилась в пять раз.

Сергей Туганов/realnoevremya.ru
Лилия Ахметова (справа): У нас маленький фитнес, у нас есть бассейн, тренажерный зал, сауна. Мы заняли свою нишу. Мы провели ребрендинг. У нас теперь есть клубные этажи, где фитнес включен в стоимость номера

Лилия Ахметова: Меня зовут Лилия, я управляющая фитнес-центром «Корстон». Мы находимся при гостинице. Конечно, у нас маленький фитнес, у нас есть бассейн, тренажерный зал, сауна. Мы заняли свою нишу. У нас нет отдела продаж, нет отдела маркетинга — все в лице меня. Планы составляем на следующий год.

Гатаулин: Для постояльцев гостиницы какие условия?

Ахметова: Мы провели ребрендинг. У нас теперь есть клубные этажи — 24 и 11, где фитнес включен в стоимость номера. Остальные постояльцы могут платить 300 рублей за одноразовое посещение бассейна, в стоимость номера входит тренажерный зал и сауна. Поток увеличился из-за постройки второй башни, поэтому, чтобы разграничить основной поток из города, мы решили сделать бассейн платным. Были возмущения, но сейчас люди привыкают.

Гатаулин: Какая доля постояльцев посещает клуб?

Ахметова: 40%.

Гатаулин: Рентабелен клуб сам по себе?

Ахметова: Мы существуем 9 лет и цены не меняем, есть свои любимые клиенты. Расходы повышаются, каждый отдел отвечает за свои расходы.

Гатаулин: Если бы вы были самостоятельной организацией, были ли бы вы в минусах?

Ахметова: Нет. Мы сейчас не в минусах.

Гатаулин: Вы акцент больше на разовое посещение делаете?

Ахметова: На абонемент.

Гатаулин: Почему не вложить в стоимость номера?

Ахметова: Политика руководства. Также у нас есть крыша, одна половина свободна. Можно сделать на 150 квадратных метров тренажерный зал под прозрачным куполом. Есть уже проект, я ищу инвесторов. Сумма инвестиций по примерному подсчету 25 млн. Площадь — где-то 400 квадратных метров. Тренажеры у нас есть.

Гатаулин: Гостиница сама почему не хочет вложиться?

Ахметова: У нас в компании нет такой возможности. Нужно во многое вложиться.

Гатаулин: Какая минимальная должна быть площадь, чтобы клуб был рентабельным?

Губайдуллина: Студии как таковые тоже очень актуальны. Там создается своя атмосфера. У них могут быть показатели даже выше, чем у больших клубов.

Сергей Туганов/realnoevremya.ru
Виктор Пчельников: Сложности именно в импортозамещении поставки оборудования. Цены взлетели до небес. Отечественные производители не успевают за тенденциями рынка

Виктор Пчельников: Меня зовут Виктор, я управляющий сети клубов Maximus. Со своей стороны мы ощущаем сложности именно в импортозамещении поставки оборудования. Цены взлетели до небес. Отечественные производители не успевают за тенденциями рынка. В частности, отсутствует кардио-линейка, это одна из дорогостоящих позиций. Если с «железом» еще можно поиграть, то с кардио проблема. Так как у нас трафик достаточно высокий в клубах, постоянно требуются комплектующие к замене. Задача стратегически важная — найти поставщиков, которые бы нас устроили по соотношению цена-качество. 15 октября у нас начинаются продажи в третий клуб. Следите за новостями на сайте. Строительство 4-го клуба начинаем осенью с нулевого цикла.

Гатаулин: Площадь какая будет?

Пчельников: Формат клубов примерно схож. Если мы говорим про сухие без бассейна, то формат — 3000-4000 квадратных метров. Если с наличием бассейна, то от 5000. Сейчас мы расширяем сухой, с учетом строительства бассейна, с 2600 до 5000 квадратных метров. Что касаемо цен, то у нас у всех разные бизнес-модели, разные подходы, разные концепции. Если многие из вас делают акцент в большей степени на продление и на персональный тренинг, мы делаем акцент на другие вещи. Мы не ломаем рынок, мы работаем с потоком. Мы тоже хотим работать с продлением, с персональным тренингом, но на данном этапе у нас немного другая модель.

Ахмет Атабаев: Может, поэтому вам дорого обходится обслуживание оборудования?

Пчельников: Именно поэтому мы говорим, что для нас ключевая сложность состоит в импортозамещении. Для нас очень важно, чтобы оборудование можно было быстро ремонтировать, устанавливать, закупать.

Губайдуллина: С уходом Татьяны Кушнаревой концепция у вас не поменялась?

Пчельников: Политика, концепция компании создавалась 5 лет назад. Я открывал первый клуб «Максимус». В начале мы эту политику выбрали. Татьяна здесь ключевой роли не сыграла, чтобы что-то у нас выросло или упало. Модель развития, которой мы сейчас придерживаемся — она устраивает компанию. Я не вижу перенасыщения.

Губайдуллина: Я предлагаю прийти к какому-то решению в рамках тех людей, которые здесь и сейчас находятся. Ваша какая основная позиция? Вы хотите продолжать в этом же ключе?

Пчельников: Существующая бизнес-модель нас полностью устраивает. Уникальность нашего формата в том, что мы выбираем взаимозаменяемое оборудование, чтобы мы не были зависимы. Последний год как минимум при обновлении оборудования мы пересмотрели политику подбора поставщиков, чтобы было меньше усложняющих факторов.

Губайдуллина: По техническому обслуживанию поменять компании, поставляющие вам оборудование, не думали?

Пчельников: Думали. Не у всех все есть в наличии.

Сергей Туганов/realnoevremya.ru
Сергей Крюков (слева): Можно пытаться удержать доходы. Но комплектующие подорожали, химия для бассейнов импортная. Мы повысили цены в двух клубах: на Хади Такташ и Амирхана. Потребитель не изменился

Сергей Крюков: Сергей Крюков, директор «Планеты Фитнес». По 2015 году по доходам спадов нет. Можно пытаться удержать доходы. Но комплектующие подорожали, химия для бассейнов импортная. Мы повысили цены в двух клубах: на Хади Такташ и Амирхана. Потребитель не изменился. Мы повысили цены на клубные карты. Рынок стагнирует на данный момент. Если говорить о нашей задаче — удержание доли на растущем рынке. Олимп, как я понимаю, негативно относится к демпингу?

Губайдуллина: У вас сложилось ложное ощущение. Прошло 1,5 года с момента открытия и начала продаж.

Крюков: «Олимп» открывался 1,5 года. Модель понравилась «Максимусу». Модель имеет место быть. Также имеет место быть модель кредитования строительства клубов за счет потребителей.

Губайдуллина: Вы у нас были, видели все. Ценовая разница кредитования за счет потребителя при цене 5900-6900 на этапе предпродаж и вложенные средства — это абсолютно разные несоизмеримые вещи.

Крюков: Учитывая то, что сеть крупная, и параллельно в других регионах идет тоже самое, то, по сути, инвестирование в открытие одного клуба происходит за счет продаж с других клубов.

Губайдуллина: Вы ошибаетесь.

Крюков: Так скажем, это имеет определенную долю. Вопрос в том, что это большая доля или меньшая. Такова бизнес-модель. Ваш заявленный на момент предпродажи клуб с бассейном до сих пор бассейна не имеет. Вопрос в том — кто больше портит рынок.

Камардина: Да. Бассейн ждем.

Крюков: Это рынок. Кризисы нужны. Они чистят.

Сергей Туганов/realnoevremya.ru
Ахмет Атабаев: Периодически каждый клуб проводит какие-то соревнования, об этом никто не сообщает, случайно приходит. Было бы интересно, если бы мы поработали совместно

Атабаев: Вопрос поднимался по поводу соревнований. Может, работать можно. Потому что периодически каждый клуб проводит какие-то соревнования, об этом никто не сообщает, случайно приходит. Было бы интересно, если бы мы поработали совместно. Может, мы будем сотрудничать в плане распространения информации в своих клубах об этом.

Гатауллин: В любом случае сегодня мы обозначили те проблемы, которые существуют в современных условиях. Для многих из них наметили пути решения. Есть смысл проведения подобных встреч в будущем.


Официальная площадка мероприятия:


Подготовили Виктория Елфимова, Дмитрий Семягин

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

МероприятияБизнес-бранчи

Новости партнеров