«Мы обесценили фитнес как таковой»

Бизнес-бранч «Реального времени» с представителями фитнес-центров. Часть 1

«Мы обесценили фитнес как таковой»
Фото: Сергей Туганов/realnoevremya.ru

На очередном бизнес-бранче «Реального времени» представители отрасли фитнес-услуг обсудили ее развитие в кризис и возможные законодательные ограничения, которые будут приняты в ближайшее время. Как оказалось, компании столкнулись с проблемой импортозамещения тренажеров и их комплектующих. Удар по рынку наносит и демпинг со стороны отдельных игроков. Но главной проблемой эксперты все-таки считают качественные кадры. При этом, вопреки кризису, многие участники рынка намерены продолжать строительство новых клубов.

Участники бизнес-бранча:

  • Оксана Соломатина — руководитель отдела по работе с клиентами оздоровительного центра Terra Vita
  • Ахмет Атабаев — директор маркетингового агентства «Реклама+»
  • Диана Губайдуллина — управляющая спортивным клубом Olymp
  • Кристина Камардина — специалист отдела маркетинга сети фитнес-клубов Olymp
  • Денис Закутний — руководитель отдела продаж Центра фитнеса «Акимбо-Казань»
  • Гульназ Махмутова — маркетолог фитнес-центра PandaGym
  • Эльмира Зинатуллина — руководитель отдела продаж фитнес-центра PandaGym
  • Лилия Ахметова — управляющая фитнес-центром отеля «Корстон»
  • Виктор Пчельников — управляющий сети клубов Maximus
  • Сергей Крюков — региональный менеджер СК «Планета Фитнес»
  • Фаиль Гатаулин — руководитель аналитического отдела интернет-газеты «Реальное время», модератор

Фаиль Гатаулин: Сегодня мы собрали вас для того, чтобы побеседовать о проблемах рынка фитнес-услуг. Давайте познакомимся и обсудим, с какими трудностями вы сталкиваетесь.

Гатаулин:Какие проблемы возникают с потребителями на данный момент? Как повлиял на вашу деятельность кризис?

Оксана Соломатина: Меня зовут Оксана Соломатина, я руководитель департамента по работе с клиентами и параллельно по работе отдела продаж большого комплекса Terra Vita, который представлен как один из сегментов фитнеса. Проблем в комплексе не очень много. Сегмент бизнес-класса. Одна из проблем, с которой сталкиваются, я думаю, все здесь присутствующие — это сервис, который и должен выделять клуб из всех существующих.

Соломатина: Кризис повлиял на нас в лучшую сторону, продажи увеличились. Это факт.

Гатаулин: Продления или новые клиенты?

Соломатина: И новые клиенты, и продления. Мы увеличили стоимость клубных карт, и продажи повысились. Возможно, это временное явление.

Гатаулин: Это сезонность?

Соломатина: Нет, не сезонность.

Гатаулин: Какой процент продления карт?

Соломатина: Стандартное продление должно быть не менее 30%, у нас оно есть.

Гатаулин: Это какой сегмент? В плане клиентов у вас же несколько сегментов по ценовой категории?

Соломатина: Высокий сегмент. Я имею в виду бизнес-сегмент.

Гатаулин: Наше издание делало опрос и выявило такую проблему, что в основном около 40% клиентов готовы платить всего лишь до 1000 рублей в месяц.

Соломатина: Дело в том, что Terra Vita отличается от фитнес-клубов. Я сейчас говорю про другой сегмент фитнеса — про клубные карты, которые включают в себя medical spa. Медицинская составляющая у нас очень развита. Если затрагивать сегмент медицины, spa, то там немножко другие показатели. Мы говорим сейчас о фитнесе и о клубных картах. Не знаю, за что они готовы платить 1000 рублей.

Гатаулин: Расширяться планируете?

Соломатина: У нас большой комплекс, несколько этажей.

Гатаулин: А второй комплекс?

Соломатина: Пока нет, не сетевой комплекс. В этом комплексе еще много работы, поэтому о расширении пока речи не идет. Ставку делаем на другом.

Гатаулин: На что вы делаете ставку?

Соломатина: Как я говорила, сервис. Мы наняли человека, который 8 лет жил в Англии. Будем сейчас делать бизнес-план на развитие персонала и так далее.

Сергей Туганов/realnoevremya.ru
Ахмет Атабаев: У людей нет денег на дополнительные траты. Фитнес выходит за рамки жизненно необходимых вещей. Он популярен, но не входит в пирамиду Маслоу

Ахмет Атабаев: Меня зовут Ахмет, в отличие от коллег, я не имею отношения к фитнесу: работаю в рамках продвижения услуг. Кризис повлиял на тех, с кем мы работаем. Есть небольшое сезонное падение, и взлет, который должен был в сезоне быть, не произошел. У людей нет денег на дополнительные траты. Фитнес выходит за рамки жизненно необходимых вещей. Он популярен, но не входит в пирамиду Маслоу. Для меня, допустим, это важно, а для обывателя фитнес — это что-то такое, чем можно заниматься, но необязательно. Тем более массовый клиент фитнес-клубов — это не профессиональный качок, это обычные рядовые пользователи.

Гатаулин: Как-то спортивные мероприятия в Казани повлияли на отношение к фитнесу?

Атабаев: Не повлияли. Люди ориентируются на свой кошелек, на цены. Очень серьезный рост цен на продукты, услуги, товары произошел, а доходы не увеличились. Реклама не просела, у нас наоборот стало больше клиентов, потому что продажи падают. Есть такая информация, что они стагнируют, не произошел должный подъем весной.

Гатаулин: За счет чего у вас прибыли увеличились?

Атабаев: У нас становится больше клиентов в связи с тем, что продажи падают.

Гатаулин: То есть клубы сами не могут продать?

Атабаев: Клубы продают, но нужен лучший маркетинг, лучшая реклама.

Гатаулин: У вас какая аудитория? Какие пути?

Атабаев: Мы работаем со всеми путями, со всеми коммуникациями.

Гатаулин: Какие клубы с вами работают?

Атабаев: Я здесь представляю Powerhouse Gym и Iron Club. Они меня попросили поучаствовать в мероприятии.

Сергей Туганов/realnoevremya.ru
Диана Губайдуллина: Рынок на данный момент перенасыщен теми, кто хочет развиваться в направлении фитнеса. Все инструкторы поголовно владеют техниками, но при этом это абсолютно не гарантирует качество

Диана Губайдуллина: Диана, управляющая спортивного комплекса Olymp. Не совсем соглашусь относительно ожидаемого подъема. Понятие сезонности как таковой в фитнесе существует, и я думаю, что это не зависит от кризиса. Человек всегда хочет выглядеть хорошо, и в последнее время это политика и государства в том числе, то есть развитие здоровой нации. Мы стараемся этому следовать. Стараемся вовлекать большее количество клиентов не только с целью развития бизнеса как такового, но все-таки с целью оздоровления нации и простого обывателя в том числе. Очень важно, когда с юного возраста люди начинают увлекаться здоровым образом жизни. Открытие различных спортивных площадок также способствует этому. Учитывая открытие конкурентов, индустрия как таковая процветает. Я думаю, что за ней — большое будущее, поскольку человеку ощущение здоровья, внешность всегда будут важны, и не важно, сколько это стоит. Потребитель вправе выбирать при наличии в Татарстане Luciano, Terra Vita, Olymp. Мы тоже — бизнес-категория. Я думаю, кто-то будет ходить и за 1000 рублей, но позволит себе при этом фитнес. А кто-то может вкладывать какие-то средства при условии и понимании того, что это абсолютно другой сервис, как уже сказала Оксана: абсолютно другой уровень занятий, уровень персонала и того результата, который можно ожидать. Относительно проблем, которые есть здесь и сейчас, поскольку только развивается направление, не каждый потребитель владеет полной картиной того, что он может получить. Мы можем многое предложить, но очень важно это донести корректно, чтобы человек принимал решение осознанно и, соответственно, понимал, к какому результату он хочет прийти. Здесь очень важен подбор персонала. Рынок на данный момент перенасыщен теми, кто хочет развиваться в направлении фитнеса. Все инструкторы поголовно владеют техниками, но при этом это абсолютно не гарантирует качество.

Гатаулин: Как вы думаете, какая доля рынка еще свободная? Сколько еще клубов можно построить и открыть в Казани?

Губайдуллина: Я думаю, что если на каждый район, с точки зрения насыщенности — ненасыщенности, каждый клуб будет востребован в той или иной степени. Я в качестве тренера тоже функционирую, соответственно, люди ездят ко мне издалека. Территориальность не имеет такого значения. Есть, конечно, глухие районы, но опять же никто не отменял собственного ощущения здоровья. Сейчас, в силу наших жизненных обстоятельств, окружающей среды, состояния здоровья, можно потратить на лекарства те же средства. Когда тебе доктор говорит, что вы должны трижды в неделю ходить на ЛФК, а ЛФК в больнице обходится дороже, чем персональные тренировки. Здесь человек делает выбор. Я думаю, проще сходить в своем районе в фитнес-клуб трижды в неделю.

Гатаулин: Когда вы бассейн откроете?

Губайдуллина: В ближайшее время. Планируется в ноябре, если все у нас будет хорошо с администрацией, приемкой и так далее…

Гатаулин: У вас же были проблемы именно технические?

Губайдуллина: Да, но в любом случае мы сдаем всем соответствующим организациям. Контакты налажены.

Гатаулин: На сколько ожидается увеличение активации карт в бассейн?

Губайдуллина: На 70%. Стоимость карты повысится, конечно.

Гатаулин: Сейчас у действующих клиентов карта остается та же самая?

Губайдуллина: Да, конечно. Ничего не придется доплачивать за открытие бассейна и так далее. Бассейн обязательной услугой не является, при его наличии он так или иначе оказывается бесплатным, входит в стоимость. Так же как и наличие фитнес-бара.

Гатаулин: Расширяться еще планируете?

Губайдуллина: Да.

Гатаулин: В каком районе, если не секрет?

Губайдуллина: Относительно территориальности, к сожалению, не могу сказать, но в Казани. У нас сейчас открывается клуб в Уфе на 8 тысяч квадратных метров. У юридического лица 2 направления — это средний класс «Alex фитнес» и премиум линейка — это Olymp. На данный момент в России — 8 клубов. По Казани, я думаю, что на Alex акцент держится.

Гатаулин: А инвестиции какие в клуб? Если построить клуб с нуля вашего формата, какие инвестиции требуются?

Губайдуллина: Я не смогу поделиться с вами этой информацией.

Сергей Туганов/realnoevremya.ru
Кристина Камардина (вторая справа): Очень важно взаимодействие всех отделов, чтобы не только мы с помощью рекламных источников привлекали людей. Очень важно, чтобы люди оставались

Кристина Камардина: Меня зовут Кристина, я специалист отдела маркетинга сети фитнес-клубов Olymp. Диана достаточно подробно озвучила ряд проблем, которые у нас есть. Естественно, очень важно взаимодействие всех отделов, чтобы не только мы с помощью рекламных источников привлекали людей. Очень важно, чтобы люди оставались. Здесь взаимодействие и отдела продаж, который является следующей инстанцией, и тренерского состава, которые создают впечатление и вовлеченность в процесс. Естественно, важно, чтобы в клубе было свежо, просторно. Мы по всем этим направлениям ведем работу. Сейчас мы откроем бассейн и будем более масштабно заявлять о себе, о том, что мы открылись на рынке Казани. Сейчас преимущественно мы работаем с теми клиентами, которые уже приобрели абонементы, когда клуб открыл свои двери.

Губайдуллина: Прошу заметить, что есть статистика, что человек готов платить 1000 рублей в месяц за фитнес. Часто возникает ситуация, когда человек за 2000 рублей разницы выбирает не самые лучшие условия и идет туда, где на 2000 дешевле. Это создано за счет рекламы, дисконта. Продавать можно все, что угодно, но дисконт — это не основной аргумент. А создавая атмосферу внутри региона, Казани, Татарстана, очень печально, что мы обесценили продукт как таковой. Очень хочется сегодня, познакомившись, создавать различные соревнования на уровне комплексов. Есть попытки, но почему-то они не очень актуальны.

Гатаулин: Доля корпоративных клиентов какая у вас?

Губайдуллина: На данном этапе небольшая.

Гатаулин: С чем это связано? Компании сами отказываются?

Губайдуллина: Ценник. Мы не ориентируемся на дисконт. Мы можем какие-то тестовые варианты предложить, но, когда человек делает выбор на достаточно длительный срок, у нас есть что предложить, помимо цены.

Окончание следует


Официальная площадка мероприятия:

Подготовили Виктория Елфимова, Дмитрий Семягин, фото Сергея Туганова
МероприятияБизнес-бранчи

Новости партнеров