Найдет ли Ильсур Метшин путь в Китай для «Рубина»

Неизвестные ранее подробности, необнародованные факты и цифры маркетингового курса «Рубина», который может кардинально поменяться с приходом нового руководства

Сегодня «Рубин» стартует в групповом турнире Лиги Европы УЕФА игрой со швейцарским «Сьоном», а уже в ноябре будет принимать у себя «Ливерпуль». Тем временем одним из первых кадровых решений новых управленцев «Рубина» — президента Ильсура Метшина и генерального директора Ильгиза Фахриева — стало обновление маркетинговой политики клуба, к чему был привлечен Иван Мешков, который уже работал с командой с 2006 по 2012 годы. Спортивный обозреватель «Реального времени» Всеволод Дворкин попытался разобраться, какое наследство достанется Мешкову, чего ему надо добиться, чтобы не быть выставленным за дверь без разбирательств вслед за тренером и президентом, а также каких изменений стоит ждать болельщикам в этом году.

«Рубин» пытался первым пересчитать всех болельщиков

«Рубин» стал одним из первых клубов России, которые пошли на эксперимент с «картой болельщика». Этот пилотный проект был запущен с подачи РФПЛ. 25 октября 2014 года на официальном сайте казанцев появился призыв зарегистрироваться в системе, отправить паспортные данные и получить пластиковый прямоугольник со считывающим устройством. Тем самым футбольные чиновники РФПЛ рассчитывали идентифицировать каждого поклонника футбола, а клуб — избежать повтора инцидента домашнего матча с «Торпедо», когда самые отчаянные поклонники жгли кресла на фанатской трибуне «Казань Арены».

Тогда задумку удалось реализовать за неделю, хотя маркетологам «Рубина» для исполнения прихоти РФПЛ и пришлось преодолеть стену непонимания со стороны фанатского движения. Жест, направленный на безопасность и спокойствие на трибунах, выглядел попыткой взять подстрекателей и подозреваемых в поджоге под прицел. Идея не прижилась, но стоит заметить, что, согласно договоренности предыдущего руководства клуба и наиболее активной части фанатского движения, инциденты такого рода на стадионах, где играл «Рубин», прекратились.

В межсезонье уже сам клуб начал инициировать возрождение идентификационных карт с привязкой к фирменной системе лояльности, которые, по сути, заменили бы и абонемент на домашние матчи, и кредитку при оплате атрибутики и снеди, а также массу других возможностей. Однако этот проект был рассчитан на долгосрочную перспективу и был бы введен только на «Казань Арене». В условиях кризиса на реализацию задумки в «Рубине» финансы выделялись строго по графику и результатам тестирования системы. Впрочем, с этой задумкой в РФПЛ носятся с конца 2012 года, и до сих пор ее приверженцев можно пересчитать по пальцам одной руки. Стоит полагать, что фанаты, которые до сих пор неоднозначно относятся к переменам в руководящем составе клуба, еще не созрели для того, чтобы их начали считать по головам и паспортам.

Водный ЧМ оставил Казань без 15 мини-сабантуев в году

Еще один шаг на пути теперь уже бывшей команды маркетологов клуба — создание «футбольных уикендов». В 2014 году продвиженцы поставили перед собой сложную задачу: вытащить народ из торговых центров и привести его на футбол. Это вылилось в рекорд посещаемости домашних матчей «Рубина» за всю историю клуба: 17 августа 2014 года на матч-открытие «Казань Арены», по официальным данным, было реализовано 36 850 билетов — правда, это с учетом разыгранных, приглашенных и подаренных детям и ветеранам квитков. Впервые команду одновременно поддерживало такое количество людей. Если бы не вынужденный переезд с «Казань Арены» в связи с водным мундиалем, то с постоянной пропиской «Рубина» на главном стадионе Татарстана на трибуны вполне бы могли вернуться десятки тысяч людей, которые идут на футбол как на праздник. Идут как минимум 15 раз в году — по числу домашних матчей команды в чемпионате страны.

А тогда ажиотаж вокруг «Рубина» был грамотно использован специалистами. На помощь кассирам даже призывали бухгалтера по образованию и вратаря по призванию Сергея Рыжикова, что создало дополнительный информационный повод. Не только журналисты, но и сами казанцы повернулись лицом к спорту номер один, что придало импульс для успешного выступления в чемпионате и кубке страны — в частности, домашних побед над ЦСКА и «Спартаком», а впоследствии и выхода в Лигу Европы.

Организация за невероятно короткое время программы упоминаемого матча-открытия, по информации «Реального времени», обошлась клубу в несколько миллионов рублей. Для сравнения, на подготовку игры с «Бетисом» в рамках 1/16 Лиги Европы, которая состоялась в начале того же года, исходя из данных нашего издания, было затрачено в три раза больше.

27 февраля игру «Рубина» на одноименном стадионе посетило 5 102 зрителя, что почти вдвое меньше вместимости арены. Кстати, если кто забыл, аутсайдер испанского чемпионата «Бетис» в том матче победил со счетом 2:0 и прошел дальше.

Казанские айтишники переделывают «швейцарский» дизайн нового сайта

К 2016 году в клубе планировали приурочить презентацию и нового официального сайта. Его запуск переносили уже несколько раз, так что в «окончательную» дату теперь верится с трудом. Изначально этот вопрос курировал руководитель медиадепартамента «Рубина» питерский «наемник» Николай Пантелеев. Именно с его подачи разработкой сайта занялись сотрудники одной из структур при Казанском (Приволжском) федеральном университете, а дизайном занимались дорогостоящие специалисты из Швейцарии. Но с уходом Пантелеева из клуба затянувшийся проект перекинули на другую казанскую IT-компанию, имеющую опыт успешного сотрудничества с зарубежными клиентами. Ей пришлось заново проводить аудит механизмов и переделывать «швейцарский» дизайн.

Сможет ли новая команда маркетологов перехватить рычаги управления по ускорению процесса запуска сайта, пока неизвестно. Напомним, что его запуск изначально планировался минувшим летом, теперь — в канун Нового года. Или никогда.

Поражения «Рубина» закрыли игрокам дорогу к пациентам ДРКБ

В последнее время футболисты «Рубина» все реже появлялись на людях. Это было связано с неутешительными результатами команды. Тренерский штаб не желал отпускать игроков на встречу с поклонниками, направляя спортсменов сосредотачивать все усилия на повышении мастерства.

Хотя за этот год клуб и успел провести около полусотни мероприятий, но большая часть из них пришлась на первую половину 2015-го или межсезонье. Так, клуб взялся за восстановление связей с авиазаводом: минувшим летом команда впервые в новейшей истории побывала на авиационном заводе КАПО имени Горбунова, где когда-то и было принято решение о создании «Рубина». Вылазка в гости к авиаторам, которую осветили все спортивные федеральные СМИ, обошлась бюджету команды в смешную по нынешним меркам сумму порядка 100 тысяч рублей.

Чуть ранее сотрудники завода имели возможность самим прогуляться по клубной базе и посмотреть на условия, созданные для футболистов. К тому моменту экскурсию для авиаторов могли бы провести и некоторые поклонники команды, ведь для них уже дважды устраивались дни открытых дверей на некогда самом закрытом спортивном сооружении Казани.

Помимо этого, Билялетдинов и компания нередко уделяли внимание пациентам ДРКБ и постояльцам Дома Рональда Макдональда, где проживают дети, находящиеся на длительном лечении. Однако череда поражений на футбольном поле и последовавшая смена в руководстве поставили шлагбаум на пути к благой цели.

Этот год запомнится и проведением первого масштабного конкурса «Мисс Рубин-2015», который позволил клубу обратить на себя внимание женской аудитории. В нем приняло участие несколько десятков представительниц прекрасной половины человечества, 11 из которых смогли пробить себе дорогу в финал.

Его итоги вызвали сомнения в честности у некоторых представителей СМИ, поскольку победительницу связывали теплые отношения с одним из сотрудников клуба. То, что этот молодой человек никогда не занимал ключевую должность в структуре «Рубина» и уж точно не мог повлиять на мнение одного из членов жюри, директора по связям с общественностью РФПЛ Сергея Алексеева, охочих до сенсаций журналистов интересовало мало. Камень в огород прежней команды маркетологов «Рубина» был брошен, а отсутствие комментариев (читай: молчание) с той стороны моментально было расценено, как признание вины.

Но настоящий скандал случился на финальном этапе федеральных смотрин, где титул «Мисс РФПЛ» сначала достался поклоннице «Анжи» (участвовавшей в конкурсе во второй раз), участница от ЦСКА, как позже оказалось, разделяла националистические взгляды, а «Мисс Динамо» после конкурса уволили из органов.

«Рубин» пошел навстречу Китаю

Кстати, на одной из экскурсий по базе в этом году побывала и группа китайских студентов, включавшая и наших будущих коллег-журналистов.

По информации «Реального времени», в том числе и с их помощью клуб планировал перспективный выход на китайский рынок. Через посты казанских студентов из Поднебесной в социальных сетях в среде учащихся из Китая и их близких распространились сообщения о футбольном клубе. Думается, что у кого-то из них уже сейчас есть завязки со СМИ на родине, у иных — просто большой круг общения, в том числе в среде любителей футбола. Вообще, китайский рынок очень интересен всем ведущим футбольным клубам России. И «Рубин» здесь не исключение. В 2014 году было сделано очень многое для того, чтобы в Поднебесной как можно больше людей узнало о казанской команде.

Когда на смену новоиспеченному главному маркетологу «Рубина» Ивану Мешкову пришла Мария Климова, она провозгласила курс на Запад, не учитывая, что там футбольный рынок поделен уже несколько десятилетий назад и те же соперники казанцев по еврокубкам «Барселона» и «Челси» своих позиций просто так и абы кому не отдадут.

Ее сменщики смогли переубедить руководство клуба сменить вектор на противоположный. Так в сферу интересов «Рубина» попала страна с высокой покупательной способностью — Китай. С представителями некоторых крупных фирм и именитых футбольных команд Поднебесной казанцам удалось наладить контакты в течение полугода. В ближайших планах стояло и проведение товарищеских матчей на территории наших стран, которые бы в прямом эфире транслировало китайское и российское телевидение. Но с приходом новой команды эти связи, вероятно, обрубятся. И стричь юани с полуторамиллиардной аудитории будут конкурирующие российские клубы.

Очевидно, что развивать восточный рынок «Рубину» надо было сразу после двух чемпионских титулов и исторической победы над «Барселоной». Но фактически этого сделано не было, хотя идея лежала на поверхности.

Болельщик из Гонконга заказал атрибутики «Рубина» на полторы тысячи долларов

В том, что Китай — страна с высокой покупательной способностью, сомневаться не приходится. Именно оттуда в клубный магазин «Рубина» поступил один из крупнейших частных зарубежных заказов. Поклонник из Гонконга через интернет-магазин клуба, запущенный в этом году, набрал клубной атрибутики на полторы тысячи долларов.

Этих заявок могло бы быть и больше, но если бы сервис перевели на английский язык — такая задача стояла в планах на ближайшее развитие интернет-магазина. Будет ли теперь у «Рубина» адекватный сервис для покупки товаров в Сети, большой вопрос.

В вину ушедшей ныне команде маркетологов можно поставить и то, что мобильные приложения в клубе до сих пор работают лишь в тестовом режиме. Информация обновляется не оперативно, статистические данные и вовсе не трогали с концовки того сезона, а потому, зайдя на страничку через Android или Apple, до сих пор можно увидеть фамилии Цезаря Наваса или Сердара Азмуна.

Известно, что изначально приложения тестировали в среде болельщиков и сотрудников клуба. Несколько десятков добровольцев «юзали» клубную страничку на своих гаджетах в пилотном режиме. Сейчас оно доступно всем, но осуществить связку нового сайта и довести до ума карманный справочник каждого фаната у прежней команды времени не хватило. Оттого новинка и не обрела популярности у молодежной аудитории трибун, которая пришла на смену «кузьмичам» с кульком семечек.

В «Рубине» хотели отучить болельщиков воровать

А заработать их можно было, продавая картинку с матчей «Рубина». По крайней мере, клубные маркетологи продавливали эту идею коллегам из «Лига-ТВ», в чьем ведении находятся права на трансляции всех игр чемпионата России. Казанский клуб предлагал посреднические услуги между телеканалом «Наш футбол», входящим в холдинг «Газпром-медиа», и своими поклонниками. Не каждый из них желал идти на сторонний ресурс и платить деньги за право насладиться игрой любимой команды, предпочитая лицензии «пиратку» на одной из многочисленных «сопках» и подкастах.

В клубе надеялись сыграть на сознании и патриотизме собственных фанатов, которые перестанут воровать ТВ-контент, а начнут платить за него, кликая по ссылкам на официальном сайте. Таким образом, «Рубину» бы перепадал небольшой процент от продаж. Наивно? Наверное. Доподлинно этого не узнать, поскольку московские телевизионщики в концовке прошлого сезона взяли паузу в переговорах, намекнув на скорое переформатирование структуры спортивных телеканалов пакета НТВ+. Тогда еще название общественного канала «Матч-ТВ», созданного по рекомендации президента России Владимира Путина, не доносилось из каждого утюга. Как и фамилия Тины Канделаки.

Без Лиги Европы Метшину будет тяжело найти новых спонсоров

Еще одна проблема, с которой на первых порах придется столкнуться Ильсуру Метшину и его команде в футбольном хозяйстве, — это привлечение в клуб новых спонсоров. За этот год «Рубин» доказал, что может сотрудничать не только с крупными государственными компаниями, но и с частными предприятиями. Стереотип был разрушен партнерскими соглашениями с компаниями «Уральские авиалинии», «Армани», «Медитуризм», ГТРК «Корстон-Казань» и другими. Кто-то соглашался на бартер, иные несли в копилку «Рубина» живые деньги. Хотя в современных реалиях российский футбол — не лучшее место для инвестиций в рекламу.

Также маркетологам удалось заручиться партнерством с российскими представителями Mitsubishi. Для японского автопроизводителя подобный контакт с футбольным клубом стал первым опытом за всю историю компании. Этот ход для «Рубина» был важен еще и с имиджевой точки зрения, поскольку ранее в сотрудничестве с казанцами заднюю дал Mercedes. Теперь есть небезосновательные подозрения, что многие из перечисленных компаний могут последовать примеру немцев.

Единственные, в ком можно быть уверенным, это крупные госкорпорации, входящие в попечительский совет клуба: группа «ТАИФ», СИНХ, а также банк «АК БАРС». Так, гендиректор ТАИФа Альберт Шигабутдинов в межсезонье признался в том, что неравнодушен к спонсируемому футбольному клубу: «Я считаю, что «Рубин» достоин «болезни» болельщиков».

Альберт Шигабутдинов в межсезонье признался в том, что неравнодушен к «Рубину». realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Придется ли по вкусу Метшину «петух в борще»

Самая острая проблема сегодняшнего «Рубина» — это не отсутствие тренера или результаты команды. Болельщики готовы перетерпеть эти непростые моменты, чего не скажешь об эмблеме. До поры до времени возмущенных фанатов, молящих вернуть исторический логотип, удавалось сдерживать компромиссным решением: на официальном сайте «Рубина» размещены сразу три эмблемы под «соусом» связи времен, а в клубном магазине каждый желающий может подобрать официальную экипировку с полюбившимся ему логотипом. Как показали результаты продаж в клубном магазине, последний, прозванный «петухом в борще», вопреки гулу недовольных пользуется наибольшим спросом.

От того, каким будет решение Метшина по ребрендингу и будет ли оно вообще, зависит и расположение фанатов к новоиспеченному президенту. Сорокину именно «петуха» поклонники припоминали чаще всего. При этом, казалось бы, чего проще — пойти на поводу у болельщиков и вернуть полюбившееся им лого. Но, по заверению дизайнеров, оно было создано по старым графическим лекалам и давно устарело. С этой задачкой не смогли справиться сразу два предшественника Метшина.

До Сорокина ребрендинг затевал Дмитрий Самаренкин. Однако его вариант хоть и был выполнен по футбольным канонам, но сильно смахивал на логотип лондонского «Арсенала». Сейчас к новизне эмблемы претензий нет никаких, однако к футболу она имеет ровно столько же отношения, сколько изображенное на нем пернатое — к самому «Рубину»

Про родную эмблему и чаяния болельщиков устами Сергея Рыжикова вскользь было упомянуто и новой командой маркетологов. Телевизионщики Ивана Мешкова сняли анонсирующий ролик в преддверии домашнего матча с «Локомотивом». Остается гадать, к чему было упоминание самой злободневной проблемы для фанатов: хотят ли в клубе пойти им навстречу или просто с первых дней заискивают и ищут дешевой популярности?

Придется непросто

До сих пор неизвестна судьба старой команды, которой теперь придется бросать свои проекты на полпути. Непонятно, будут ли переданы дела Ивану Мешкову, о чьем назначении пока нет ни слова на официальном сайте, и на каких условиях. Люди, потратившие столько сил, не входили в кадровый перечень «Рубина», а значит, с одной стороны, не уволены, а отстранены, а с другой, не обязаны делиться наработками. «Реальное время» сделало официальный запрос на интервью с маркетинговой командой клуба из «Корпорации спорта», которая занималась большинством из перечисленных проектов, но они отказали. Отказал в комментарии и Мешков.

Конечно, сложно предполагать, что кому-то захочется насолить сменщикам и, покидая футбольное хозяйство, он прихватит с собой электронный документооборот или раскидает по разным папкам структурированный фотоархив, оставив после себя все в том виде, в котором они принимали. Тем более что, судя по социальным сетям, ключи от пабликов остались в клубном офисе, и вновь прибывшие уже воспользовались тем наследством, которое предыдущие сотрудники оставили в клубе после кадровых решений Ильсура Метшина.

Одно ясно — мэру будет очень непросто выстроить грамотную коммерческую и маркетинговую работу в клубе без команды профессионалов. И от того, насколько готовы новые маркетологи сразу взять быка за рога, будет зависеть популярность нового президента «Рубина» в среде болельщиков команды. Сейчас планка установлена очень высоко, и чтобы удержать занятые позиции и репутацию в бизнес-среде Татарстана и России, будущей маркетинг-команде придется без разгона подтверждать свою высокую квалификацию и в кратчайшие сроки оправдать оказанное доверие.

Всеволод Дворкин
Спорт

Новости партнеров