Игорь Левитин: «Минтранс хорошо попал с качественными дорогами»
Коллегия Минтранса: трижды награжденный Сафин, тупик со школьными перевозками и почему Дитрих не хочет ужесточения для «паркохамов»
«Когда строят жилье, про дороги вспоминают потом, когда начинают думать, как оттуда выехать», — припомнил сегодня постсоветскую практику строительства жилья помощник президента РФ Игорь Левитин на расширенном заседании коллегии Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ. Предваряя повестку завтрашнего заседания Госсовета с Владимиром Путиным, он заявил, что развитие городской среды выходит на первый план приоритетов федеральной власти, и предрек бум дорожного строительства в городах. Какие пробелы в нацпроекте «Безопасные и качественные дороги» увидел глава Минтранса РТ Ленар Сафин, на кого пожаловался мэр Казани Ильсур Метшин и каким образом федеральные власти предлагают вывести из тупика автобусные перевозки школьников на селе — в репортаже «Реального времени».
За день до прилета Путина
По случайному совпадению или по специальному организационному расчету, но итоговая коллегия Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ проходила аккурат перед завтрашним заседанием президиума Госсовета РФ с Владимиром Путиным. Как известно, оно будет посвящено проблемам строительства жилья в стране. Казалось бы, причем тут дорожники? Где жилье, а где дороги? Тем не менее федеральные власти рассматривают обе сферы как главные составляющие комфортной городской среды. Именно сквозь эту призму видится миссия застройщиков и дорожников, которым завтра, похоже, пропишут стать «парой» в благоустройстве городского пространства.
Поэтому за день до прибытия президента страны Владимира Путина в Казань заранее прилетели первые лица всего дорожно-транспортного комплекса страны. Еще вчера они побывали на крупных объектах. А непосредственно на отраслевую коллегию прибыли помощник президента РФ Игорь Левитин, глава Минтранса РФ Евгений Дитрих, глава Росавиации Александр Нерадько, руководство РЖД, Росавтодора. Одним словом, самые влиятельные и авторитетные лоббисты отрасли остановились на пару дней в Казани. И вот тут, точно по счастливому совпадению, сегодня 50-летний юбилей у министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленара Сафина, о чем напомнил помощник президента РФ Игорь Левитин. Забегая вперед, скажем, что Сафина трижды награждали почетными званиями под аплодисменты зала. «Даже как-то неудобно получилось: как будто мы собрались, чтобы только меня награждать», — смущенно ответил раскрасневшийся министр.
Аэропорты «пролетели» мимо инфраструктурного плана на 6 трлн
В отчетном докладе Ленар Сафин перечислил основные итоги дорожно-транспортного комплекса Татарстана за 2018 год. Прежде всего он отметил заметный рост пассажиропотока из аэропортов Казани и Закамья. По его словам, Международный аэропорт «Казань» впервые в новейшей истории преодолел планку в 3 млн пассажиров. При этом абсолютный прирост составил 19,8% по сравнению с прошлым годом. Аэропорт «Бегишево» благодаря бурному развитию маршрутной сети приближается к отметке 1 млн человек (777 тыс. пассажиров). Прирост — 32,2%. Конечно, это не могло благотворно не сказаться на прибыли: МАК увеличил в 2 раза — до 493 млн руб., а «Бегишево» в 5 раз — до 126 млн рублей.
Татарстанская авиакомпания «ЮВТ Аэро» может добавить драйва аэропорту Казани. Как сообщил министр, сейчас «обсуждаются варианты прямого сообщения между Казанью и Мюнхеном, а также Тель-Авивом». Другой перевозчик ведет переговоры по открытию рейса в Будапешт. «Казань уже включена в таблицу маршрутов соглашения между Россией и Венгрией о воздушном сообщении», — отметил министр. Правда, эти аэропорты почему-то не попали в комплексный инфраструктурный план до 2024 года, утвержденный правительством России, стоимостью 6 трлн рублей. Единственный проект, который включен в него, — это строительство обходного пути Набережных Челнов и Нижнекамска. Он позволит сократить пробег на 50 км, сообщил Сафин.
Не оставляют попыток включить в Комплексный инфраструктурный план до 2024 года и проект строительства ВСМ Казань — Москва. «К сожалению, в него вошел только первый этап проекта: участок Железнодорожный — Гороховец, с организацией движения от Москвы до Нижнего Новгорода. При дополнительном финансировании строительство ВСМ будет продлено до г. Казани», — доложил министр.
Одновременно с этим в Комплексный инфраструктурный план до 2024 года хотят включить строительство скоростной автомобильной трассы Москва — Нижний Новгород — Казань, которая будет строиться с участием Росавтодора. «Участок автодороги на территории республики соединит три федеральные трассы, что позволит перераспределить транспортные потоки и обеспечит транзитное движение в обход Казани, по кратчайшему пути свяжет Иннополис с предприятиями Камского кластера. Реализация проекта усилит транзитный потенциал центральной части России», — рассказал Ленар Сафин. Он предложил включить в программу деятельности госкомпании на 2019 год мероприятия по проектированию и строительству автомагистрали в соответствии с Комплексным инфраструктурным планом. Внутри Казани в этом году планируется приступить к железнодорожному кольцу вокруг Казани. Должны завершиться работы по разработке проектно-сметной документации с прохождением экспертизы первого этапа проекта. В 2019 году на условиях софинансирования с ОАО «РЖД» предполагается возведение транспортно-пересадочного узла «Компрессорный».
Сафин просит за мосты
Отчитываясь о ремонте дорог по федеральной программе «Безопасные и качественные дороги», Ленар Сафин заметил большой пробел. По его словам, федеральная программа не охватывает мосты на дорогах местного значения.
— Большинство таких мостов построены более 20—30 лет назад, без разработки проектно-сметной документации, хозяйственным способом и из подручных материалов, — отметил он и предложил рассмотреть возможность выделения дополнительного финансирования на ремонт искусственных сооружений на условиях софинансирования регионом в рамках национального проекта.
Позднее Евгений Дитрих признался, что была попытка создать отдельную программу, но из-за нехватки ресурсов она «не получилась». Многообещающе отозвался на эту инициативу помощник президента РФ Игорь Левитин. По его словам, к ней можно будет вернуться «за счет экономии по программам» или за счет невыполненных проектов. Одним словом, деньги на ремонт мостов придется ждать по остаточному принципу.
Метшин против «паркохамов»
Мэр Казани Ильсур Метшин пожаловался федеральным гостям на «паркохамов». «В настоящее время крайне актуален вопрос оставления на улично-дорожной сети автомобилей под запрещающими дорожными знаками и на платных парковках, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования, со снятыми государственными регистрационными номерами, — сказал Метшин. — На сегодня федеральным законодательством не предусмотрен запрет стоянки со снятыми, нечитаемыми номерами и, как следствие, нет административного наказания. Отсутствие санкций провоцирует автомобилистов на нарушение и позволяет уйти от ответственности».
Градоначальник добавил, что проблема носит массовый характер и актуальна для всех регионов страны. «Мною было направлено обращение о возможности выхода с инициативой по внесению изменений в административный кодекс в части запрета движения со снятыми номерами, но и в целом их эксплуатации».
«Вопрос наказания всегда очень тонкий, важно, чтобы ужесточение требований не ударило по законопослушным пользователям, — дал позже комментарий журналистам Евгений Дитрих. — Существует масса способов, когда своему другу или недругу можно сделать какую-то гадость — снять с него номера или прилепить листик с дерева. Все эти моменты нужно внимательно обдумать, прежде чем ужесточать наказания», — заявил он.
Глава нижнекамского ПАТП Юрий Иванов поднял проблему автобусных перевозок школьников в селах, которые становятся убыточными из-за низких тарифов. Над решением этой проблемы обещали подумать.
Левитин: жилье без дороги не построить
— Завтра в республике пройдет президиум Госсовета РФ по вопросам строительства и ЖКХ, но есть такой маленький эпизод — развитие городской среды. Раньше этому никогда не уделяли внимание. Но завтра Госсовет вынесет этот вопрос наравне со строительством и ЖКХ. Вчера мы были на объектах, которые реконструировала республика. Обычно, когда строят жилье, про дороги вспоминают потом — когда все начинают думать, а как оттуда выехать. На мой взгляд, вопрос инфраструктуры под жилье будет основным на заседании Госсовета. Для того чтобы обеспечить ввод 120 млн кв. м жилья — а это задача очень сложная, нужно понимать, что надо построить детские сады, ясли, спортивные площадки. Чтобы 55% населения страны могли ежедневно заниматься физкультурой. Это 8 млн человек. Где они должны заниматься? Конечно, мы возвращаемся в те дворы, которые когда-то были построены, — подвел черту помощник президента РФ Игорь Левитин.
По его словам, дорожно-транспортная отрасль будет переживать новый подъем. Поскольку по федеральным дорогам задачи выполнены. «Сейчас надо больше внимания уделять людям, и Минтранс хорошо попал с качественными дорогами», — резюмировал Левитин.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.