Евгений Гришин: «Имеет смысл воссоздать министерство химической промышленности»

Сегодня в Нижнекамске пройдет пленарное заседание международной научно-практической конференции «Развитие глубокой переработки углеводородного сырья в Российской Федерации», в которой примет участие президент РТ Рустам Минниханов. В преддверии этой дискуссии тему развития инвестиционной привлекательности нефтехимической промышленности, некоторые ее проблемы и возможности их решения в своей статье, написанной специально для «Реального времени», поднимает депутат Государственной Думы РФ, заслуженный экономист Республики Татарстан Евгений Гришин.

Нельзя делать упор лишь на один сектор

Пока что и государство, и бизнес, и население активно занимаются сокращением неприоритетных расходов и издержек. Это является вполне естественной реакцией на кризисные явления. Только надо понимать, что такие расходы для контрагентов становятся недополученной выручкой, прибылью, невыплаченной зарплатой. Через некоторое время это отзовется для бюджетов всех уровней уменьшением доходной части.

Однажды Джон Рокфеллер сказал: «Не надо бояться больших расходов… Надо бояться маленьких доходов».

Основным источником для федерального бюджета являются поступления от нефтегазового сектора, их доля в доходной части составляет 52%. Несомненно, наличие в нашей стране значительных запасов нефтегазового сырья — наше конкурентное преимущество, а нефтегазовый комплекс остается «становым хребтом» нашей экономики. Но необходимо помнить мудрую поговорку: «Не храните яйца в одной корзине». Поэтому для большей устойчивости финансовой системы и экономики в целом крайне необходимо создавать еще несколько мощных опорных точек. Нельзя делать упор лишь на один сектор, тем более что он сильно зависит от конъюнктуры внешнего рынка, что наглядно продемонстрировал декабрь 2014 года.

За 10 лет доля нефтегазовых доходов федерального бюджета выросла, а не наоборот, как следовало бы ожидать

Много говорилось об отходе от экспортно-сырьевой ориентации, о переходе к инновационной экономике, о глубокой переработке нефтегазового сырья. Именно при глубокой переработке обеспечивается существенный рост налоговой базы. Каждый передел создает добавленную стоимость, и она тем больше, чем больше глубина переработки. В добавленной стоимости — прибыль товаропроизводителя, амортизация, зарплата переработчиков и соответствующие налоги в бюджет.

Несомненно, наличие в нашей стране значительных запасов нефтегазового сырья — наше конкурентное преимущество, а нефтегазовый комплекс остается «становым хребтом» нашей экономики. Но необходимо помнить мудрую поговорку: «Не храните яйца в одной корзине»

Кстати сказать, такой важный показатель, как валовый внутренний продукт (ВВП), можно с небольшим поправочным коэффициентом исчислить и как сумму добавленных стоимостей, созданных в стране. Отсюда такой важный индикатор благосостояния в государстве, как ВВП на душу населения. Таким образом, добавленная стоимость и тренды ее изменения могут служить ориентирами при принятии управленческих решений.

Тема ухода от сырьевой ориентации нашей экономики — актуальна, и вновь говорить об этом заставляет то обстоятельство, что за последние десять лет (с 2005 по 2014 годы) доля нефтегазовых доходов федерального бюджета выросла с 42 до 52%, а не наоборот, как следовало бы ожидать. Справедливости ради, надо отметить, что в этих доходах есть такая позиция, как вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти, и логичнее эти суммы вычесть, если мы говорим о сырьевой ориентации. При такой корректировке, нефтегазовые доходы за этот период выросли с 38,3 до 41,7%. Цифры выглядят лучше, но вспомним, что Резервный фонд и Фонд национального благосостояния формируются за счет продажи все того же сырья.

При понимании сути этой задачи, при желании решать ее, недостижение должных результатов показывает на отсутствие детально проработанной «дорожной» карты.

Техас и Эмираты выделяют до 97% этана, а Оренбургская область – порядка 36%

Парадоксально, но при богатейших ресурсах углеводородного сырья нефтехимические предприятия Поволжского и Уральского регионов работают в неполную силу из-за нехватки этого сырья. Ситуация обострилась после аварии в 1989 году на продуктопроводе «Западная Сибирь – Урал – Поволжье». Работа по проекту воссоздания транспортировки газового сырья из Западной Сибири на перерабатывающие предприятия Татарстана, Башкортостана и Самарской области, несмотря на все усилия заинтересованных сторон, не получает должной государственной поддержки. Но ведь при реализации этого проекта нефтехимические предприятия регионов заработают в полную силу, и для бюджетов всех уровней результатом будет существенная отдача.

Нельзя не сказать еще об одном существенном резерве. В мире существует 3 основных месторождения газа с богатым содержанием этана, являющегося ценным сырьем для производства полиэтилена: американский штат Техас, Эмираты и Оренбургская область – разница лишь в том, что в первых двух выделяют до 97% этана, а у нас – порядка 36%.

В части отхода от сырьевой ориентации делается немало. С 2011 года в нашей стране перерабатывается более половины объема добываемой нефти. В 2014 году на переработку внутри страны поставлено 56% от всей добываемой нефти. Валовая добавленная стоимость в химическом производстве РФ возросла за 10 лет в 3,5 раза. Например, в Татарстане завершено строительство первой очереди нефтехимического комплекса ТАНЕКО, что удвоило объемы переработки в республике. Ощутимой федеральной поддержкой при этом стало финансирование объектов инфраструктуры за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. В этом году в республике завершается строительство завода по производству аммиака, метанола и карбамида из природного газа.

Перспективой для химической промышленности страны стало бы развитие газохимии

В конце 2016 — начале 2017 года группа компаний ТАИФ завершит строительство комплекса по переработке тяжелых остатков нефти. Комплекс уникален даже по мировым стандартам. Существует пропорция: из тонны нефти выход светлых нефтепродуктов составляет порядка 720 кг, технология переработки нефти, предусмотренная на комплексе, позволит получать 980 кг светлых нефтепродуктов экологического стандарта ЕВРО-5. При этом надо отметить, что будет перерабатываться высокосернистая нефть. В данном строительстве участвуют ведущие фирмы США, Англии, Японии, Германии и Италии.

Опыт нашей республики показывает, что резервы — огромны. В республике делается ставка на кластерное развитие. Есть понимание, что кластер — это не только группы предприятий в рамках отдельных отраслей, но и интеграция различных отраслей. Так, вокруг наших крупных нефтехимических предприятий наращивается группа малых предприятий по дальнейшей переработке химической продукции с выходом на готовые изделия, вокруг автопрома – группа поставщиков комплектующих изделий. Будучи внутри кластера автопрома, поставщики, производящие пластмассовые, резиновые и другие компоненты автомобиля, являются связующим звеном между нефтехимическим и автопромышленным кластерами. Таким образом, кластерный подход позволяет нам повысить эффективность использования ресурсов, плотность хозяйственных взаимосвязей, увеличить объем добавленной стоимости, создаваемой внутри республики, и достичь существенного мультипликативного эффекта.

Следует отметить, что огромной перспективой для химической промышленности страны стало бы развитие газохимии. Доля газа, используемого в стране в качестве химического сырья, не превышает 3,5% от объема добычи. Если вспомнить историю, то бурный рост химической промышленности в 70-е годы прошлого века вывел нашу страну на передовые позиции. Большая заслуга в этом Леонида Аркадьевича Костандова, министра химической промышленности СССР с 1965 по 1980 годы, столетие со дня рождения которого мы будем скоро отмечать. При нем наша страна вышла на первое место в Европе и на второе место в мире по объему производства химической продукции. А по производству синтетического каучука и удобрений мы были мировым лидером. В то время за счет синергетического эффекта сильный импульс для развития получили отрасли: машиностроение, энергетика, строительство, легкая промышленность. Несомненно, производство химической продукции на основе глубоких переделов и сейчас способно стать локомотивом для экономики. Задачу по отходу от сырьевой ориентации нашей экономики еще никто не снимал с повестки дня. Наверное, имеет смысл воссоздать министерство химической промышленности в РФ для координации работ по реализации этой задачи.

Несомненно, производство химической продукции на основе глубоких переделов и сейчас способно стать локомотивом для экономики

Надо отметить, что тема вовсе не нова. В 1877 году наш известный ученый Д.И. Менделеев опубликовал книгу «Нефтяная промышленность в Северо-Американском штате Пенсильвании и на Кавказе». В ней он отмечал положительный опыт по этому направлению в Америке. Ученый писал: «Господа московские и всякие прочие русские капиталисты! Пустите ли вы французов, немцев, шведов, англичан и американцев эксплуатировать и это русское богатство и нажить на нем хороший барыш или сами догадаетесь взять его?.. Покажите миру хоть на этом деле, что можете сами справиться со своим богатством, когда дана вам широкая свобода и есть русский пример. Вам, господа русские капиталисты, предстоит осветить и смазать Россию и Европу, разделить эту службу с Америкой да по пути превратить четырехкопеечный продукт в пятирублевый».

Конечно же, потребуется значительный объем капвложений, но государство посредством мер стимулирования инвестиций, партнерства с бизнесом многое может сделать, благо, имеется богатый инструментарий (налоговые, таможенные, тарифные преференции, субсидирование и многое другое). Это позволит повысить рентабельность работы предприятий. Кстати сказать, у коммерческих банков страны есть средства для кредитования, но банки не выделяют средства именно потому, что у многих предприятий рентабельность невысокая. И, конечно же, нужны меры по стимулированию спроса на химическую продукцию, при этом заработает вся цепочка. Потенциал внутреннего рынка огромен, а высокий уровень импорта химической продукции (более 30%, а по отдельным продуктам — более 80, что зачастую находится за гранью экономической безопасности) указывает на существенный резерв развития. Не нужно бояться использовать средства Фонда национального благосостояния на эти проекты.

Процессы предоставления поддержки со стороны государства проходят весьма сложно

Наряду с системными мерами по улучшению инвестиционного климата, необходимо задействовать такую форму работы, как публикация инвестиционной декларации РФ. Это особенно важно в ситуации, когда идут процессы по амнистии капитала. Если делается первый шаг, то вполне логичен второй. Государство должно предложить инвесторам направления потенциальных инвестиций, проинформировать о том, какие отрасли будут стимулироваться. Приоритеты государства должны быть прозрачны, причем на долгосрочный период. Это важно и в условиях действия санкций в отношении РФ. Эти меры в том числе позволят остановить отток капитала из страны и превратить его в инвестиционный ресурс.

Потенциал внутреннего рынка огромен, а высокий уровень импорта химической продукции (более 30%, а по отдельным продуктам — более 80, что зачастую находится за гранью экономической безопасности) указывает на существенный резерв развития

Надо отметить, что процессы предоставления поддержки со стороны государства проходят весьма сложно. Я хорошо знаю, какие заключения пишет по этому поводу министерство финансов. Сам работал в финансовой системе, и мне тоже приходилось готовить письма о выпадающих доходах бюджета. Но мне так же посчастливилось поработать помощником по экономическим вопросам сначала у Рустама Нургалиевича Минниханова в бытность его премьер-министром Республики Татарстан, затем у первого президента республики Минтимера Шариповича Шаймиева. Был представителем республики в советах директоров ОАО «Казаньоргсинтез», «Нижнекамскнефтехим» и ряда других акционерных обществ. Кстати, представительство государства в советах директоров предприятий с государственной долей — очень полезный инструмент – знаете ли, как-то очень хорошо «приземляет», лучше понимаешь нужды товаропроизводителей. При принятии решений о поддержке нужна «золотая середина», государственный подход.

Например, одно время была практика, когда на новых и на старых, уже выработанных месторождениях с тонны нефти налог взимался одинаковый. У нас в республике, например, средний дебит одной скважины составлял в 2004 году до 4 тонн, а новые скважины в Западной Сибири фонтанировали с дебитом 20 тонн и выше. Такое налогообложение приводило к тому, что наши скважины становились нерентабельными. И в перспективе — потеря десятка тысяч рабочих мест. А самое главное — данная система приучала нефтяников всей страны «снимать сливки» и не разрабатывать малодебитные месторождения.

Долго убеждали федеральные структуры о необходимости индивидуального подхода к месторождениям в зависимости от их выработанности, но — безуспешно. В эту работу включился Шаймиев. В «Российской газете» была опубликована его статья по данной проблеме с развернутой аргументацией. Была даже ссылка на указ Петра I «Об учреждении Берг-Коллегиума для ведения в оном дел о рудах и минералах». В этом указе была весьма актуальная норма: «При сем же Мы всемилостиво намерены и оную десятую часть (т.е. десятую долю от прибыли) на несколько лет отпустить и тем пожаловать, ежели при искании тех руд будет убыток больше прибыли».

На всю эту эпопею ушло два года, в итоге удалось отстоять предложения республики. Если уж быть до конца последовательными, то уместно проработать вопрос о дифференциации налогообложения в зависимости от качества добываемой нефти. Так, например, наша высокосернистая нефть весьма «агрессивна» к нефтепроводам и технологическому оборудованию, что естественно требует дополнительных затрат.

Если быть до конца последовательными, то уместно проработать вопрос о дифференциации налогообложения в зависимости от качества добываемой нефти

Кстати сказать, там, где крупным компаниям не выгодно разрабатывать мелкие, разбросанные месторождения, в том числе с трудно извлекаемыми запасами, у нас в республике работают 33 малые нефтяные компании. На них приходится уже 21% всей добычи нефти в Татарстане, и ежегодно эта доля увеличивается.

При существующей ситуации монополиям не очень-то нужны инновации

Хотел бы высказать ряд суждений по проблеме, которая, на мой взгляд, вытекает из наличия в нашей стране предприятий-монополистов. Конечно же, имеется историческая склонность нашей экономики к крупным формам хозяйствования, причем здесь «первую скрипку» играют предприятия ТЭК. Основной негативный момент в монополизме – слабая конкурентная среда в экономике. Новым компаниям чрезвычайно сложно выходить на существующие рынки. Наблюдается и переток рабочей силы на предприятия-монополисты. Необходимо помнить, что только в конкурентной борьбе востребованы инновации (чтобы опережать соперников) — это чрезвычайно важный посыл. При существующей ситуации монополиям не очень-то нужны инновации. Получить дополнительную прибыль или сократить свои издержки они могут, применив административный ресурс, которым они обладают в силу своего особого положения.

В конце 2008 года, в самый разгар кризиса, одно наше предприятие (подозреваю, что не только оно) получило письмо от одной из монополий о том, что цена на продукцию предприятия, поставляемую для нужд этой монополии, с 1.01.2009 года будет на 20% ниже. При этом гендиректор предприятия слезно просил не афишировать эту ситуацию из-за боязни потери заказа. Комментарии излишни.

Насаждать инновации, используя только властные полномочия, – чрезвычайно тернистый путь. Нужно создавать в экономике условия, при которых сложится потребность в инновациях. И конечно же, для создания инновационной экономики нужны генераторы инноваций или, как верно говорят, человеческий капитал. При этом инвестиции в него являются главным условием формирования инновационной экономики. Под самое пристальное внимание должна быть взята вся цепочка по сопровождению талантливой молодежи со школьной скамьи до высшего учебного заведения и на начальном этапе работы в лаборатории. Без этого история с нобелевскими лауреатами – нашими бывшими соотечественниками Андреем Геймом, Константином Новоселовым, Алексеем Абрикосовым будет продолжаться вновь и вновь.

В завершение хотел бы привести слова одного из ведущих специалистов в области стратегического управления, профессора, автора книги «Открытые инновации…» Генри Чесбро. «Чтобы экономика, основанная на знаниях, заработала эффективно, необходимы определенные институциональные условия. Естественно, в развивающихся странах таких условий нет или их недостаточно. Но чтобы сделать шаг вперед, необходимо направить экономическую политику на те цели и задачи, к которым сейчас стремятся развитые страны. То есть нужно попасть не туда, где экономика развитых стран была вчера, а сразу туда, где она окажется завтра».

Использованы фото unite.tatneft.ru, taneco.ru, Романа Хасаева, Максима Платонова

Евгений Гришин

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров