«Продажа турпутевок встала из-за ошеломляющего курса валют»

Эксперты «Реального времени» говорят о 50-процентном падении рынка выездного туризма по итогам года и остановке продаж осенних туров

Участники рынка выездного туризма отмечают, что из-за скачков валют на этой неделе продажи путевок практически полностью остановились. Оживление на рынке стоит ожидать лишь в случае фиксации курса на более низких значениях. Тем не менее волны банкротств турагентств и операторов и обвала, судя по всему, не избежать, приходят к выводу эксперты «Реального времени».

«Продажа турпутевок встала»

Скачки курса валют моментально отразились на туристической отрасли. Как отмечают ведущие турагентства РТ, на этой неделе продажи зарубежных турпутевок практически остановились.

— Продажа турпутевок встала из-за ошеломляющего курса валют, новые турпутевки не продаются, — рассказывает «Реальному времени» Леонид Пресс, директор турагентства «СТЕН».

Информацию подтверждает его коллега — Сергей Пасечник, генеральный директор Companion SP:

— Последняя неделя явно приостановила продажи путевок. Изменение курса влияет на определенную часть клиентов, в основном на тех, кто думал, ехать или нет. Что касается стоимости авиабилетов, например, «Аэрофлот» меняет цены в Европу каждый день, и это очень заметно. Есть пакетные турпродукты — они практически не меняются. Но люди думают еще и о том, что на отдыхе придется тратить деньги, и там за рубли не купишь.

В Ассоциации туристских агентств РТ (АТАРТ) уже отмечают 50-процентное падение продаж.

Проблемы есть, очень большой спад «на выезде», осень практически не «покупается», прокомментировала ситуацию Екатерина Барабанова. realnoevremya.ru/Максима Платонова

— За последнюю неделю продажи сократились более чем на 50%, — рассказал корреспонденту «Реального времени» Рамиль Мифтахов, президент ассоциации и генеральный директор агентства «Персона грата». — Думаю, эта тенденция и дальше будет продолжаться, несмотря на то, что август-сентябрь — бархатный сезон, низкие цены при комфортной погоде, но в этом году, боюсь, сентябрь будет провальным.

В Ассоциации туристических операторов России (АТОР) приостановку продаж не подтверждают, но при этом отмечают, что девальвация рубля повлияла на раннее бронирование зимних программ и на интерес туристов к горящим турам. В Госкомитете РТ по туризму также уже фиксируют проблемы с осенними продажами:

— Проблемы есть, очень большой спад «на выезде», — прокомментировала ситуацию Екатерина Барабанова, зампредседателя Госкомитета РТ по туризму. — Пока туры куплены. Но я знаю, что осень практически не «покупается».

Возврата путевок пока не наблюдается, но, по словам Рамиля Мифтахова, в условиях роста цен «те, кто оставлял заявку на путевку, решили изменить параметры — сократили звездность отеля, сократили дни».

«Падение по сравнению с прошлым годом на 40-50%»

Из-за снижения курса рубля 2015 год может стать даже хуже прошлого, 2014 года, когда по стране прокатилась череда банкротств туроператоров и произошел обвал продаж на фоне падения доверия к игрокам рынка.

— Прогнозируя дальнейшую ситуацию на туристическом рынке, могу сказать, что если курс стабилизируется на более низких отметках, то все будет нормально, — оптимистично настраивается Леонид Пресс. — Но все равно будет падение по сравнению с 2014 годом, а особенно с 2013-м. 2013 год был самым удачным.

Тем не менее многие игроки уверены, что ситуацию не спасет даже фиксация курса.

— Если говорить про количество заявок в этом году и про общую тенденцию по России, то по сравнению с прошлым годом продажи турпродуктов упали на 40-50%, — считает Сергей Пасечник. — На разных направлениях от 20-50%.

Эти же цифры подтверждает и Рамиль Мифтахов:

— В этом году падение продаж на туристическом рынке связано с изменением курса доллара, стоимость туров, которая изначально была рассчитана по одной цене, сейчас выросла на 15-20%. Поэтому на казанском рынке наблюдается сокращение потока минимум на 50%.

И эксперты АТОР, и местные игроки считают, что проблемы этого года накладываются на последствия прошлого.

— Наиболее серьезные изменения на туристическом рынке произошли в прошлом году, когда туроператоры делали серьезные поправки, уменьшив свои аппетиты и амбиции, — рассказывает Сергей Пасечник. — Поэтому в этом году просто не рисковали и не ставили рейсы. В этом году не было Италии, Хорватии, Черногории, Туниса из Казани. Уменьшилось количество рейсов в Грецию и Испанию.

По мнению Леонида Пресса, сейчас рынок выездного туризма во многом поддерживается благодаря дорогим турам. Именно на них он возлагает надежды:

— В этом году продажи турпутевок сократились по сравнению с прошлым годом. Есть тенденция к вымыванию дешевых туров. Те, кто раньше ездил по недорогим турам, сейчас ездят очень мало или вообще не ездят. В категориях дорогих туров и дороже среднего мало что изменилось с точки зрения объемов продаж. Те, кто покупал дорогие туры, все до одного едут. У нас 60-процентный рост продаж путевок на Мальдивы. Связано это с тем, что путевки дорогие, а между Эмиратами и Мальдивами туристы выбирают Мальдивы.

Будущие банкротства и переориентировка на внутренний туризм

Делать прогнозы эксперты опасаются, но даже в коротких комментариях оптимизма мало.

— Конечно, мы будем наблюдать банкротства операторов, агентств, — считает Леонид Пресс. — Туристы есть, но их на всех не хватает.

Многие эксперты, как и в начале сезона, возлагают надежды на внутренний туризм.

— В этом году на первом месте российские курорты — Сочи, Краснодарский край и Крым, — говорит Рамиль Мифтахов. — По сравнению с прошлым годом наблюдается увеличение спроса по этим направлениям на 50%. И в этом есть безусловный плюс: все деньги, что туристы потратили на отдыхе, остались в России.

Согласна с коллегой по ассоциации и Наталья Абрамович, руководитель Туристско-информационного центра Казани и исполнительный директор АТАРТ:

— Надеемся, что текущая ситуация будет способствовать увеличению турпотока в Казань, что туристы будут отдавать предпочтение не поездкам за рубеж, а путешествиям по России в еще большем объеме, чем в прошлом году.

Однако эксперты АТОР пока не видят перетока турфирм с международного на внутренний туризм. Хотя официальная статистика говорит об обратном: согласно данным ЕМИСС, за 2014 год в России количество турфирм, работающих на международных направлениях, сократилось с 2 187 до 1 649, а количество игроков на внутреннем рынке выросло с 2 421 до 2 626.

Дмитрий Семягин, Гузель Шамилова, Гуландам Зарипова

Новости партнеров