Рустам Минниханов: «Министр дорожного хозяйства? Я вижу и замминистра строительства. Самый большой бардак — у вас!»

Книга под редакцией Равиля Зарипова, обмен опытом с Наилем Магановым, и как рабочие на КАМАЗе научились выключать свет во время обеда

Сегодня в Челнах состоялась 2-я конференция по вопросам бережливого производства (БП) и повышению производительности труда. Несмотря на, казалось бы, узко-производственную составляющую и ряд скучных докладов, корреспондент «Реального времени» услышал и узнал немало любопытного и даже интригующего, вплоть до знакомства с книгой по БП, написанной камазовскими менеджерами под редакцией самого министра промышленности РТ Равиля Зарипова. Главный итог: Рустам Минниханов, побывавший также сегодня на КАМАЗе, призвал разгрести «бардак» в минстрое и ведомстве Ленара Сафина при помощи лин-технологий. Интересно, что это уже вторая попытка войти в ту же воду: первая попытка наладить эффективность работы чиновников, инициированная министром экономики Маратом Сафиуллиным в 2010 году, закончилась его увольнением. Кроме того, гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин рассказал корреспонденту «Реального времени» о том, как его работники научились выключать во время обеда свет, и почему работать вне мировых процессов сегодня компания не имеет права.

Зачем КАМАЗовской конференции высокопоставленные чиновники из правительства РФ

Сегодня в автограде состоялась II Научно-практическая конференция по вопросам внедрения лин-технологий (в просторечии — принципы бережливого производства) и повышения производительности труда. Конференция носила статус международной, прошла она, разумеется, на площадках главного татарстанского «паровоза» этих технологий — ПАО «КАМАЗ». Разместилась на этот раз она на заводе двигателей и была совмещена с первой российской олимпиадой среди студентов по бережливому производству (это, впрочем, громкое название — в действительности соревновались команды Татарстана, Удмуртии и Нижнего Новгорода). В рамках конференции состоялось четыре круглых стола (в том числе, с участием немцев из «Даймлер» и японских специалистов — в частности, из «Дайдо Металл»). На самом пленарном заседании гендиректору «КАМАЗа» Сергею Когогину вручили первый по бережливому производству ГОСТ в России (что любопытно, изготовленный в том числе и специалистами самого автогиганта), а президент РТ разругал чиновников — глав строительного и дорожного комплекса — за нежелание что-то менять, призвав разгрести «бардак» в своем хозяйстве при помощи лин-технологий.

На конференцию изначально планировали пригласить Дмитрия Рогозина, вице-премьера РФ и министра промышленности и торговли Дениса Мантурова. Затем в силу, видимо, занятости, Рогозин отпал, а ранг гостей из минпромторга упал сначала до замминистров (сначала заявляли Александра Морозова, в самый последний момент Гульназ Кадырову), в итоге же в президиуме рядом с супругой главы КАМАЗа, депутатом Госдумы РФ Альфией Когогиной сидел замдиректора департамента транспортного и специального машиностроения Вячеслав Бурмистров. Желание пригласить как можно больше высокопоставленных гостей понятно — КАМАЗ использует принципы бережливого производства вот уже десять лет, сэкономив за это время более 32 млрд рублей (данные самого автогиганта), за это время популярность японских технологий повышения производительности труда только в РТ сильно выросла. За восемь месяцев текущего года экономический эффект от кайдзен-проектов в ПАО «КАМАЗ» составил 977 млн рублей вместо запланированных 689 млн рублей, план перевыполнен на 142 %.

Учебник по лин-технологиям под редакцией министра Татарстана

После первоначального успеха на КАМАЗе технологиями заинтересовались и первые лица республики, в частности, драйвером распространения лин-технологий стал и сам президент Рустам Минниханов, всякий раз старающийся лично бывать на подобных конференциях. Татарстан же стал и одним из первых регионов, где была принята и реализована целевая программа по внедрению системы и принципов «Бережливого производства». Что любопытно, в числе раздаточных материалов конференции был изданный в этом году увесистый том желто-голубого цвета «Разработка и реализация современных методов организации, управления и технологий бережливого производства на промышленных предприятиях РТ». Работа под редакцией, к слову, самого министра Зарипова, в написании ее принимали участие в том числе и камазовские менеджеры, как например, Юрий Клочков, бывший исполнительный директор КАМАЗА (ныне гендиректор машхолдинга «Мотовилихинские заводы»). Последней в учебнике идет глава о практических результатах реализации программы в 2012-2013 годах в реальном секторе экономики РТ.

В итоге к настоящему моменту, как рассказали нам на выставке представители татарстанского минопромторга, принципы бережливого производства внедряются на более чем 160 предприятиях РТ. Отчитываться перед высокопоставленными чиновниками камазовцам имеет смысл еще и для того, чтобы доказать федералам: периодические антикризисные вливания в челнинский автогигант совсем не означают, что сам КАМАЗ все это время не пытается как-либо сокращать свои затраты (особенно сегодня, в разгар кризиса) и повышать эффективность производства.

«Только Наиля Маганова не хватает, ждем, вот-вот будет!»

Перед началом пленарного заседания, как водится в таких случаях, важным персонам — Рустаму Минниханову, Равилю Зарипову, Ленару Сафину и московским гостям показали в «кулуарах» АБК Завода двигателей выставку достижений народного хозяйства татарстанских предприятий — применительно к использованию там принципов бережливого производства. Надо сказать, что выставка носила узко-производственный характер и была мало понятной для стороннего наблюдателя, для которого что «фабрика процессов», что «фабрика эффективности» — все едино. Тем удивительнее, что Минниханов вместо того, чтобы прошмыгнуть мимо нее сразу на пленарное заседание, по 2-3 минуты останавливался у каждого «стенда», где менеджеры тех или иных компаний (или вузов — как, например, КАИ) рассказывали, как здорово стало на их предприятиях или заводах после внедрения лин-технологий («Люди выходят после наших тренингов со словами «Я так много не знал и не видел раньше!», — торжественно и с гордым воодушевлением объявлял у «стенда» один молодой человек — президент РТ в ответ только кивал). Интересно, что среди первых лиц, осматривающих выставку вместе с толпой чиновников, были не только чиновники министерства дорожного хозяйства и строительства РТ (им глава РТ устроил позднее «головомойку»), но и глава «Татнефти» Наиль Маганов, который привез с собой целую сборную специалистов, по-видимому, для обмена опытом с камазовцами. В зале заседаний для «нефтяников» выделили первые ряды, а девушка-организатор только радовалась числу представителей «Татнефти» на конференции: «Отлично! Замечательно! Только Наиля Маганова не хватает, ждем, вот-вот будет!»

Президент РТ о стройкомплексе РТ: «Там бардака столько, что бережливое производство не помешало бы»

Маганова в президиум не пустили, занят он был Сергеем и Альфией Когогиными, представителем столичного минпромторга Равилем Зариповым и Ринатом Абдуллиным вместо Наиля Магдеева. Минниханов сел между Когогиным и Зариповым, оставив главного нефтяника с Ленаром Сафиным в первых рядах зрителей: мол, наблюдайте, слушайте и учитесь. Рядом с президиумом выставили три экрана, на каждом из которых в ожидании копошились какие-то молодые люди (такого рода прямые включения с гражданами РФ практикуются во время диалога с президентом РФ). Оказалось, это участники олимпиады, которые тоже где-то здесь, на заводе двигателей сегодня соревновались. Равиль Зарипов объявил каждую команду, те помахали делегатам конференции ручками и приступили под гром аплодисментов бизнесменов, менеджеров и чиновников к своим бизнес-спортивным заданиям. А Зарипов сообщил, что на конференции аж 440 представителей из 47 городов и 18 регионов РФ и даже дальнего зарубежья. Важность принципов бережливого производства в том, отметил министр, что они позволяют «при незначительных вложениях добиться существенного снижения себестоимости продукции, повышения производительности труда» (так, напомним, 32 млрд экономии КАМАЗ достиг, затратив на развитие ПСК чуть меньше 183 млн рублей, т.е. 0,57% от общего экономического эффекта).

Президент РТ заметил, что мероприятия по лин-технологиями в РТ стали традиционными (сегодняшняя конференция — 9-я по счету). В итоге после знакомства с теорией и практикой использования принципов бережливого производства, отметил Минниханов, власти РТ «на многие вещи пересмотрели отношение»:

— Процессы эти применимы во всех сферах. У меня появилось огромное желание несколько навести порядок в строительной отрасли, в дорожном хозяйстве. Там бардака столько, — взглянул он из президиума на чиновников минстроя РТ, — что бережливое производство не помешало бы! Конечно, и в бюджетной сфере эта система будет востребованной, в государственном и муниципальном управлении.

КАМАЗ освободил в результате применения принципов БП площади для КИП «Мастер», что для президента РТ тоже плюс: «Не только предприятие само выиграло, но и появились дополнительные площадки для развития». Пока на экранах студенты соревновались в применении БП, Минниханов не преминул долгом похвалить «олимпийцев» среди татарстанского бизнеса: по внедрению лин-технологий среди лидеров не только КАМАЗ, но и «Татнефть», ОЭЗ «Алабуга», «ЕлАЗ», «Позис» и другие. Глава РТ также заметил, что в настоящее время программы подготовки специалистов по БП включены в программу некоторых татарстанских вузов.

Эффект от БП на КАМАЗе на 8 месяцев этого года: почти миллиард рублей

Сергей Когогин объяснил «любовь» КАМАЗа к лин-технологиям вызовами, стоящими перед российскими компаниями: продукт должен быть конкурентоспособным не только в РФ, но и в мире, и производство должно обеспечить создание этого продукта. Сегодняшняя задача автогиганта: увеличить производительность труда в 3-6 раз, что, согласился Когогин, непросто. С другой стороны — если этого не делать и рассчитывать только на изменение технологий и покупку оборудования, то это лишь приведет к хаосу в производстве и увеличению затрат. Глава компании вспомнил, как в 2006 году решился взять на вооружение эти технологии, при помощи которых КАМАЗ сначала сократил потери, улучшил процессы, качество, и, как следствие, выросла производительность труда. Чтобы не быть голословными, он предложил во второй половине дня всем 400 делегатам пройтись по площадкам автогиганта, чтобы те наглядно увидели достижения компании.

Пришедший на смену Клочкову исполнительный директор КАМАЗа Юрий Герасимов в свою очередь поделился цифрами этих достижений. Но для начала заметил, что автогигант на своих фабриках процессов за 58 тренингов обучил 651 сотрудника сторонних организаций, а минпромторг РФ по опыту Татарстана (читай — в первую очередь КАМАЗа) создал даже рабочую группу по внедрению лин-технологий на российских предприятиях и разработке новых госстандартов. Что касается самой компании, то только за 8 мес. 2015 года по межзаводским перевозкам КАМАЗ сократил затраты на 33%, сэкономив 122,4 млн рублей, увеличив производительность труда в 2 раза. В целом по заводу повышение производительности труда на 15% должно дать эффект в 100 млн рублей. Еще 72 млн рублей экономии дал «эффект многостаночности». В целом за 8 мес. эффект от бережливого производства составил 977 млн рублей. Казалось, Герасимов ошибся и посмотрел не в ту графу, но позднее Когогин подтвердил эту цифру. Она, впрочем, не выглядит из ряда вон впечатляющей, если учесть, что за 10 лет — по заявлению самих камазовцев — компания сэкономила 32 млрд рублей, т.е. в среднем по 3,2 млрд рублей в год. Однако, если учесть, что особенный эффект лин-технологии могли дать в момент «разгребания бардака», то в настоящий момент выжать что-либо в размере хотя бы 2 млрд рублей будет действительно проблематичным — но в кризис, кажется, топ-менеджеры компании могут быть готовы на все.

Совершенствовать работу чиновников минстроя и дорожного хозяйства будут при помощи лин-технологий

Если ряд чиновников РТ и надеялись, что после официально-торжественной части конференция для них завершится, и можно вернуться в свои кабинеты, оставив просвещаться бизнес на круглых столах — то напрасно. Впереди было еще 7 докладов, один научно-мудренее другого, даже автор этих строк, привычный к подобным узко-специальным заседаниям, во время одного из них (кажется, по новым госстандартам) потерял идейную нить. Оживление отдельные доклады вызывали разве только у производственников и бизнесменов. Так, любопытны оказались цифры по крупной нефтесервисной компании «Римера» (ее компания «Алнас» работает в Альметьевске), на одном из предприятий которой, если верить исполнительному директору ОАО «Алнас» Сергею Шунину, сам Шунин при помощи лин-процессов умудрился поднять выручку в 3 раза, а EBITDA с 1,5 до 12%, увеличив одновременно среднюю зарплату с 22 до 32 тыс. рублей. Впрочем, для этого пришлось и уволить часть «ненужной» рабочей силы. Собственно, именно к так называемому высвобождению лишних людей у ряда наблюдателей и могут быть вопросы: так, на том же КАМАЗе — особенно в кризис — численность рабочих может сокращаться вследствие применения японской системы, что, разумеется, не увеличивает популярность лин-технологий среди рабочего класса.

После ряда докладов, когда основная часть республиканских чиновников была усыплена, зал внезапно был разбужен Рустамом Миннихановым, который все это время прислушивался к докладам и наблюдал за залом. Он напомнил, что «остается при своем мнении» касательно необходимости внедрения принципов лин-технологий в предприятиях стройкомплекса минстроя и министерства дорожного хозяйства. Особенно досталось Ленару Сафину (досталось бы и министру строительства РТ Иреку Файзуллину, но тот благоразумно отправил на конференцию одного из своих замов).

— Сафин здесь? Министр дорожного хозяйства? (Сафин тут же встал в зале и разве что не помахал ручкой, как «олимпийцы» на экранах, — прим.ред.). Я вижу и замминистра строительства. Самый большой бардак — у вас! И желания совершенствоваться у вас нет, — вздохнул президент Татарстана. — Самые большие ресурсы финансовые проходят у нас там. Вот надо послушать, кто может быть партнером, выбрать того, кто подучил бы. У нас на самом деле три таких направления (где больше всего бардака или где больше всего необходим лин-менеджмент, — прим.ред.). Это дорожное строительство, общее строительство и наши муниципальные учреждения. Надо Асгату Сафарову и Ильдару Халикову поручения подготовить. За эти годы много хорошего появилось, даже выдумывать ничего не надо — взять просто хорошие примеры за образец и внедрять.

2010: Как минэкономики РТ улучшало свое хозяйство вплоть до увольнения своего министра

Решение любопытное, неизвестно, когда и к чему способное привести. Но, напомним, последний подобный опыт на уровне властей РТ был два с половиной года назад, когда у «КАМАЗа» Минниханов «заимствовал» чеха Томаша Навратила, который улучшал эффективность на предприятиях при помощи своеобразного тайм-менеджмента. Весной 2013 года Навратила президент РТ «натравил» на министерства и ведомства Татарстана. В результате чех вызвал массу недовольства, например, у ученых из Академии наук Татарстана. Интересно, каковы в итоге будут последствия внедрения лин-технологий в минстрое и ведомстве Ленара Сафина? И, главное, каким образом это будет происходить? Представим, например, японская философия непрерывного совершенствования кайдзен успешно применяется в бизнесе, разработке ПО, даже психологии. О том, чтобы попытаться применять кайдзен в работе чиновников, стало слышно в РФ в последние годы. Так, в начале мая этого года «Японский центр «Кайдзен» (его представитель также выступил с докладом на пленарном заседании КАМАЗа — именно после доклада Ольги Андреевой Минниханов обратился в зал за поиском Сафина) провел семинар, посвященный возможности внедрения бережливых технологий в администрации Краснодарского края. Но любопытно, что Татарстан уже пытался у себя инициировать подобные процессы. В 2010 году тогдашний министр экономики РТ Марат Сафиуллин сообщал о намерении внедрить японскую систему менеджмента кайдзен (kaizen) во всех органах исполнительной власти региона, целью которой должна была стать оптимизация деятельности чиновников и повышение качества их работы. Предварительно ее решено было апробировать в самом минэкономики РТ. Неизвестно, к чему все это привело, известно лишь, что внедрение японской системы менеджмента настолько оптимизировало деятельность чиновников минэкономики РТ, что в результате апробации ли кайдзен, или в результате каких-либо иных побочных процессов, но Сафиуллин всего четыре месяца спустя потерял свой пост…

Работников КАМАЗа специалисты японской системы научили выключать свет во время обеда

К слову, на тот момент самым известным примером в РТ по использованию кайдзен был тоже КАМАЗ, доказывающий, что с кризисом ему помогли справиться именно лин-технологии (кайдзен является одним из методом БП, но претендует на статус самостоятельной концепции). Сам Сергей Когогин после пленарного заседания рассказал прессе, что сегодня каждое подразделение знает, что такое принципы бережливого производства, сокращение численности, улучшение производительности труда. Общий экономический эффект в 977 млн рублей за 8 мес. 2015 года, по словам Когогина, — «реальные цифры». Как пример гендиректор рассказал, что в рамках сокращения издержек по лин-технологии КАМАЗ отказался от привлеченного транспорта:

— На территории заводов работало около 300 машин, которые мы нанимали со стороны. При анализе работы выяснили, что она малоэффективна. Осталось теперь только 6 специальных машин, — рассказал он. — Что интересно, сегодня каждый рабочий наш старается оптимизировать свои процессы. Они и материально в этом заинтересованы.

— Ваша программа бережливого производства и антикризисная программа зависят друг от друга? — поинтересовался корреспондент «Реального времени» у Когогина.

— Прямой зависимости между ними нет, но просто если бы мы не внедрили лин-принципы, то реализовать антикризисную программу было бы невозможно! — заверил нас гендиректор автогиганта. — Хаос не нормализуется! Все дело в наведении порядка, в стремлении самих людей, чтобы так было… Вот, например, во время обеда на заводах у нас выключают свет. Еще пять лет назад такого не было. Ты ушел на обед, у тебя 45 минут перерыв, выключи свет, сэкономь! — этого не делали. Сегодня же не надо никого убеждать, это просто происходит автоматически. Каждый человек на своем рабочем месте должен это делать.

«Я не сторонник «изолированного развития» вне мировых процессов»

Когогин, разговорившись, также объяснил корреспонденту «Реального времени», в чем принципиальная необходимость КАМАЗа использовать лин-технологии. По его словам, все дело в экономической необходимости снижения себестоимости и в том, что российская компания не может развиваться в замкнутом пространстве:

— Мы должны ориентироваться на все мировые процессы, — убежденно заявил нам глава КАМАЗа, опрокидывая аргументы ревнивцев санкционного железного занавеса и самодостаточной российской экономики. — Конечно, у КАМАЗа такая возможность была и раньше. Потому что мы практиковали свою интеграцию в мировой автопром, создание СП, увеличение партнеров… У нас не было стремления изолированно развиваться как-то. Мы считали, что должны это делать в рамках тенденций, что происходят в мире. И я думаю, именно сейчас мы начинаем пожинать плоды этой политики, потому что мы начинаем делать ту продукцию, что востребована остальными странами: серьезный двигатель, отличная коробка передач, улучшаем мосты, появилась новая кабина. Мы делаем тот продукт, который рынку нужен. Но когда ты делаешь продукт, ты должен не только уметь его продавать, но и уметь делать его в конкурентной среде. Потому что вопрос себестоимости сегодня стал основной. И если ты не можешь конкурировать по цене — твой продукт уже никому не нужен, даже уже внутри страны!

Интересно, что свой комментарий после пленарного заседания распространила и депутат Госдумы Альфия Когогина, заявив, что отечественная промышленность в 2015 году, «испытывая давление внешних вызовов, тем не менее, добивается весомых результатов — на крупных и средних предприятиях производительность труда выросла на 5,3-5,5%».

По мнению парламентария, требуется внедрять стимулы для бизнеса, направленные на повышение производительности труда: «Считаю одним из действенных для бизнеса стимулов условие на право претендовать на различные виды господдержки, госзаказы при наличии сертификата соответствия ГОСТу «Бережливое производство» и системе менеджмента бережливого производства», — предложила супруга гендиректора КАМАЗа, получившего первый такой сертификат, который отчасти был разработан в том числе и работниками автогиганта.

Сергей Афанасьев, видео автора

Новости партнеров