Год театра в России: делать качественный продукт, продвигать его и воспитывать зрителя

«Реальное время» провело бизнес-бранч с представителями казанских театров

Год театра в России: делать качественный продукт, продвигать его и воспитывать зрителя
Фото: realnoevremya.ru

Как продвигать театральный продукт и чьими интересами в первую очередь руководствоваться при составлении афиши? Чему отдать предпочтение — «сарафанному радио», соцсетям или наружной рекламе? Эти и другие вопросы обсудили на деловом завтраке специалисты по пиару, работающие в казанских театрах.

«Как найти баланс?»

В Год театра «Реальное время» при поддержке Банка «Аверс» решило реализовать проект, который бы не просто рассказал о театральных премьерах татарстанских театров и ПФО, но и заглянул бы внутрь, чтобы увидеть те проблемы, которые сейчас волнуют театральные коллективы. Стартом этого проекта можно считать бизнес-завтрак, на который были приглашены специалисты по пиару, то есть те люди, которые занимаются продвижением театрального продукта — спектакля. Задача нового проекта газеты — привлечь внимание аудитории к классическому искусству.

Второй причиной приглашения специалистов по пиару было проведение 28 февраля конференции «Маркетинг «Реального времени», она проводится уже второй раз, поэтому разговор о том, как продвинуть такой сложный продукт, как спектакль, в преддверии конференции был уместен и интересен.

Первой темой, которую обсудили участники бизнес-бранча, было нахождение некоего баланса между желание художника творить нечто сложное и тем, как такой продукт будет продаваться, поймет ли его аудитория и будут ли заполняться зрительные залы. Ведь у каждого театрального коллектива есть свой финансовый план.

«Баланс соблюдать необходимо, и мы в своем театре его соблюдаем. Мы прекрасно понимаем, что есть спектакли, которые нас «кормят», и есть спектакли, которые не очень хорошо посещаются. Например, в этом сезоне мы поставили драму по повести Чингиза Айтматова, в то же время мы прекрасно понимали, что надо поставить и комедию, которая стопроцентно сделает аншлаги. И поставили «Очарованный танцем». Сейчас труппа снова репетирует драму», — рассказал заместитель директора по маркетингу ТГАТ им. Г. Камала Ильшат Латыпов.

То есть, условно говоря, «комедия» — это своего рода паровозик, который прикроет финансовые риски нужного и театру, и части зрителей некассового спектакля. Потому что каждый государственный театр имеет госзадание и должен зарабатывать деньги, например, в прошлом году Камаловский заработал 57 миллионов. Проблема зарабатывания денег еще более остро стоит и в негосударственных театра, которые сами себя содержат.

«Баланс в репертуарной политике должен соблюдаться, главный режиссер и директор нашего театра постоянно это обсуждают, и эти два начала — административное и художественное — этот баланс удачно находят», — подытожил Ильшат Латыпов

«Зрителю важно знать, на что он идет»

По мнению администратора театрального пространства «Угол» Анжелики Фаткуллиной, иногда бывают неожиданные вещи. Спектакль начинает посещать та зрительская аудитория, на которую он изначально и не был рассчитан. «Например, один из самых тяжелых спектаклей, идущих в «Углу» — это «Карина и Дрон», но это не значит, что у него нет своего зрителя. Он сложный по форме, но простой по мысли. Важно, чтобы зритель знал, на что он идет. Важно, согласен ли зритель на эксперимент. Чаще всего, согласен», — полагает Анжелика Фаткуллина.

«У каждого театра своя специфика, в том числе и у музыкального театра. Опера и балет — самые дорогостоящие виды искусства, так сложилось исторически. И это накладывает ограничения на формирование репертуара. ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля в республике единственный, и он должен в своем репертуаре поддерживать шедевры классического искусства. Это русские и зарубежные опера и балет. Но поскольку театр находится в национальной республике, он заботится о том, чтобы в репертуаре были и национальные спектакли, созданные в прошлом веке или написанные в последние годы. Наши возможности таковы, что мы можем выпускать две-три премьеры в год. Начиная с нулевых годов, театр взял практику работать с авторами, начиная от создания либретто и музыкального материала, заканчивая постановкой спектакля», — рассказала заведующая литературной частью оперного театра Жанна Мельникова.

По ее мнению, на оперу и балет зритель идет за сильными ощущениями, в мировом контексте процент комических опер не велик, и люди чаще идут на спектакль с драматическим финалом, чем на комический. В этом принципиальное отличие музыкального театра от драматического.

«Как сохранять баланс в репертуаре музыкального театра? У нас особая задача и особая сложность. Потому что, прежде всего, мы должны сохранять и продвигать спектакли классического и национального наследия, но делать это осторожно, потому что любая ошибка может привести к потере нескольких миллионов рублей, если спектакль не будет пользоваться спросом, и это будут вложения в никуда. В начале нулевых годов в театре были авангардные постановки, но они быстро сходили со сцены. Возможно, нужны такие пропорции: 85 процентов классики и 15 процентов авангардных постановок, такая формула работает», — полагает Жанна Мельникова.

«Зрителя надо развивать»

Тем не менее важный вопрос — развитие зрителя. Вопрос непростой, нерешаемый одним-двумя сезонами. Как рассказал Ильшат Латыпов, в репертуаре Камаловского театра, например, идет спектакль по комедии Мольера «Дон Жуан», он не очень хорошо продается, но стоит в афише, потому что зарубежная драматургия должна присутствовать на сцене национального театра. «Если в столице спектакль получил «Золотую маску», то дополнительная реклама ему не нужна, у нас иначе. Все равно нужно думать о продвижении постановки», — полагает Ильшат Латыпов.

Что больше любит зритель в драматическом театре? Нуар, которым полны телеканалы и желтая пресса, или оптимистические финалы? По мнению директора ТЮЗа им. Г. Кариева Гузель Сагитовой, все-таки светлые финалы милее зрительскому сердцу. Очевидно, люди испытывают усталость от тотальной «чернухи».

Например, а татарском ТЮЗе при постановке спектакля по пьесе «Лейла и Меджнун» отказались от однозначно трагического финала, оставив героев живыми, и дали возможность публике самой домысливать, как сложатся отношения персонажей. И это привлекло зрителей в зал.

realnoevremya.ru

По мнению директора ТЮЗа им. Г. Кариева Гузель Сагитовой, все-таки светлые финалы милее зрительскому сердцу. Очевидно, люди испытывают усталость от тотальной «чернухи»

Как продать «Анну Каренину»?

Естественно, цена на билеты влияет на продажи. Но вот пример — дорогие билеты на иммерсивный спектакль «Анна Каренина»: обычный стоит 3,5 тысячи рублей, VIP-билет — 15 тысяч. Постановка идет 4 часа, роман, по которому она сделана, сложный. Как продвигать в смысле продаж «Анну Каренину»? Очевидно, в этом случае как раз необходима специально выстроенная для этого проекта пиар-стратегия.

«Спектакль хорошо посещается и здесь в первую очередь работает «сарафанное радио». Но его надо подстегивать, инициировать, и где-то мы работаем с лидерами общественного мнения. Мы работаем с блогерами, с людьми, которые много пишут о театре, у них сконцентрированная аудитория. У нас самый пиковый момент работы именно в социальных сетях. Прошел спектакль, и начинается период отзывов. Да, в большинстве они положительные. Но и негативные, как на любой спектакль, они есть. Важно на все это четко реагировать и поддерживать эту коммуникацию. Надо объяснять, что это за спектакль. Объяснить человеку в Казани, что такое иммерсивный театр — это сложная задача. И мы занимаемся разработкой рекламной стратегии, занимаемся коллективно», — рассказала начальник пиар-отдела Фонда «Живой город», куда входят и «Угол», и иммерсионный проект «Анна Каренина», Зоя Антонова.

«Хороший продукт сам себя продаст», — полагает Виктор Степанцов, руководитель «Театра на Булаке». С этим согласились не все участники бизнес-бранча, потому что в любом случае зрителя надо информировать, и продвигать спектакли надо. И, по мнению участников бизнес-бранча, здесь нужен комплекс мер — и «сарафанное радио», и соцсети, и блогеры и наружная реклама. А вот с последней в Казани проблемы.

realnoevremya.ru

«Хороший продукт сам себя продаст», — полагает Виктор Степанцов, руководитель «Театра на Булаке»

Несколько месяцев назад городские власти запретили многим учреждениям культуры вывешивать баннеры на фасадах, что лишило информации многих зрителей. Афишных тумб, традиционных для многих городов, в Казани почти нет. Афишные стенды — это очень дорогое удовольствие. Тема наружной рекламы, которую подняли участники бизнес-бранча, актуальна, и «Реальное время» в ближайшее время к ней еще вернется. Как и вернется к теме успешных кейсов по продаже театрального продукта.

Партнер проекта:

Татьяна Мамаева, видео Камиля Исмаилова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

МероприятияБизнес-бранчиОбществоКультура Татарстан

Новости партнеров