Татарстан на МАКС-2015: БПЛА с воздушным стартом, ожидание Ту-324 и предсерийный Ми-38

Татарстанские предприятия представили на международном авиакосмическом салоне ряд новинок

Республиканская промышленность была широко представлена на МАКС-2015 — как в составе крупных корпораций (КРЭТ, ОАК, «Вертолеты России»), так и в виде отдельных предприятий, таких как «Эникс», «МВЕН» и другие. Был продемонстрирован не только промышленный потенциал Татарстана, но и ряд новинок от международного до узкоотраслевого уровня. «Реальное время» предлагает читателям обзор стендов Республики Татарстан на МАКС-2015.

«Эникс» представил беспилотник, запускаемый из ракет

Завод «Эникс» на МАКС-2015 представил беспилотник с воздушным стартом, разработанный в интересах российского военного заказчика.

— Мы первый раз представляем аппарат, сейчас есть возможность его показать. Он скромно выглядит, мы его демонстрируем в факультативных целях. Аппарат может выбрасываться из любого пилотируемого самолета — это может быть Ан-2, Ил. Выбрасывается из него, раскладывается, производит разведку, все автоматически, — рассказал «Реальному времени» заместитель директора «Эникса» Сергей Побежимов.

К этому можно добавить и то, что представленный беспилотник может запускаться не только с летательных аппаратов, но и из систем залпового огня, и, например, служить для рекогносцировки целей РСЗО «Смерч».

Кроме того, на стенде «Эникса» были выставлены и уже зарекомендовавшие себя «Элероны».

— Интересуются, как ни странно, изделиями, которые во всем мире засветились, и почему-то «Элероном-3», — отметил Побежимов. — Из иностранных я 12 стран насчитал, которым интересно. Самое главное, что для них лакмусовой бумажкой является то, что это поставляется в министерство обороны. Они знают, что такое — пройти все госиспытания. Что значит получить серийные изделия, а не опытные образцы.

Также заместитель руководителя «Эникса» рассказал, что интерес к продукции начали проявлять и частные охранные предприятия. «Все уже наигрались квадрокоптерами и хотят более серьезную технику», — подчеркнул Сергей Побежимов.

В целом, по оценке специалистов, по сравнению с предыдущими годами интерес к российской технике вырос. Также в «Эниксе» рассказали и об успехах действий беспилотников в условиях работы систем РЭБ. «Даже при полном подавлении радиосигнала GPS, ГЛОНАСС, управления, на некоторых испытаниях, в закрытых структурах мы смогли вернуться», — рассказал Побежимов.

Возвращение Ту-324

Тут же на стенде «Эникса» был представлен и другой республиканский авиационный проект — региональный самолет Ту-324, пока в виде двух плакатов и маленькой модели. Как рассказал «Реальному времени» начальник штатного отдела группы управления создания Ту-324 при кабинете министров РТ Павел Назаров, самолет проектируется с конца 90-х годов, проектная группа же была создана еще в 96-м.

— Правительство и президент республики прилагают все усилия, чтобы проект вновь ожил. Потому что для него все есть. Он практически полуготовый. И детали, и все комплектующие, двигатель, авионика, причем самая современная. Должен быть заменен и Ту-134, и Як-40, — рассказал Назаров.

Татарстан занимается развитием проекта на собственные средства: как сообщил Назаров, на КАПО им. Горбунова сделана часть оснастки и порядка 11 тысяч деталей, проект прошел защиту государственной комиссии, по мере развития проекта получаются необходимые сертификаты. По оценке Назарова, при наличии политической воли и финансирования самолет сможет полететь уже в ближайшие три года.

Напомним, в апреле этого года Рустам Минниханов в интервью «Российской газете» комментировал ситуацию с проектом Ту-324. Глава республики отметил, что реализация его столкнулась с сильным антиавиационным лобби — в частности, привилегиями «Аэрофлота» на беспошлинный ввоз в страну «Боингов». Также Рустам Минниханов отметил и непростые отношения с КАПО и ОАК, которые также сказались на реализации проекта.

Тем не менее стратегия импортозамещения и развития отечественной авиации дает надежду на то, что Татарстан сможет выпустить на рынок не только вертолет собственной разработки, но и самолет. По крайней мере на МАКС-2015 такая заявка была сделана.

У «МВЕН» появился задел на экспорт

Фирма «МВЕН» представила на МАКС-2015 полностью композитную модель агросамолета МВ-500. Однопилотная машина предназначена для проведения авиационно-химических работ и может использоваться для распыления как жидких, так и твердых химикатов, а также для посева риса. Композитное крыло самолета изготовлено в собственной печи компании.

В настоящий момент МВ-500 проходит сертификационные испытания: как рассказал «Реальному времени» начальник службы сертификации «МВЕН» Бахыт Жан Сейткулов, в компании надеются получить сертификат типа уже в следующем году. Заявка на его получение смогла значительно усилить переговорные позиции «МВЕН» — у компании появились перспективы выхода на международный рынок.

— Мы уже сегодня говорим о поставки КИТ-наборов нашего самолета. Мы говорим о производстве нашего самолета в другой республике, в другом государстве, и им интересно назначение самолета: это изначально разработанный для этого вида работ самолет. Речь идет прежде всего об организации сервисных центров по обслуживанию наших самолетов. Одно из условий поставки самолета за рубеж — это организация сертифицированных центров по техобслуживанию, и мы о них говорили, — рассказал «Реальному времени» Сейткулов.

Пока переговоры не завершены, страна, которая проявила интерес к татарстанским разработкам, не разглашается, и Сейткулов лишь отметил, что это дальнее зарубежье, а переговоры шли на уровне главы аэрокосмического агентства, и интерес был проявлен в рамках государства, а не отдельных покупателей.

В «МВЕН» надеются, что финальная стоимость МВ-500 не выйдет за пределы 250 тыс. долларов, что довольно конкурентноспособная цена.

КРЭТ представил новейшие средства РЭБ

Как уже писало «Реальное время», самым заметным павильоном МАКС-2015 были выставочные площади концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), входящего в корпорацию «Ростех»: концерн Николая Колесова занял весь выставочный зал. На экспозиции в том числе демонстрировалась продукция заводов «Элекон» (электрические соединения), ОАО «НПО «Радиоэлектроника» им. В. И. Шимко», «Радиоприбор», КОМЗ (средства РЭБ и системы опознавания «свой-чужой»). Также представлены были Казанский электротехнический завод, Альметьевский завод радиоприборов.

Рядом с павильоном «КРЭТ» были выставлены новейшие средства радиоэлектронной борьбы (казанские предприятия участвуют в кооперации по их выпуску), большая часть из которых размещена на базе КАМАЗов. С учетом развития беспилотной техники к данной экспозиции был проявлен значительный интерес со стороны иностранных гостей, в частности, заместитель директора концерна Игорь Насенков отметил, что на средства РЭБ уже есть очередь из покупателей с Ближнего Востока и Северной Африки.

Кроме этого, концерн представил и электрическую заправку для «Калины» на электродвигателе.

КВЗ приступает к производству первой серийной партии Ми-38

Как уже сообщало «Реальное время», продукция Казанского вертолетного завода стала одной из центральных тем выставки. Готовность купить «Ансат» и, возможно, не один высказало министерство промышленности РФ, а к Ми-38 проявили интерес покупатели с Ближнего Востока.

Как стало известно «Реальному времени», ожидалось, что Ми-38 получит сертификат типа непосредственно в ходе работы салона, однако машина не успела пройти все испытания, завершение которых намечено на конец этого года. Тем не менее в ходе работы салона было анонсировано начало серийного производства Ми-38 на КВЗ.

Также в конце года ожидается получение разрешительных документов на всю линейку «Ансатов»: как рассказал журналистам директор КВЗ Вадим Лигай, особые надежды возлагаются на санитарную модификацию винтокрылой машины.

Незримое пристуствие КАПО

Казанский авиазавод уже традиционно представил Ту-214 «Открытое небо», а также стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95. В павильоне «Объединенной авиастроительной корпорации» казанский завод был практически обойден вниманием: единственным стендом, посвященным предприятию, был интерактивный подбор салонов для Ту-204 и Ту-214. Стенд представлял из себя макет части салона с креслами, в конце которого располагался экран, на котором можно было подобрать интерьер.

Косвенно касался казанского авиазавода и выставленный на статичной стоянке прямо напротив продукции «КАЗа» Ил-114, за производство которого на своих мощностях сейчас идет борьба между Казанью, Воронежем и Ульяновском, рассматривается также и размещение его производства в Ташкенте.

Интерьеры и заводы

Также на выставке МАКС-2015 были представлены еще несколько предприятий из Татарстана, не блиставшие новинками науки и техники, но тем не менее успешно принявшие участие в авиасалоне.

Представители «Тулпар интерьер групп», демонстрировавшие возможности создания интерьеров самолета, пользовались большой популярностью: к специалисту буквально стояла очередь из желающих поработать с внутренней отделкой самолета. Компания, в частности, представила столик, который крепится к фюзеляжу без опорной ножки.

Среди продукции завода «Электроприбор» больше всего заинтересовали гиростабилизаторы, которые могут применяться в летательных аппаратах, в том числе беспилотных, для установки камер. Также спросом пользовались приборы, установленные на экспортных видах самолетов, так как многие узлы машин требуют ремонта и замены.

«Гипронииавиапром» представил девелоперский стенд, который также пользовался интересом — проектирования требуют и аэропорты.

Александр Третьяков, фото автора

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров