Борис Кагарлицкий: «Абсолютно бредовая идея — задним числом вводить праздник Стояния на Угре»

Страсти вокруг 1480 года: до кого дозвонились калужские пиарщики и почему 11 ноября бессмысленно отмечать?

Отмечать событие давно минувших лет, которое не принесло никому победы, — идея бессмысленная, считает политолог и публицист Борис Кагарлицкий, комментируя предложение калужских властей ввести празднование «Великого стояния на реке Угре». Соответствующий законопроект уже поступил в Госдуму, и в сентябре парламентарии должны принять или отвергнуть эту инициативу. Отметим, эта идея вызвала неоднозначную реакцию в стране. Например, в Татарстане депутаты в свое время выступили против такого празднования. Свое решительное нет высказали и казанские историки. Кагарлицкий в интервью корреспонденту «Реального времени» выразил свое скептическое отношение к исторической дате и объяснил, почему не нужно вводить празднование «Дня освобождения от татаро-монгольского ига».

«Обе армии панически разбежались»

— Борис Юльевич, вы скорее за или против введения этого праздника?

— Праздновать сражение, которое не состоялось, — довольно забавная инициатива. Его даже нельзя назвать победой. А если залезем в более серьезные исторические материалы XIX века, то там вообще рисуется довольно странная картина всего противостояния. Из официальной истории мы знаем, что армии, постояв долго на Угре, разошлись. А историки XIX века, исследовавшие вопрос, публиковали иную версию: по их мнению, обе армии панически разбежались. То есть они были деморализованы этим длительным противостоянием, обе сильно боялись друг друга, включая командование, собственно поэтому они не вступали в сражение. По большому счету обе армии попросту разложились. А потом, в ряде источников описывается такой эпизод: татары послали довольно крупный конный разъезд (кавалерийский патруль с функцией разведки, — прим. ред.) на берег реки для обычной рекогносцировки. Но поскольку разъезд был крупный и спустился к реке, то русские наблюдательные посты восприняли этот акт как начало большой переправы татарского войска и в панике побежали в русский лагерь, и там началось бегство. То есть все всё побросали и панически ринулись бежать, кто на коне, кто пешим ходом. Но по дороге они подняли такой грохот, что татарский разъезд, услышав этот шум, воспринял как начало большого наступления русских. Поскольку татарское войско тоже было деморализовано, то подобру-поздорову решило отступить. Что здесь праздновать, дорогие мои?

По большому счету, нужно праздновать то, что вас на самом деле радует. Для современной российской истории знаковыми событиями действительно являются даты, связанные с Великой Октябрьской революцией.

Из официальной истории мы знаем, что армии, постояв долго на Угре, разошлись. А историки XIX века, исследовавшие вопрос, публиковали иную версию: по их мнению, обе армии панически разбежались

— Имеете в виду день 7 ноября?

— Да. Эти события определили характер современной России и всего постсоветского пространства. Либо нужно добиться какой-то великой победы, большого достижения и праздновать. Но праздновать годовщину революции мы не только не можем, но и практически запрещено, потому что это подрывает идеологические основы нынешнего российского государства как режима капиталистической реставрации. Никаких достижений, которые стоило бы праздновать сейчас, уже нет. Причем еще год или два назад подобной датой можно было бы сделать присоединение Крыма. А теперь момент упущен, и сейчас это событие не воспринимается как год или полтора назад.

«Выкопать какую-то дату из прошлого и начать ее праздновать — это абсурд»

— Зачем калужские власти так настаивают на праздновании этой даты?

— Это вопрос к губернатору Артамонову. Кто-то ему подсказал такую гениальную идею.

— Почему «Справедливая Россия» и Сергей Миронов поддержали эту инициативу?

— Поскольку я сейчас баллотируюсь от «Справедливой России» в Мосгордуму, не будучи членом партии, не хочу их совсем ругать. Но мне кажется, сегодня все партии страдают от дефицита повестки. Реальные серьезные, значимые вопросы поднимать не могут и не решаются. Если их поднимать всерьез, это будет наносить ущерб всей партийно-политической системе в целом, а не какой-то отдельной партии. При этом хочется находиться в информационной повестке, поэтому цепляются за какие-то мелочи, случайности.

— Эту идею поддержали в Магаданской области и Еврейской автономной области. Казалось бы, где Магадан с Биробиджаном и где Калуга? Им-то какая с этого польза?

— Пользы им никакой нет. Это зависит от того, в каком настроении и душевном состоянии находились пиарщики конкретного губернатора. Что значит «поддержали»? Это не означает, что вся Калужская область думает, как бы нам ввести праздник в честь Стояния на реке Угре. Это значит, либо у пиарщиков губернатора возникла гениальная идея, они это впарили губернатору, губернатор это озвучил. Либо второй вариант: очень умные люди в администрации президента обзвонили губернаторов или их пиарщиков.

Пользы им никакой нет. Это зависит от того, в каком настроении и душевном состоянии находились пиарщики конкретного губернатора. Что значит «поддержали»? Это не означает, что вся Калужская область думает, как бы нам ввести праздник в честь Стояния на реке Угре

— Почему именно эти области?

— Ну до кого уж дозвонились.

— Министр культуры Мединский тоже высказался за празднование 11 ноября…

— Еще раз скажу: обычно победы празднуют. А если мы не праздновали предыдущие 500 с лишним лет, зачем сейчас к этому возвращаться. Я понимаю, что есть народы, которые по 500—600 лет празднуют. Евреи более 1000 лет празднуют какое-нибудь событие (например, Исход), но они это делают непрерывно, из года в год. Абсолютно бессмысленная и бредовая идея — задним числом вводить исторический праздник, в том числе Стояние на Угре. Это то, на чем уже провалились с 4 ноября. Помните, чем это кончилось? Создали дату для «Русского марша». Ничего большего этот день ни для кого не значит. Нужно начинать праздновать сразу после победы (как 9 Мая).

Празднование также может означать победу каких-то политических сил. Если в очередной раз власть в России сменится и придут к руководству силы, которые считают себя наследниками Октябрьской революции, тогда они восстановят 7 ноября. Но тогда они будут праздновать в этот день не революцию, а свою победу. Во Франции ввели празднование Взятия Бастилии 14 июля после установления республики. Французы праздновали не само взятие Бастилии, которое произошло за много лет до этого, а праздновали окончательную победу республиканцев над старым режимом с опозданием на полвека с лишним. И здесь понятно, что празднуется. То есть историческая дата является предлогом для фиксации торжества каких-то политических сил. Но выкопать какую-то дату из прошлого и начать ни с того ни с сего ее праздновать — это абсурд, который свидетельствует о том, что придумывающие подобные вещи люди не понимают, как устроены историческое мышление и массовое сознание.

«В XV веке не было ни татар, ни русских в современном понимании»

— Борис Юльевич, в Госдуме уже много проходило довольно спорных законопроектов. Насколько вероятен сценарий, что парламент примет и эту памятную дату?

— Реализовать можно любую бредовую идею. Госдума может принять законопроект, присоединяющий Луну и Марс к Российской Федерации. Никто не может помешать принимать им такие законы. Другое дело, будет ли этот закон исполняться и что из этого получится.

— Все-таки реализуема ли эта идея в масштабах страны?

— Проголосовать же могут? Могут. Эта Дума приняла, другая отменит, когда уже будет другой политический порядок в стране.

— Допустим, в стране введут этот праздник. Как в Татарстане или Башкортостане он будет отмечаться?

— Наверное, без большого восторга. Это мне у вас лучше спросить.

Сколько людей у нас читают Ключевского, Покровского, Костомарова? Я специально назвал трех серьезных историков, придерживающихся трех разных линий. Все они представляют серьезную историографию XIX и начала XX века

— Итак, было стояние на реке, которое, как вы сказали, закончилось бегством. Но до сих пор в учебниках это преподносится как большое значимое событие и даже чья-то победа. Не пора ли в стране пересмотреть эту имперскую историографию?

— Уже в XIX веке значительная часть российской имперской историографии вполне спокойно относилась ко всем этим событиям. Потом, как мы помним, была школа Покровского, который замечательно пересмотрел русскую историю. Затем к середине 1930-х годов был поворот к восстановлению национальной гордости, причем за основу были взяты далеко не лучшие образцы имперской официальной историографии — не лучшие даже по отношению к России XIX века. К сожалению, это не было преодолено вплоть до нашего времени, я бы даже сказал, стало хуже. В наше время мы видим сочетание того же мифологического подхода с резко упавшим уровнем реального знания. Потому что в советское время этот неоимперский подход, который восторжествовал в 30-е годы, компенсировался очень неплохим уровнем массового исторического знания, по крайней мере среди образованной части населения. Издавались книжки — и их читали. Сейчас книг читают мало. Книги-то есть, издаются тиражами по одной-две тысячи экземпляров, они стоят на полках, но их никто не читает. В советское время тиражи были по 40 тысяч экземпляров.

— Все это можно найти в интернете.

— Даже в интернете столько не читают. Сколько людей у нас читают Ключевского, Покровского, Костомарова? Я специально назвал трех серьезных историков, придерживающихся трех разных линий. Все они представляют серьезную историографию XIX и начала XX века. Такие повороты связаны и с мифологизированным взглядом на историю, и с очень низким уровнем исторической грамотности.

— Сейчас народ довольно упрощенно понимает это событие на Угре — как противостояние между татарами и русскими, мусульманами и православными.

— Это еще один миф, потому что национального государства не было. Строго говоря, в XV веке не было ни татар, ни русских в современном понимании. Да, русские цари были православными, а татарские ханы — мусульманами, но подданные их были весьма разными, даже войско каждый раз составлялось случайным образом — кого призвали или кто согласился, те и пришли. Поэтому у татар в войске были православные, и у русских — мусульмане (например, касимовские татары).

Кстати говоря, в конце XVIII века французы придумали исторический миф о том, что нации, которые сложились к XVIII — началу XIX века, существовали всегда. То есть французские историки придумали этот миф, связав с Жанной д'Арк и Столетней войной, следовательно, Столетняя война породила французскую нацию. Особенно это начало сильно продвигаться после Великой французской революции, потому что французскую нацию породила революция. Надо было отнести возникновение французской нации в глубину, чтоб снять тему революции как нациеобразующего события. По-моему, сейчас они придерживаются той же самой логики.

Тимур Рахматуллин
Справка

Борис Юльевич Кагарлицкий — российский политолог, социолог, публицист, кандидат политических наук. Директор Института глобализации и социальных движений (Москва). Главный редактор журнала «Рабкор.ру». Советский диссидент.

  • Родился в 1958 году в Москве в семье литературоведа и театроведа Юлия Кагарлицкого (профессор ГИТИСа).
  • Учился в ГИТИСе.
  • С 1977 года — левый диссидент. Участвовал в издании самиздатовских журналов «Варианты», «Левый поворот» («Социализм и будущее»).
  • В 1979 году стал кандидатом в члены КПСС.
  • В 1980 году, после отлично сданного госэкзамена, по доносу был допрошен в КГБ и исключен из ГИТИСа и кандидатов в члены партии «за антиобщественную деятельность». Работал почтальоном.
  • В апреле 1982 года был арестован по «Делу молодых социалистов» и 13 месяцев провел в Лефортовской тюрьме по обвинению в антисоветской пропаганде. В апреле 1983 года помилован и освобожден.
  • С 1983 по 1988 год работал лифтером, писал книги и статьи, публиковавшиеся на Западе, а с началом перестройки — и в СССР.
  • В 1988 году восстановлен в ГИТИСе, окончил его.
  • Книга «Мыслящий тростник», вышедшая на английском языке в Лондоне, получила в Великобритании Дойчеровскую мемориальную премию.
  • С 1989 по 1991 год — обозреватель агентства «ИМА-пресс».
  • В 1992—1994 годах работал обозревателем газеты Московской федерации профсоюзов «Солидарность».
  • С марта 1993 по 1994 год — эксперт Федерации независимых профсоюзов России.
  • С 1994 по 2002 год — старший научный сотрудник Института сравнительной политологии РАН (ИСП РАН), в котором защитил кандидатскую диссертацию.
  • В апреле 2002 года стал директором Института проблем глобализации, после его разделения в 2006 году возглавил Институт глобализации и социальных движений (ИГСО).
  • Председатель редакционного совета журнала «Левая политика». Параллельно вел активную журналистскую работу в ряде изданий — The Moscow Times, «Новая газета», «Век», «Взгляд.ру», а также читал лекции в университетах России и США. Колумнист интернет-газеты «Реальное время».
  • Член научного сообщества Транснационального института (TNI, Амстердам) с 2000 года.

ОбществоВластьИстория
комментарии 39

комментарии

  • Анонимно 22 авг
    Борис врач-психиатр?
    Ставит медицинские диагнозы - "бредовая идея".
    Или просто "богатый" жизненный опыт?
    Ответить
  • Анонимно 22 авг
    "А потом, в ряде источников описывается такой эпизод: татары послали довольно крупный конный разъезд (кавалерийский патруль с функцией разведки, — прим. ред.) на берег реки для обычной рекогносцировки. Но....." А мог бы и указать этот ряд источников!!!
    Ответить
    Анонимно 22 авг
    Изучать "исторические источники" это не его "специализация" - он специалист по мифам - социальным, историческим. политическим - очень нужный человек в любом обществе - хоть в коммунистическом, хоть в капиталистическом, хоть в первобытном, хоть в "научном".
    Ответить
  • Анонимно 22 авг
    Кагарлицкий крут
    Ответить
  • Анонимно 22 авг
    Всё правильно. У русских и татар (да и многих других народов) ничего общего нет. Ни истории, ни религии, ни культуры.
    Поэтому в общем-то курс Татарстана на избрание государственного суверенитета в 90-х годах был верным. Нужно, мне кажется, продолжать движение в этом направлении. В сторону независимости. Иначе получается банальный колониализм.
    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 22 авг
    Колониализм это когда вокруг всем командуют Ивановы,Петровы,Сидоровы.Хотя в разных Кырыгызстанах тоже четверть века назад боролись с колонизаторами.Можно посмотреть на результаты.
    Ответить
    Анонимно 22 авг
    В Татарстане 50% населения русские, чуваши, удмурты, евреи и другие этносы.
    Что с ними будете делать, господин "Габдель Юссон"?
    Вырезать, как чуждый "класс", как это делали марксисты-террористы?
    Ответить
    Анонимно 22 авг
    10.17. Марксисты не были террористами. А царский режим был ублюдочным. Не настальгируйте.
    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 22 авг
    При ублюдочном царском режиме больше всего купцов было из татар в то время как в настоящих колониях дальше плантаций аборигенов не пускали.
    Ответить
    Анонимно 22 авг
    Разве не марксисты-террористы вырезали целые классы и социальные слои в России и других странах, господин "Габдель Юссон".

    Но Вы похоже кровожаднее даже марксистов.
    Ответить
  • Анонимно 22 авг
    согласен с Габдель Юссон. Только так можно возродить татарский язык и культуру и сохранить татарский народ .
    Ответить
    Анонимно 22 авг
    Татарский народ не нуждается в "горе-заступниках" и тем более в провокаторах.
    Ответить
    Анонимно 22 авг
    Если всё случиться по юссону то последние татары быстро-быстро забудут татарский язык потому что в России даже дворник должен понимать по русски и узбеки это поняли первыми а раз так то и с культурой наступит швах потому что народа как такового не останется все убегут на заработки.Сернистая местная нефть суверенного улуса никому будет не нужна а значит и денег не будет.
    Ответить
    Анонимно 22 авг
    "Таинственный" "Габдель Юссон" больше похоже на известных исторических "персонажей" с их лозунгом "Германия для немцев".

    А ведь наверняка в советское время был рьяным коммунистом-интернационалистом...
    Мимикрия...
    Ответить
    Анонимно 22 авг
    11.33.
    Так это же вы пытаетесь отдельную историю в стране написать - русского народа и русского государства. Поэтому и говорю - у нас с вами нет ничего общего. У вас своя история, у нас своя. Вы татар, как некоторое лишь приложение хотите в призме русскости рассматривать что ли? Нет, так не пойдёт.
    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 22 авг
    Не сочиняйте, Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 22 авг
    Не впадайте в "манию величия", господин "Гаюдель Юссон" - не говорите от имени ВСЕГО татарского народа.

    Если лично Вы отказываетесь от общей истории, общего менталитета, общих традиций, то это не означает, что весь татарский народ последует Вашему примеру - татарский народ это мудрый народ и от общей истории с десятками коренных этносов России никогда не откажется.
    Ответить
    Анонимно 22 авг
    14.22.
    Не юродствуйте.
    Существуют два понятия: русский народ и русское государство. В нём, как известно, до 98% русского народа были вообще рабами, то есть холопами. Поэтому вклад в российскую государственность русского народа весьма сомнителен.
    На чужих территориях, потому что русское население использовали в качестве наполнителя.
    Русское же государство и Русская православная церковь в течении нескольких столетий пыталась осуществить политику ассимиляции, посредством территориальной экспансии, интервенции и оккупации, геноцида и этноцида других народов на территории Евразии.
    Поэтому и спрашиваю - что общего между татарами и русскими? Ничего.
    Хотите "дважды войти в одну и ту же воду"? Попробуйте. Останетесь без государства. А так как у русских здесь вообще нет никакой территории - останетесь ещё и без малой родины.
    Вот такая примерно грустная история может получится.
    Кагарлицкий зрит в корень. А Артамонова губернатора Калуги за попытку почесать там, где (пока) не чешется, следует строго наказать.

    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 22 авг
    Да Вы, господин "Габдель", с Борисом "переплюнули" в злобе, ненависти, попытках оскорбит, обидеть и хамстве к другим народам марксистов и нацистов вместе взятых.
    Вы просто смешны.
    Но безусловно опасны для неокрепших молодых умов.
    Ваши попытки "делить" землю описаны ещё в Библии.
    Там же описано, чем это кончалось.
    Больше читайте Мировой классической литературы.
    Меньше "сидите" в интернете.
    Ответить
    Анонимно 22 авг
    Господин, "габдель Юссон", Вы перешли уже от подтасовки фактов к открытым угрозам?

    Хотя, осень уже близко.
    Ответить
  • Анонимно 22 авг
    10.52.
    А что нефть в Москве добывают что ил или во Пскове. Не переживайте - и у вас ничего не будет. Хотя и так ничего нет, кроме непрополотого борщевика. Вот и будете борщ с него варить. Без мяса, конечно.
    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 22 авг
    Когда у России не будет мест где для поддержания статуса которых надо проводить мандуали и спартакиады с чемпионатами то очередь дойдёт и до Пскова и до борщёвника ну а таблица Менделеева в русской земле поможет сделать это легко.Да и с мясом никаких проблем не будет.Мировые биржи им переполнены.
    Ответить
    Анонимно 22 авг
    11.19.
    А где эта "таинственная" русская земля - Эльдорадо? Хочу огорчить - её нету.

    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 22 авг
    Географическая карта вам в помощь.Даже со слабым зрением наша страна находиться за несколько секунд.
    Ответить
  • Анонимно 22 авг
    В ответ на инициативу Калужской области Татарстан должен внести свои законопроекты: праздновать во всей стране День татарского языка, День взятия Рязани, День Конституции РТ, Курбан-байрам...
    Ответить
  • Анонимно 22 авг
    Наследники Золотой Орды против становления Русского государства.Противостояние продолжается.
    Ответить
    Анонимно 22 авг
    Какие "наследники Золотой Орды"?
    Надо уточнить.

    Монголы предали Золотую Орду.
    А расчленили Золотую Орду татары - татарин (тюрок) Тимур (Тамерлан) добил Золотую Орду, а тюрки насоздавали крошечных ханств, приглашая туда монгол-чингизидов в качестве ханов.

    И только московский улус Золотой Орды, Московское великое княжество отстаивало территориальную целостность Золотой Орды и восстановила её в конце концов, вернувшись к заветам Великого Монгола Чингизхана.

    Единственными законными наследниками Золотой Орды являются Москва и русские.

    Для уточнения - "русские" это потомки монгол, славян, тюрок, финно-угоров, семитов (евреев) и еще многих десятков коренных этносов России.

    А "противостояние", да, "продолжается" - между имперцами, наследниками идей Великого Монгола Чингизхана и сепаратистами, наследниками, расчленившими и распродавшими Золотую Орду по мелким ханствам.

    Ответить
    Анонимно 22 авг
    Главный вопрос заключается в том, а с чего тут некоторые решили, что они являются наследниками Золотой Орды или наследниками тех кто стоял на левом берегу Оки?

    Насколько мне помнится то термин Золотая Орда является русским названием Улуса Джучи, которое входило изначально в состав Монгольской империи, а в 1266 году данное образование обрело самостоятельность отколовшись от империи в результате дрязг, раздоров и междоусобиц, а уже в середине 15 века полностью распалось.

    Некоторым психически неуравновешенным следует вспомнить, что к моменту образования Казанского ханства Улус Джучи перестал существовать.

    В начале 1420-х годов образовалось Сибирское ханство, в 1428 — Узбекское ханство, затем возникли Казанское (1438), Крымское (1441) ханства, Ногайская Орда (1440-е) и Казахское ханство (1465).

    Стояние на угре относится не к Золотой орде (Улусу Джучи), так как в 1480 году никакой Золотой Орды уже не существовало, а относится к Большой Орде - остатку Улуса Джучи, после отсоединения Узбекского, Казанского, Казахского и Крымского ханств, а также Ногайской орды. Территория Большой орды находилась ровно посередине между отколовшимися ханствами, а столица находилась в Сарай Берке.

    Так что потомкам народов живших на территории Казанского ханства нужно успокоиться и поберечь свои нервы, Стояние на Угре к ним никакого отношения не имеет.
    Ответить
  • Анонимно 22 авг
    И еще 11 ноября отдыхать будем ?
    Ответить
    Анонимно 22 авг
    Обязательно!
    Ответить
    Анонимно 22 авг
    17.38.
    Смотрите, как бы ещё не пришлось за геноцид и этноцид народов Евразии многомиллиардные репарации выплачивать.

    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 22 авг
    Товарищ "Габдель", Вы уже грозите?
    Кому?
    Потомкам Великого Монгола Чингизхана?
    Ответить
  • Анонимно 22 авг
    16.38.
    Вот и я говорю: с чего решили Артамонов, Мединский и прочая, предки которых очевидно являлись холопами, что имеют какое-то отношение к Московскому княжеству 1480г., которое, кстати, и государством-то не являлось?
    Желание примазаться к истории? У русских, у славян здесь не было никогда своего государства. А Иван 4 начал его строительство российской империей, на зачатках другой - Золотой Орды.

    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 22 авг
    Славяне - именьковцы - жили в Поволжье на берегах Волги уже с 4 века.

    А в Книге ученого араба, секретаря Багдатдкого посольства Ибн-Фадлана прямо написано, что в 922 году Ислам добровольно приняли "сакалиба", т.е. славяне.
    А булгары (тюрки) были военной и политической элитой славянских, финно-угорских и тюркских племён.
    Ответить
    Анонимно 22 авг
    Если бы не было у русских своего государства то зачем им свой монетный двор на котором кстати монголы просили русских отпечатать свои тугрики потому что сами то деньги печатать они не умели.Не надо на виду у всех показывать свою необразованность.Да и русский язык и кириллица вещи оригинальные только русское изобретение.Ну а русская земля стараниями простых холопов сейчас лежит от Балтики до Тихого океана.Кстати и многие татары к этому свои руки приложили.Поняв выгоды жизни в большом и сильном государстве.
    Ответить
    Анонимно 27 авг
    Какие выгоды? Класть сотни тысяч и миллионы жизней в войнах за силу государства - это выгода? Всё что нажили, уходило на имперские войны. И сейчас треть бюджета тратится на армию.
    Ответить
  • Анонимно 22 авг
    Вопрос интересный: действительно, а разве Артамонов и Мединский имеют какое-то отношение к Московскому княжеству 1480 года (а Москва до 1700 года была вассалом чингизидов и платила им дань) ? Их предки жили в Московском княжестве в 1480 году ?
    Ответить
  • Михаил Мазнёв 31 авг
    Если мы все разом повзрослеем, то утвердим глобальную дату и время для всего человечества для коллективного раздумья: Что делать? в качестве возрождения Дня Человеческого РАсУМа. Тогда мы и найдём среди себя наших Диогенов -вождей.
    Ответить
  • Manur Bakirov 04 сен
    противостояния которого не было, АО самостоятельно и успешно распалась от внутренних противоречий , после короткого периода перестановки сил и "оформления наследия" власть империи оформилась под германские стандарты , перешла к новой европейской знати немецкой аристократии , Разноликая , разноплеменная Орда ее население обрело название в виде об"единящего определения - русские.Потому говорить об освобождении победе , действительно бред. на смену правителям татарам пришли немцы - представители англосаксонской знати Европы и .население , ставшее русскими еще более отдалилась от участия в своей судьбы.Славяне , мокша . эрзя ,, и т.д. ставшие русскими полностью потеряли свою идентичность , письменность . традиции . и спустя 500 лет спохватились , оказалось за это время в их истории не оказалось события важнее и значимее мифического противостояния .
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров