Артем Силкин: «Музей Геннадия Архиреева откроем в будущем году»

Артем Силкин: «Музей Геннадия Архиреева откроем в будущем году»
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Свияжск, который в последние годы переживает словно второе рождение, сделал новый рывок и отчасти изменил свой статус. Помимо этого, возрос поток туристов на еще совсем недавно запущенный остров-град. Каковы дальнейшие перспективы Свияжска, какой туристический продукт ждет здесь путешественников в ближайшем будущем, когда на острове откроется музей уникальнейшего художника Геннадия Архиреева — об этом рассказывает директор свияжского музея-заповедника Артем Силкин, с которым встретилась корреспондент «Реального времени».

«Принципиальная разница есть»

— Артем, итак, новый статус?

— Произошло то, что должно было давно произойти. Если мне не изменяет память, еще в 2010 году на уровне министерства культуры России было принято решение о реализации концепции музея-заповедника на острове-граде Свияжск. Но в силу разных причин это некоторое время не происходило, а летом этого года было решено реорганизовать нас в форме музея-заповедника.

— В чем же разница?

— Ранее мы назывались «Музей острова-града Свияжск», а принципиальная разница заключается в том, что в российском законодательстве о культурном наследии специально выделен такой тип музеев, как музей-заповедник. И по этому законодательству музей-заповедник отвечает за вверенную ему территорию. Музеи-заповедники создаются для того, чтобы управлять определенными территориями, обладающими историко-культурными ценностями. Например, раньше мы не отвечали за объекты культурного наследия, которые не стоят у нас на балансе. Теперь нас должны наделить более расширенными полномочиями по сохранению объектов, находящихся на острове-граде Свияжск. Документы, расшифровывающие наши полномочия, пока еще не вступили в силу, это зависит от разных организаций, но, тем не менее, в перспективе это будет.

— Финансирование каким-то образом поменяется?

— Это вопрос достаточно сложный, потому что финансирование автоматически не увеличивается. Но раз расширяются наши полномочия, то финансирование должно увеличиться, мы сейчас готовим документы по увеличению нашего штатного расписания. Это необходимо сделать, потому что даже до нового статуса мы по сути выполняли ту работу, что выполняют музеи-заповедники. Нам катастрофически не хватает тех штатных единиц, что пока нам определены. У нас, например, отсутствует отдел детской педагогики, хотя люди, которые к нам приезжают, очень хотят, чтобы у нас были программы для детей, и вышестоящие органы требуют от нас, чтобы мы занимались с детьми и подростками. Но заниматься этим можно только в том случае, если появятся люди с педагогическим образованием и соответствующей компетентностью.

— А кто вообще вас финансирует?

— Наша республика, мы же республиканский музей.

«Туристов едет гораздо больше»

— По итогам нынешнего лета можно сказать о притоке туристов?

— Динамика роста туристов продолжается, прирост приблизительно такой же, как в предыдущие годы. Мы планируем, что к концу этого года цифра посетивших Свияжск составит около 220 тысяч человек.

— А в прошлом году сколько туристов было?

— Около 180 тысяч, видите, количество реально увеличивается.

— Кто чаще приезжает — татарстанцы или туристы из других регионов?

— Трудно сказать, такой статистики у нас нет. Но по экспертным оценкам можно говорить, что половина туристов — татарстанцы, половина — из других регионов.

— Больной вопрос для Свияжска, мне кажется, — отношения с ЮНЕСКО. Что сейчас там происходит?

— Я бы не назвал этот вопрос больным. Это просто работа, определенные специалисты готовят документы для ЮНЕСКО. Движение есть, работа идет.

— Весь остров будет включен в список объектов ЮНЕСКО?

— Мы осуществляем работу на начальном этапе, готовим исторические справки, вообще же подготовкой документов занимается фонд «Возрождение», они больше в теме.

— На вашей территории находится мужской Свято-Успенский монастырь РПЦ. Как строятся ваши отношения с нашей церковью?

— У нас заключен договор на совместное использование тех объектов, которые являются предметом экскурсионного показа. Объекты, которые находятся на территории обители, делятся на две группы. Первое — это объекты, которые не запрещены для осмотра, а просто не интересуют туристов, то есть визуально их можно осмотреть, но внутрь миряне не заходят. Там протекает монашеская жизнь. Вторая группа — это Троицкая церковь, Никольская церковь, фрески Успенского собора и собор Всех скорбящих радости. Все это можно видеть, договором предусматривается, что это туристы могут посещать, туда пускают туристические группы при условии соблюдения нехитрых правил, которые вывешены на общее обозрение. Никаких препятствий монастырь нам не чинит, у нас идет совместная работа.

«С владыкой Феофаном у нас возникло взаимопонимание»

— Вам приходилось встречаться с новым митрополитом Казанским и Татарстанским владыкой Феофаном?

— Он приезжал на Свияжск, длинного разговора у нас с владыкой не было, но возникло взаимопонимание. Его Высокопреосвященство понимает, что действующий на Свияжске монастырь — вот так получилось — достаточно востребован туристами, и мы должны искать баланс. У нас сейчас с Казанской митрополией нет вопросов, в которых мы бы не понимали друг друга.

— Если мне не изменяет память, когда на Свияжск пришел фонд «Возрождение», на острове было 200 с небольшим жителей. А сейчас?

— Цифра не изменилась, если не считать дачников, то на Свияжске сейчас живет около 250 человек.

— Продаются ли сейчас дачные участки?

— Я затрудняюсь ответить на этот вопрос, его лучше задать главе поселения.

— Некоторое время назад мы говорили с вами о том, что на Свияжске откроется музей уникального и несправедливо мало изученного художника Геннадия Архиреева. Есть какой-то прогноз, когда это может произойти?

— Готов проект реставрации здания будущего музея, готов проект экспозиции, докупаются необходимые экспонаты. Идет планомерная работа по созданию этого музея, и я думаю, он откроется в конце будущего года. Кроме этого, мы договорились с музеем-заповедником «Казанский Кремль», что в будущем году откроем большую выставку работ Геннадия Архиреева, где будут работы из многих коллекций, в том числе и частных.

— Вдова художника на каких условиях дает вам коллекцию его картин?

— Условия разные. Часть работ мы купили, часть Светлана Колина нам подарила. Она — самый непосредственный участник при создании экспозиции будущего музея. Надеемся, что она и дальше будет с нами сотрудничать. Собственно, в нашей коллекции будет около трех десятков работ Архиреева.

«В здании пожарного обоза будет картинная галерея»

— У вас на острове живет еще один замечательный художник — Рашид Сафиуллин, работавший с Андреем Тарковским. Где можно видеть его работы?

— Работы Сафиуллина коммерческого направления со временем можно будет видеть и купить в специально созданной небольшой галерее, скорее ее можно будет назвать магазином. У нас сейчас ведется реконструкция здания пожарного обоза Свияжского уезда, в нем мы планируем разместить художественную галерею. Там тоже будут выставлены работы Сафиуллина и его коллег — Анатолия Егорова, Александра Артамонова-младшего, Евгения Голубцова. Это все наша «свияжская колония» художников.

— Хотелось бы узнать о театральных проектах, связанных со Свияжском.

— Все началось с гастролей ижевского театра-студии «Птица», который приехал к нам и сыграл в здании школы спектакль, посвященный свияжским детским домам. Так получилось, что мама режиссера этого театра была воспитанницей такого детского дома. Теперь «Птица» приезжает к нам каждый год. Потом, будучи в Казани на фестивале, к нам приехал критик Роман Должанский. Он предложил проводить на Свияжске такую программу — фестиваль театров малых городов. И три раза она у нас успешно проходила. А после создания фонда «Живой город» мы стали проводить еще одно такое мероприятие — «Свияжская АРТель». В дальнейшем мы планируем реализовывать на Свияжске большие театральные проекты.

В дальнейшем мы планируем реализовывать на Свияжске большие театральные проекты.

— Прагматичный вопрос: как народу до вас добираться?

— Добираются по-разному, все зависит от масштаба мероприятия. Когда-то мы организуем автобусы, иногда едут на общественном транспорте. Но вообще транспортная доступность — эта проблема у нас пока не решена. Рейсовый автобус ходит нерегулярно, его запустили в прошлом году, но он чаще совершает рейсы с пятницы по воскресенье. Речной транспорт весь летний период перегружен, в речном порту перед отправлением купить билеты невозможно. Так что самое надежное — добираться до нас на своей машине, что большинство людей и делает.

— Если человек хочет прожить на Свияжске несколько дней, там есть нормальные отели, где можно поселиться?

— Возможностей сейчас много. Есть гостиница при музее, есть в доме купца Каменева, недавно открылась гостиница на конном дворе, там есть два роскошных апартамента, есть дом паломника при монастыре, там попроще. Так что с размещением проблем нет.

Татьяна Мамаева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Артем Силкин родился в Казани в 1971 году. Окончил КГУ по специальности «Биохимия, юриспруденция и маркетинг». Был на госслужбе. С 2011 года директор музея-заповедника на Свияжске.

Новости партнеров