Фотомарафон «100-летие ТАССР»: артисты первого татарского драмтеатра им. Красного Октября, 1922 год

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 37-я

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: артисты первого татарского драмтеатра им. Красного Октября, 1922 год Фото: из частных архивов

Днем рождения татарского театра считается 22 декабря 1906 года, когда были сыграны первые публичные спектакли на татарском языке: «Жалкое дитя» и «Беда из-за любви».

Сообщается, что татарская театральная труппа «Сайяр» была первым в России национальным театром. Она ставила как пьесы, ставшие шедеврами национальной классики («Банкрот» Галиасгара Камала, «Первые цветы» Карима Тинчурина, «Зулейху» Гаяза Исхаки), так и переводные русские и зарубежные пьесы. Руководителем «Сайяра» вплоть до своей смерти в 1920 году был Габдулла Кариев. В труппе до 1912 года работала первая татарская актриса Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская.

Артисты первой российской национальной театральной труппы «Сайяр», 1910 год. В центре — Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская, стоят Габдулла Кариев и основатель труппы Ильяс Кудашев-Ашказарский

К началу двадцатых годов в Казани работали несколько театральных татарских трупп: «Сайяр», «Нур», «Ширкат». Из них в 1922 году и сформировали Первый государственный показательный драматический татарский театр имени Красного Октября. Возглавил его Карим Тинчурин, ученик Габдуллы Кариева.

В 1923 году в Казани открыли театральный техникум (сегодня это Казанское театральное училище) под руководством Зайни Султана. Будущих актеров в нем учили мастера татарской сцены. В 1923 году в техникум набрали 16 студентов. К концу года их стало уже 30, и тогда техникуму отвели здание бывшей Мариинской женской гимназии (сейчас в этом здании на Рахматуллина, 2 располагается Лицей имени Лобачевского при КФУ).

В 1926 году в труппу театра уже пригласили первых выпускников: Галию Булатову, Галию Нигматуллину, Галию Кайбицкую, Хакима Салимжанова.

Первый выпуск Казанского театрального техникума, 1926 год. Фото из архивов Казанского театрального училища

Основоположниками татарской музыкальной драмы стали драматург Карим Тинчурин и композитор Салих Сайдашев. В 1926 году они написали легендарный спектакль «Зәңгәр шәл» («Голубая шаль»), билеты на который и сегодня, через 93 года, очень трудно купить.

Актрисы труппы татарского театра им. Красного Октября, 1925 год. Фото: Государственный архив РТ

В 1926 году в республике отметили двадцатилетие татарского театра. Многим актерам присвоили звания заслуженных артистов республики, героев труда, а театру дали статус академического.

Людмила Губаева
Справка

Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам наполнения фотомарафона обращайтесь к автору gubaeva@realnoevremya.ru.

ОбществоИстория Татарстан
комментарии 26

комментарии

  • Анонимно 24 сен
    Уважаемый модератор, огромная просьба - забаньте портянки нездорового на голову «марксиста-террориста»?
    Ответить
    Анонимно 24 сен
    Похоже "пациент" опять утром успел первым надеть белый халат и вообразил, что он врач-психиатр и принялся с утра всем "ставить диагнозы".

    Прекрасные фотографии - по деталям можно проследить как со временем и сменой господствующей в обществе идеологии менялось мировоззрение артистов и артисток.
    Ответить
    Анонимно 24 сен
    "пациэнт"-нео-марксист просто дремуче безграмотный в вопросах истории ТАССР и не только:

    Резолюция XII съезда Российской Коммунистической партии (большевиков) «По вопросам пропаганды, печати и агитации» (1923 г.) выдвинула задачу «перехода от митинговой агитации к массовой пропаганде» и ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕАТРА «для систематической массовой пропаганды идей борьбы за коммунизм».

    Поэтому в Казани в 1923 году местные "марксисты-террористы" и открыли театральный техникум - для подготовки театральных кадров, "театральных бойцов" за идеи марксизма "для систематической массовой пропаганды идей борьбы за коммунизм" - в полном соответствии с решениями 12 съезда РКП(б) и их вождей Ленина и Троцкого.

    Конечно были и просто высокохудожественные произведения, постановки.

    Из истории слов не выкинешь...

    Точнее, можно "выкинуть", но тогда это будет уже не История. а Пропаганда.
    Ответить
  • Анонимно 24 сен
    "Без кабызган утлар сунмэс мэнге!" (Зэнгэр шэл)
    Ответить
    Анонимно 24 сен
    "Из искры возгорится пламя" - девиз-эпиграф марксистской газеты "Искра", созданной Лениным в 1900 году.

    И в ТАССР, также созданной Лениным в 1920 г., "пламя" марксизма сожгла только с помощью голода 1921 - 1923 гг. около миллиона человек, в основном крестьян, в основном татар.
    Ответить
    Анонимно 24 сен
    Вы помните сюжет спектакля Зэнгэр шэл?
    Ответить
    Анонимно 24 сен
    О Любви и классовой Ненависти.
    Ответить
    Анонимно 24 сен
    АнтиИсламская тема тоже очень сильная в "Голубой Шали" - марксисты- террористы после небольшого перерыва при НЭПе возобновили непримиримую борьбу против религии.
    Ответить
    Анонимно 24 сен
    В "Голубой шали" основная тема "Свободу женщинам Востока!", "Свободу мусульманкам!" - а любовная и антиИсламская темы только "вспомогательные".

    Хотя скоро в Красной Татарии, как и по всей Красной России, будет создано "Общество воинствующих безбожников".

    Ну а "свободная любовь" открыто пропагандировалась марксистами и особенно марксистками с 1917 года.

    Ответить
  • Анонимно 24 сен
    Искра по татарски "Чаткы". Таким именем до газеты назвали первый синематограф на Юнусовской площади в Татарской слободе Казани. На этой площади прощались с телом поэта Г.Тукая. Марксисты не посмели сменить функциональное назначение здания, лишь перестроили в кинотеатр им. Г.Тукая. Сейчас его там нет. Там торговый центр.
    Ответить
    Анонимно 24 сен
    Интересно, спасибо за познавательную информацию.

    Марксисты "не посмели".
    А кто "посмел"?
    Кто снес?
    Ответить
    Анонимно 24 сен
    Ответ на любой вопрос ищите в вопросе - Кому это надо ?
    Ответить
  • Анонимно 24 сен
    Глядишь на эти фотографии, а в чертах лиц этих людей не улавливается даже толика азиатчины. Если не знать, что эти люди татарской национальности, то с уверенностью можно утверждать что они принадлежат к славянским народам.
    Ответить
    Анонимно 24 сен
    Так одними из предков современных казанских татар и были славяне.
    С древних времён.

    Ещё учёный араб, секретарь Багдадского посольства Ибн-Фадлан писал, что эмир Алмуш был "царем славян", которые и приняли добровольно Ислам в 922 году в Поволжье.

    Позднее во времена Казанского ханства поволжские тюрки-мусульмане с удовольствием брали в свои гаремы красавиц-славянок, которые и рожали им сыновей и дочерей.

    Вот об этой бы романтической стороне совместной жизни татар, русских и других народов Поволжья кто-нибудь написал бы пьесу, драму или комедию.
    Материал очень богатый, даёт простор фантазии.

    Ответить
  • Анонимно 24 сен
    Надо, наверное, ещё и вспомнить, что первые театральные представления в Казани (и соответственно на огромной территории Российской империи от Москвы до Татарского пролива) были поставлены ещё в 18 веке в Казанской мужской (а других в то время и не было) гимназии (открыта в 1759 году, как филиал Императорского Московского университета), в которой изучали (впервые опять-таки в Российской империи) тюркский - татарский - язык.

    Особой популярностью в Казани пользовался пьеса Вольтера "Пророк Магомет" - казанские татары и татарки на представлении при виде актёра исполняющего роль пророка Мухаммеда падали ниц прямо в ложах и партере.

    Все последующие театры ведут свой отсчет от этого гимназического театра, в том числе и "Первый государственный показательный драматический татарский театр имени Красного Октября".
    "Красный Октябрь", конечно Вольтера и "Магомета" поставить на сцене не мог - это была бы популяризация Ислама.

    Кстати. почему "Красный Октябрь" - значит был "Октябрь" и другого цвета - синего, чёрного и др.?

    Кстати, 7 ноября это день рождения автора и исполнителя октябрьского вооружённого "переворота" (так его первоначально сами марксисты называли) 1917 года Троцкого - хороший он спектакль разыграл, поставил трагедию и организовал кровавый театр на половине Земного Шара.
    Ответить
  • Анонимно 24 сен
    К началу двадцатых годов в Казани работали несколько театральных татарских трупп: «Сайяр», «Нур», «Ширкат». Из них в 1922 году и сформировали Первый государственный показательный драматический татарский театр имени Красного Октября. Возглавил его Карим Тинчурин, ученик Габдуллы Кариева.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/152458-fotomarafon-100-letie-tassr-chast-37

    Из Википедии:

    "Кари́м Гали́евич Тинчу́рин (тат. Кәрим Тинчурин; 15 сентября 1887, Таракановка, Пензенская губерния[1] — 15 ноября 1938, Казань) — татарский писатель, актёр, драматург и прозаик, один из основоположников профессионального татарского театра и драматургии.
    В 1900 году приехал в Казань и поступил в медресе «Мухаммадия», которое из протеста бросил в 1906 году. В 1910 (1911) году поступил в труппу «Сайяр», стал актёром и посвятил свою жизнь театру. В годы гражданской войны — главный режиссёр и руководитель 13-й труппы при политуправлении Красной Армии, в 1920 — главный режиссёр и руководитель татарской театральной студии при 1-м татарском театре в Самаре (Самарской актёрской студии), в 1921 — руководитель Оренбургской татарской пролетарской группы (татарский театр имени Г. Кариева).
    В 1922 г. после возвращения в Казань правительство Татарстана предложило создать государственную труппу из татарских артистов и назначило Тинчурина главным режиссёром. В ноябре 1922 года возглавил Татарский государственный театр. В 1928—1929 годы — главный режиссёр Астраханского татарского театра, в 1933 году основал Татарский государственный театр драмы и комедии (ныне его имени).
    В 1936 году общественность широко отмечала двадцатипятилетие его трудовой деятельности.
    Арестован 17 сентября 1937 г. Приговорен тройкой НКВД ТАССР 14 ноября 1938 г., обв.: 58-2, 58-6, 58-7, 58-11.: «участник националистической организации („султангалиевщина“), шпионаж в пользу Японии, вредительство на культурном фронте». Приговор: высшая мера наказания, конфискация имущества. Расстрелян 15 ноября 1938 г. Место захоронения — в г. Казань. Реабилитирован 14 октября 1955 г.[2]".

    "18 апреля 1919 года приказом Л. Троцкого был учреждён Политотдел (в 1919 - 1922 гг. Политуправление) РВСР, к которому перешли все функции расформированного Всероссийского бюро военных комиссаров.
    Политические отделы создавались в каждой воинской части, возглавлялись комиссарами (замполитами) и подчинялись Главному политическому управлению РККА (Советской Армии).
    В статье 46 Полевого устава РККА 1939 года было сказано:
    Политический отдел является важнейшей составной частью всей системы управления войсками. Он осуществляет все политические мероприятия, направленные к достижению успеха боевой деятельности войск, укрепления их политико-морального состояния и повышения их боеспособности. Политотдел организует и проводит политическую работу в своих войсках и среди населения района действий данного соединения".

    По всей видимости Тинчурину и не простили, что он в годы Гражданской войны работал под руководством Троцкого.
    Жестокое было время...
    Ответить
  • Анонимно 24 сен
    Дамы на первой фотографии выглядят интереснее и выразительнее мужчин.
    Привлекает внимание влюблённая парочка актеров в правом верхнем углу - актриса просто прижалась, налегла на любимого актёра.
    Он тоже прильнул к любимой женщине.
    Интересно. как у них сложилась дальнейшая судьба?
    Смогли ли успеть создать семью, родить детей?
    Или попали в жернова "красного молоха" и сгинули в тюрьмах и лагерях, как их руководитель?
    Ответить
  • Анонимно 24 сен
    Жестокое было время...
    Все репрессии 1937 года связаны с принятием Конституции 1936 г. и планировавшимися альтернативными выборами в 1937 г. Конституция 1936 г. сделала процесс выборов доступным всем гражданам СССР. До этого таким правом обладали не все. Страх потери руководящих должностей вызвал всплеск репрессий. Решение принимались не судами, а тройками - 1 секретарь партии, руководитель НКВД и прокурор региона.
    Ответить
    Анонимно 24 сен
    "Все репрессии 1937 года связаны с принятием Конституции 1936 г. и планировавшимися альтернативными выборами в 1937 г."
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/152458-fotomarafon-100-letie-tassr-chast-37

    Не совсем по теме "театра", но так как вся жизнь в СССР была политизирована (даже интимная и личная, не говоря уж о частной), в том числе и "театральная" (через театры марксисты продвигали с помощью пропаганды свои человеконенавистнические взгляды в массы), позволю задать вопрос - "Какие "альтернативные выборы" могут быть при диктатуре "пролетариата"?".

    Народ должен был выбирать между двумя диктаторами - плохим и очень плохим?
    Между Сталиным и Троцким?
    Или кем и кем?
    Так народ уже ранее выбрал "плохого" диктатора - Сталина.
    А "очень плохого" диктатора Троцкого выслали из СССР - он готовил Мировую коммунистическую революцию на территории Мексике в личном дворце, огороженном, как в концлагере, стеной с вышками, пулемётами и охранниками.
    Ну и занимался "свободной любовью" со своей секретаршей.
    Правда испугавшись жены, отказал секретарше-инвалидке в продолжении секса.
    Секретарша-художница тоже была "свободной женщиной" и с радостью и страстью отдавалась любым вождям вне зависимости от их партийной принадлежности.


    Ответить
    Анонимно 24 сен
    Прочитайте Конституцию СССР 1936 г. Там про партию можете найти с трудом. Кажется статья 105. Это самая европеизированная Конституция.
    Ответить
    Анонимно 24 сен
    Два раза пытался про С.Сайдашева и Зэнгэр Шэл. Не прошло ((
    Ответить
    Анонимно 24 сен
    Конституция СССР 1936 года это хорошо, но не главное - главное это Устав ВКП(б), Коминтерн и установление диктатуры "пролетариата" на всём Земном Шаре.

    А уж в СССР диктатура "пролетариата" это "само собой разумеющееся" - об этом прямо сказано в Уставе ВКП(б) 1939 года.
    А марксистская партия и Интернационал в СССР это "наше всё".

    ВОСЕМНАДЦАТЫЙ СЪЕЗД ВКП(б)
    Москва.
    10—21 марта 1939 г.

    УСТАВ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ

    ПАРТИИ (БОЛЬШЕВИКОВ)

    Секция Коммунистического Интернационала

    "Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков), являющаяся секцией Коммунистического Интернационала, есть передовой, организованный отряд рабочего класса Союза ССР, высшая форма его классовой организации. Партия руководствуется в своей работе теорией марксизма-ленинизма.

    Партия осуществляет руководство рабочим классом, крестьянством, интеллигенцией — всем советским народом в борьбе за укрепление ДИКТАТУРЫ рабочего класса, за укрепление и развитие социалистического строя, за победу коммунизма.

    Партия является руководящим ядром всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных, и обеспечивает успешное построение коммунистического общества".

    Вдумайтесь - ВКП(б) - Всесоюзная - является всего лишь "секцией Коминтерна" (Коммунистического Интернационала) - цель которого установление диктатуры "пролетариата" на планете Земля.
    Правда в СССР заменили "пролетариат" на "рабочий класс" - так как порабощённый "пролетариат" в капиталистических странах, а в СССР свободный "рабочий класс".
    Словоблудие всегда отличало марксистов Ленина и Троцкого и последышей.

    А для установления диктатуры "пролетариата" во всем Мире все средства хороши - в том числе и театр, не говоря уж о кино...
    Ответить
    Анонимно 25 сен
    «Из всех искусств для нас важнейшим является кино»
    В.И.Ленин

    Народ пародировал Ильича:

    «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк»

    «Из всех искусств важнейшими для нас являются кино, вино и домино»

    Из письма Ленина Луначарскому:

    «Т. Луначарскому
    … Все театры советую положить в гроб.
    Наркому просвещения надлежит заниматься не театром, а обучением грамоте».
    19 марта 1922 г.
    (Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 190—193).
    Ответить
    Анонимно 24 сен
    Алемасов Александр Михайлович (1902-1973) август 1937 г.- март 1942 г.
    Родился в г. Златоусте Челябинской обл., член партии с 1919 г. Сотрудник Златоустской транспортной Чрезвычайной Комиссии (1919-1920, 1921-1922), пулеметчик и политрук команды разведчиков на Польском фронте, моряк военно-морского флота (1922-1925). Слесарь Златоустского паровозного депо (1925-1926). Партийный работник в Ставропольском крае, Ростове и Воронеже (1927-1937), слушатель Ростовского института подготовки кадров красной профессуры (1931), историко-партийного Института красной профессуры (1933). Сотрудник ГУГБ НКВД СССР (1938), нарком внутренних дел ТАССР (1937). Первый секретарь Татарского обкома партии (1937-1942). С 1948 г. - пенсионер.
    Ответить
  • Анонимно 24 сен
    Интересная девушка расположилась между ног руководителя театра.
    Настоящая свободная женщина Красного Востока.

    Актрисы "Красного Октября" многому научили на своих представлениях "закабаленных женщин Востока".
    Ответить
  • Анонимно 03 окт
    опохабить материал - это удел слабых одиноких неучей)
    Спасибо автору и тем, кто предоставил архив - люди живы, пока жива память о них)
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров