«К мелким производителям сильно никто не придирается, но нельзя сказать, что их продукция очень качественная»
ГУП «Национальная торговая марка» за 10 месяцев свое работы успело создать 5 брендов для сельскохозяйственной продукции Татарстана и запустить их регистрацию. Однако пока работы предприятия далеки от желаний фермеров, как далек и конкурс «Казылык», на котором, кроме крупнейших переработчиков мяса птицы, конкурсантов может не оказаться. Фермеры, со своей стороны, в ответ на все инициативы жалуются на «палки в колеса от чиновников» и слово без дела.
Новый единый бренд как знак качества, или чем привлечь покупателя
Руководитель ГУП «Национальная торговая марка» Илсур Сафиуллин накануне рассказал журналистам о проделанной в течение 10 месяцев работе по созданию татарских национальных брендов. ГУП создали 26 ноября 2014 года, после того как президент РТ заявил о необходимости создания единого республиканского бренда. По итогам 10-месячной работы подали заявки на регистрацию не одного, а сразу 5 национальных брендов и подготовили первый, пилотный фестиваль-конкурс «Национальная торговая марка Республики Татарстан», который пройдет на территории агропарка «Казань» 10 октября и будет посвящен мясной продукции.
Среди пяти брендов — «Национальная торговая марка», «Свой продукт», «Честный продукт», «Юмарт», «Намус». На данный момент они прошли проверку федерального агентства по интеллектуальной собственности; чтобы окончательно зарегистрировать эти бренды, требуется еще 11 месяцев. Концепцию главного бренда — «Национальной торговой марки» — создавали студенты, среди которых был проведен конкурс идей. Профессиональные маркетологи, по словам Сафиуллина, ничего нового не сказали. Потом с помощью профессиональных дизайнеров была выбрана графика и название этих пяти предложений.
Чтобы использовать бренд «Национальная торговая марка», производители сельскохозяйственной продукции должны пройти сертификацию. Стоимость этой сертификации обещают сделать приемлемой в том числе и для представителей малого и среднего бизнеса. Сам Илсур Сафиуллин уверен, что получение сертификата «Нашей марки» будет выгодно выделять производителей на фоне конкурентов. Заветная печать на упаковке, по задумке, будет также обещать, что предоставляемый продукт соответствует всем нормам качества.
Татарстанские производители не в силах обеспечить крупные торговые сети товаром
ГУП «Национальная торговая марка» начало переговоры с крупными ритейлерами — «Ашаном», «Магнитом» и другими — о реализации продукции под новыми брендами. Однако оказалось, что татарстанские производители не в силах обеспечить запросы крупных сетей.
— Они были готовы принять продукцию наших сельхозпроизводителей, но в связи с тем, что объемы у них не очень большие, их хватает обеспечить потребность в продукте только в течение недели, месяца. Ритейлерами было высказано предложение сгруппировать товарные группы, которые есть у наших сельхозпроизводителей.
В связи с этим ГУП «Национальная торговая марка» выступило с инициативой создания сельхозкооперативов. На данный момент при поддержке организации существуют кооператив мясного направления «МАЛ», сельскохозяйственный сбытовой потребительский кооператив «Живое село» и овощной «Усенте», в который входит тепличный комбинат «Майский», «Аппак», ферма Гумерова. К слову, на данный момент и без помощи «Национальной торговой марки» под эгидой Ассоциации фермеров Татарстана фермерами открыто 145 сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
«Как ни странно, все мелкие производители начали отказываться»
Своеобразным отчетом о проделанной работе недавно созданной организации станет и пилотный фестиваль-конкурс «Национальная торговая марка Республики Татарстан», который пройдет на территории агропарка «Казань» 10 октября. По мнению Сафиуллина, этот фестиваль должен стать традиционным, как праздник пива в Германии, праздник свежего вина во Франции или праздник помидоров в Испании.
На этот раз главной темой конкурса был выбран «Казылык», то есть премия в области отечественной мясопереработки. В дальнейшем планируется его проведение для молочной продукции, выпечки и т.д. Членский взнос по одной номинации в Татарстане составляет порядка 10 тысяч рублей, поэтому финансовая часть организации мероприятия лежит на плечах самих участников. В среднем одна крупная компания выставляет продукцию по 5-6 номинациям.
На мероприятие приглашены как производители, так и потребители продукции, в числе которых — различные кухни мира: татарская, азербайджанская, турецкая. О приглашенных звездах Сафиуллин предпочел умолчать, но заметил, что оценивать конкурсантов среди прочих членов жюри будет татарская певица Венера Ганиева.
Среди участников конкурса — крупные татарстанские предприятия: «Челны-Бройлер», «Пестречинка» и другие. А вот представителям малого бизнеса идея с конкурсом пришлась не по вкусу. Причину Сафиуллин нашел достаточно быстро: их продукция просто не соответствует требуемым нормам качества.
— Как ни странно, все мелкие производители начали отказываться. Я думаю, это было связано с вопросами относительно качества их продукции. Да, сегодня они на рынке свою продукцию продают, сильно никто не придирается, но нельзя сказать, что эта продукция очень качественная, поэтому многие отклонились от фестиваля. Мы и не педалировали.
Есть ли татарстанская альтернатива марийской колбасе?
По словам спикера, нужно подтягивать качество татарстанской продукции, а «Национальная торговая марка» должна выступать в качестве посредника между производителем и потребителем. Все благие посылы созданной организации понятны. Они говорят о продвижении и популяризации татарстанской продукции. Вспомнив об объявлении банкротом в августе этого года одного из старейших предприятий Татарстана — ОАО «Казанский мясокомбинат», корреспондент «Реального времени» попросил Сафиуллина оценить ситуацию на рынке мясоперерабатывающей промышленности в Татарстане и ответить на вопрос, является ли наша продукция конкурентоспособной на фоне той же продукции Йошкар-Олинского мясокомбината.
— К сожалению, действительно, мы пока небольшое внимание уделяли продвижению наших товаров. Наши производители были предоставлены сами себе в связи с тем, что в той же «марийке» не было, наверно, других флагманов промышленности. Я удивляюсь, так как даже по пути в Кукмор в селах стоят их магазинчики. Они сильно поработали над продвижением своих локальных брендов. Сегодня, надо признать, мы эту работу упустили и только ее начинаем. Но такие возможности у наших производителей есть. Татарстан по развитию сельского хозяйства занимает одно из первых мест в России. Мы производим где-то 7% молока и занимаем первое место по объему произведенного молока. Если оно уходит в Самару и возвращается оттуда под маркой Danone, это же говорит о том, что наши деньги ушли туда. Наша задача — чтобы они оставались здесь и наши люди богатели и получали побольше средств.
«С высоких трибун говорят одно, а местные чиновники вставляют палки в колеса»
«Реальное время» попросило экспертов оценить деятельность ГУП «Национальная торговая марка». Генеральный директор ООО «Татптицепром» Марс Алиев уверен, что помочь сельскому хозяйству может только самостоятельная работа и поддержки.
— Таких выдуманных организаций у государства очень много. Они хотят быть посредниками, производить они не хотят. Якобы то, что сельхозтоваропроизводители производят, они предлагают на других уровнях и считают себя очень важными людьми. Это как в известной сказке про корешки и вершки. Наша продукция должна быть востребована и в других регионах. «Покупай татарстанское» очень хорошо работает. В свое время на 70-80% рынок заполонила красиво упакованная продукция. А сельхозтоваропроизводители, которые не могли красиво положить товар на прилавки, отстранились немного, их перекупали и переупаковывали. Бренд «Покупай татарстанское» говорит о том, что в Татарстане производится самая свежая продукция. Сельхозпроизводителям реально могут помочь только самостоятельная работа и поддержки. С высоких трибун говорят одно, а местные чиновники вставляют палки в колеса. Если бы все, что говорит правительство, осуществлялось на деле, все было бы хорошо. Сколько незасеянных площадей — а сколько желающих их засеять!.. Им не дают возможности работать, растет бурьян. Фермеры не могут приобрести земельные участки под фермами, и они начинают думать: развивать молочное скотоводство, свиноводство, или землю отберут, а ферму разрушат.
Председатель Ассоциации фермерских хозяйств Камияр Байтемиров оценивать работу «Национальный торговой марки» не стал, но рассказал, что инициативу создания единого бренда приветствует.
— Это очень хорошо, что единый бренд. Но для единого бренда нужна соответствующая экологически чистая продукция. Если мы этого добьемся, выработаем определенные регламенты, тогда мы и сможем говорить: «Да, бренд».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.