Глава Фонда развития моногородов в Челнах: «800 млн рублей пойдет только на дорогу!»

Фонд моногородов готов инвестировать в инфраструктуру автограда до 1 млрд рублей

В среду в Набережных Челнах побывал новый директор Фонда развития моногородов, в последний раз перед сентябрьским наблюдательным советом оценивший ситуацию в автограде. Илья Кривогов в том числе проехался по дорогам промзоны, где расположены почти все инвестпроекты, с которыми заявлялись власти РТ и города, назвав ее в беседе с корреспондентом «Реального времени» «убогой и ущербной». О том, что нужно, чтобы она таковой не была, а инвестпроекты могли стартовать, в материале нашего издания.

Что такое ФРМ, и кто такой Илья Кривогов

В среду в Набережных Челнах побывал потенциальный государственный «соинвестор» ряда проектов автограда — недавно назначенный на должность гендиректора НО «Фонд развития моногородов» Илья Кривогов. Прежде чем перейти к результатам этого визита и конкретным параметрам возможных инвестиций фонда (о них Кривогов рассказал подробно, не скрывая цифр и своего впечатления от «разрухи» на промзоне, непосредственно корреспонденту «Реального времени»), стоит сказать несколько слов о нем самом и его главе.

Сам Кривогов лишь формальный его глава, в действительности фонд курирует первый замруководителя аппарата правительства РФ, которому подчиняется наблюдательный совет, состоящий из замминистров промышленности и экономразвития, помощника самого вице-премьера Игоря Шувалова (последний как нельзя кстати на днях побывал в Казани) и аж двух представителей Внешэкономбанка, являющегося «кошельком» фонда. Кривогов фактически аналог директора при «как бы» совете директоров Фонда развития моногородов.

Сам визит в автоград во многом был связан, видимо, с тем, что Кривогов возглавил фонд всего лишь в начале августа, а, напомним, сотрудничество челнинских властей с фондом ведется уже давно. Хотя, что любопытно, Кривогов последние пять лет проработал в самом ВЭБе начальником управления инвестиционного консультирования и экспертизы проектов моногородов департамента региональной политики. То есть для него курирование в том числе инвестпроектов Челнов не в новинку. Однако, по собственному его признанию, визит был вызван именно необходимостью «собственными глазами взглянуть» и на проекты, и на инфраструктуру вокруг них. Интересно также, что в недавнем интервью «Регнуму» он назвал автоград в числе 12 моногородов, заявив, что проект Челнов недавно «одобрила правительственная рабочая группа, соответственно, ФРМ планирует в ближайшее время рассмотреть заявку этого моногорода для оценки возможности своего участия в проектах модернизации моногорода». Не менее любопытна и причина такой заботы ФРМ об автограде, ситуации в котором Кривогов дал следующую характеристику. Он заявил, например, что «покраснели», став наиболее критичными, города, где градообразующими предприятиями являются автомобильные производства. В Челнах, считает Кривогов, «реально тяжелая ситуация, так как просела строительная отрасль, просели перевозки — как следствие, снизился спрос на строительную технику, на КАМАЗы». При этом директор ФРМ отдал должное руководству РТ, отметив, что сам Татарстан на такую ситуацию «реагирует очень быстро и уже заранее думает, что можно предложить людям, которые могут в ближайшее время потерять работу». По его словам, три года назад хуже обстояли дела в алюминиевой отрасли. Сейчас же в более сложной ситуации «оказались города, выпускающие продукцию машиностроения, — те, что связаны с падением платежеспособности».

Что уже обещано автограду фондом?

Наконец, стоит напомнить, что 15 июля был подписан рамочный договор челнинских властей с ФРМ по реализации инвестиционных проектов: это позволит создать более 7,5 тыс. новых рабочих мест и привлечь около 17 млрд рублей инвестициями. А в конце июля автору этих строк глава исполкома Наиль Магдеев, для которого реализация инвестпроектов стала одной из приоритетных задач, признался во время пресс-конференции, какие проекты ФРМ может выбрать. Так, в числе самых вероятных — расширение КИП «Мастер» на полмиллиона гектаров площадей. Второй — и для нас в свете сегодняшнего события важнейший — это инфраструктурный проект, о котором, к слову, стало известно именно тогда. В чем его смысл? В том, что деньги необходимы на строительство дорог, энергетику, газификацию, водоснабжение и водоотведение в промышленной зоне автограда (там расположены все те проекты, которые также были заявлены в ФРМ: КИП «Мастер», «Кама Кристалл Технолоджи», «Камская нива» и завод «ТЭМПО») потому, что без инфраструктуры, как оказалось, сами проекты если и могли бы стартовать, то с большим трудом. Как рассказал нам тогда Магдеев, среди улиц, которые городу ради осуществления инвестпроектов необходимо реконструировать в промзоне, улицы Моторная, Металлургическая, Производственный, Трубный и Автосборочный проезды. Конкретные проекты фондом ни тогда, ни сейчас еще не определены (хотя самому сити-менеджеру хотелось бы реализовать все проекты).

Как Кривогов на себе и своем авто почувствовал «постапокалиптичность» промзоны

Вчерашний визит Кривогова, носивший для него образовательно-практический характер, заключался в объезде и осмотре почти всех проектов (их он перечислил корреспонденту «Реального времени» позднее, явно вдохновленный тем, что увидел). Однако смеем предположить, что суть визита была в самом его, так сказать, «процессе» — дорогие авто москвичей проехались по тем самым дорогам промзоны, строительство и реконструкцию которых ФРМ предполагает профинансировать в первую очередь. То есть машина Кривогова прокатила директора фонда по тем совершенно разбитым дорогам, которые отличались от каких-нибудь проселочных в провинции и на селе разве что когда-то положенным там асфальтом: состояние улиц Моторной и Металлургической, а также Производственного, Трубного и Автосборочного проездов без преувеличения катастрофическое. Мы, например, направившись на место проведения официального мероприятия, последнюю точку на карте визита Кривогова — завод «ТЭМПО», расположенный рядом с другими предприятиями холдинга «Татэлектромаш», куда входит и само новое предприятие по выпуску арматуры, — без подсказки навигатора смогли бы определить, где заканчивается приличный проспект Яшьлек и начинается длиннющая улица Моторная, которая пролегает по самой промзоне. Хороший асфальт заканчивается, и начинается «разбитая насмерть» дорога, впечатляющая разве что каких-нибудь сталкеров: как сама дорога, так и разбросанные вокруг нее промышленные постройки 30-40-летней давности, отличаются великолепной постапокалиптической атмосферой. Впечатленным, а точнее шокированным дорогой оказался, как выяснилось позднее, и Кривогов — прочувствовать эти естественные американские горки можно и на дорогой машине с самыми замечательными автомобильными амортизаторами.

Дорога улицы Моторная подводит в том числе и к «ТЭМПО», а понятно, что груженные металлоломом или арматурой грузовики после, например, сильного дождя (или зимой) будут добираться дольше — если смогут вообще добраться, — что выльется в копеечку и скажется в итоге на себестоимости. Не говоря уже о том, что само дорожное полотно будет добито окончательно.

Пока сумма челнинской заявки вырастала в 2,5 раза, у «ТЭМПО» сменился директор

Сам завод «ТЭМПО» уже посещался градоначальником весной этого года. Тогда стало известно, что строительство завода было начато три года назад. Предполагалось, что потребителями продукции станут строительные предприятия: компания разместится на 55 тыс. кв. метров и обеспечит автоград 1 500 рабочими местами (а следовательно, и диверсификацией экономики). Любопытно, что тогда визитеров встречал прежний глава «ТЭМПО» — экс-начальник УВД (покинувший пост в октябре 2013 года) Файрулла Хусниев. Тогда же стало известно, что мэрия автограда просит у федерального центра на строительство инженерной инфраструктуры для завода 298 млн рублей (за 4 месяца сумма, как, видимо, и протяженность дорог, выросла как минимум в 2,5 раза). Весенние цифры инвестиций в завод — 4,5 млрд рублей, предполагаемая прибыль завода, который должен открыться теоретически в следующем году (если Москва даст деньги), — 30 млн рублей.

Вчера уже столичных гостей, а также чиновников мэрии (и представителей КАМАЗа, часть производственных площадей которого и обвита теми самыми «убитыми» дорогами, и потому их строительство и реконструкция для автогиганта тоже, мягко говоря, очень важна) встречал новый гендиректор, назвавшийся Алексеем Сохрановым. Именно последний, жестикулируя и оперируя различными цифрами, рассказывал Илье Кривогову о заводе.

«Предприятие в год будет давать 500 тыс. тонн строительной арматуры. У нас полный цикл переработки металлолома и производства. Расплавляем металлолом, разливаем его и получаем продукцию. Татарстан сегодня не перерабатывает у себя металлолом, а полностью экспортирует в другие регионы», — рассказывал прямо на улице рядом с самим заводом Сохранов Кривогову, намекая, наверное, на то, что «ТЭМПО» будет первым таким и очень необходимым заводом в РТ.

«Курс физики» для главы ФРМ в прокатном цехе

В самом заводе директор показал сталелитейный цех и сталеплавильную печь: «Все оборудование современное и соответствует мировым стандартам по качеству и экологии».

— На какой стадии-то вы сейчас? — поинтересовался москвич.

— Механическая часть у нас полностью собрана, — с готовностью ответил Сохранов. — Идет строительство энергетической, энергосреды и прочее. Все проводим сейчас. И планируем уже в этом году воду по контуру прокрутить. Если повезет.

— Начало эксплуатации?

— Планируем в 2016 году. У нас тут в цехе получается полупродукт, который можно продавать для проката другим заводам, хотя это и нежелательно. Мы бы хотели не полупродуктами торговать, а конечной продукцией, — заметил Сохранов и тут же повел всю делегацию в соседний прокатный цех.

Пройти туда можно было только по улице мимо труб с полимерным покрытием — под дождем, потому вся делегация открыла зонтики все отчего-то черного цвета. Без зонта уверенным шагом шел сам Сохранов, который не прекращал жестикулировать, и тут надо заметить, зонт бы ему только мешал. Не обращая внимания на моросящий дождик, Сохранов продолжал отвечать на вопросы Кривогова, рассказывая о том, что для производства 500 тыс. тонн будет использовано столько же тонн металлолома (то есть производство фактически без потерь). Исходя из цифр директор «ТЭМПО» объяснял москвичу, что и поставка металла, и поставка готовой продукции вызовет соответствующее увеличение рабочих мест на самом заводе и вокруг него (сегодня, как позднее заметил Сохранов, работает 315 человек, а будет 1 500 на заводе и еще 1 500 — теоретически — в предприятиях-спутниках). В прокатном цехе Сохранов и вовсе перешел к узкопроизводственным объяснениям о том, что нагретый до 1 100 градусов металл становится пластилином, а в прокатном цехе получается арматура толщиной до 10 мм. Бывший банкир и сегодня чиновник Кривогов только постоянно «агакал» и хмыкал, силясь, видимо, вспомнить школьный курс физики. Но вдруг внезапно заинтересовался гораздо более близкими ему цифрами и финансовой составляющей по отгруженной продукции. К несчастью, теперь уже Сохранов не смог поддержать беседу и громко позвал своего помощника Алексея, чтобы последний назвал Кривогову те самые цифры.

75% логистики «ТЭМПО» — автотранспорт, а нормальных дорог нет

Пройдя дальше по цеху и говоря уже о готовой продукции, Сохранов неожиданно показал на лежащую в ногах всей делегации связку ржавой арматуры: «Будем делать такую же, только не ржавую, конечно». В глазах впечатленного до сих пор печами и огромными цехами Ильи Кривогова мелькнуло некоторое сожаление («И всего-то?» — полимерные трубы, похоже, впечатлили его гораздо больше). Уже на пока пустующих складах готовой продукции директор ФРМ поинтересовался у директора «ТЭМПО», была ли при строительстве завода какая-то поддержка со стороны республики.

— Только хорошие лица, и улыбки, и доброе отношение, — загадочно ответил Сохранов, нервно засмеявшись под взглядом стоящего тут же рядом Наиля Магдеева. — Да нет, к нам всегда хорошо относятся, с пониманием. Когда в исполком приходишь, приятно, тебе все улыбаются.

Заулыбался смущенно после этих слов и сам Магдеев, сразу же пожелавший тоже как-то поддержать беседу:

— Вы по графику идете, да?

— Стараемся, — вздохнул Сохранов и снайперски точно перевел беседу на тему визита — плохие дороги. — Есть проблемы с погодными условиями, которые сейчас вот, например, мне всю улицу остановили, у меня уже не пройдет там бетоновоз. И я когда-то должен буду наверстывать соответствующими темпами.

— Вам погода тоже мешает, — с сожалением кивнул Магдеев, поглядывая на Кривогова и оценивая, насколько он проникся печальным вздохом Сохранова (и дадут ли все-таки деньги?).

— А вот приблизительно по дорожной нагрузке: часть же по железной дороге вы будете возить, часть — автомобильным транспортом. Доля последнего у вас какая? — хитро поинтересовался у директора завода директор фонда.

— Минимум 75%.

— То есть львиная доля, да?

— Да, — покачал головой Сохранов.

— А вот полимерные трубы на дороге лежали — ваши?

— Нет, это соседнего с нами завода, но входим мы в один холдинг.

— Но вы разные юридические лица, так? — поинтересовался Магдеев (прикидывая величину налогов по каждому лицу).

— Абсолютно. Но день металлурга вместе справляем!

Инвестиции в «ТЭМПО» за 4 месяца выросли с 4,5 до 5 млрд рублей

На вопрос о сумме инвестирования директор «ТЭМПО» уже назвал цифру, превышающую весенние 4,5 — как оказалось, к настоящему моменту инвестировано уже 5 млрд рублей. При этом, как признался корреспонденту «Реального времени» Сохранов, большей частью это деньги инвестора, остальное — заемные средства. Республика же в строительство завода не вкладывалась.

Кривогов в финале встречи с руководством завода попросил все-таки проработать вместе с РТ план по рабочим местам. Директор фонда заявил, что именно на республике будет лежать ответственность за те обязательства — то есть число рабочих мест, — которые она на себя возьмет.

— Схема должна быть четко выверенная — хотя бы на пятилетний период. Это первое. Второе — сориентировать по срокам введения в эксплуатацию и привлечения инвестиций, чтобы можно было зафиксировать, потому что целью фонда является не только создание рабочих мест, но и привлечение инвестиций. Мы создаем условия — инфраструктуру — для реализации этих задач. И наши партнеры-коллеги в РТ должны понимать не только, какие планы у инвестора будут, но и какие обязательства по завершению всей этой стройки.

Задача фонда — «как можно быстрее запустить проекты» по 12 моногородам

Прессе же Кривогов заявил, что задача его фонда — «как можно быстрее запустить» проекты по 12 моногородам. Один из ключевых, как считает он сам, — проект модернизации Челнов, по которым он с коллегами работает 5 лет. Уже была, напомним, по линии ФРМ поддержка Камских Полян, Чистополя и автограда, но пришлось вновь вернуться в последний, «потому что, с одной стороны, мы видим прогресс, с другой — серьезные проблемы, так как город включен в кризисную категорию городов» из-за проблем на КАМАЗе. Создание рабочих мест должно, по словам Кривогова, помочь выйти городу из сложной ситуации, «чтобы люди, теряя работу на одном месте, хотя бы не теряли на другом», а то семьи в ряде подобных случаев, с сожалением отметил директор фонда, распадаются. Задача лично Кривогова — изучить проекты Татарстана и узнать, готов ли последний нести по ним обязательства, понять, сколько рабочих мест будет создано, какой объем инвестиций будет привлечен и как вся инвестдеятельность связана с инфраструктурой.

— Мы проехались по этой дороге, по которой, наверное, вы также проехались, — рассказал журналистам Кривогов. — Почувствовали на себе необходимость срочной модернизации. А если представить, что по ней идут большие фуры с продукцией, то последствия достаточно серьезные, в том числе риск для инвесторов. Проект РТ обоснован, мы просто должны его досчитать и на ближайший наблюдательный совет фонда вынести как уже будущую сделку. Скорее всего, он состоится в сентябре.

«Очевидно, большая часть денег будет от фонда»

Илья Кривогов, отвечая на вопросы «Реального времени», раскрыл все карты и не скупился при этом на обещания.

— А параметры инвестиций уже известны, конкретная цифра? — поинтересовались мы у директора фонда, на которого тут же бросил взгляд и Наиль Магдеев.

— Заявка в районе 800 млн рублей. Мы обсуждаем сейчас структуру финансирования. Очевидно, большая часть денег будет от фонда. Но, очевидно, и что регионы тоже софинансируют эти работы. Потому что если регион не заинтересован в этом, нет смысла участвовать.

— Процентное соотношение неизвестно пока?

— Пока нет, но стандартные условия — это до 95% со стороны фонда, но мы сейчас обсуждаем в повестке конкретного инвестиционного проекта, — рассказал, отвечая на наш вопрос, Кривогов. — 800 млн рублей пойдет только на дорогу (как стало известно «Реальному времени», речь идет о дорогах протяженностью 18 км: для сравнения, проспект Сююмбике в Челнах обошелся в 600 млн рублей — прим. ред.). Мы сегодня посетили ряд предприятий, в том числе проект по производству синтетического сапфира, который финансируется ВЭБом — это пилотная фаза — и местным «Акибанком». И там тоже нужна инфраструктура. Потому что для расширения производства есть некие энергетические ограничения. Мы считаем, что это тоже важное направление, чтобы тот инновационный и даже репутационный для республики проект не только состоялся, но и развивался дальше. Этот проект мы также будем рассматривать в заявке, — неожиданно раскрыл карты корреспонденту «Реального времени» директор фонда.

Общая стоимость инфраструктурного проекта — 1 млрд

— 800 млн рублей на оба проекта пойдет? — уточнили мы.

— 800 млн рублей — это стоимость всей инфраструктуры, плюс энергетика в районе 200 (млн рублей — прим. ред.) тоже будет, — увеличив своими словами инвестподарок автограду уже до миллиарда, рассказал нам Кривогов. — То есть, создав инфраструктуру, те проекты, что здесь заявлены, — а это десятки миллиарды инвестиций, — будут оправданы. Часть инфраструктуры уже подведена, есть энергетика, канализация, отведение водоснабжения. А с дорогами явная проблема. Я считаю, здесь фонд вполне может оказать посильную помощь, чтобы снять последнее ограничение по созданию новой промышленной зоны на базе бывшей площадки КАМАЗа, чтобы она была не такой ущербной, убогой и чтобы тут было комфортно находиться. И инвестору, и резидентам, сюда заезжающим.

— Мы также заезжали сегодня в КИП «Мастер», пятую и шестую очереди которого мы тоже рассматриваем как одну из опций для возможного финансирования фондом, потому что фонд, кроме создания инфраструктуры, может участвовать деньгами и как инвестор. Проект кажется однозначно интересным. Но мы должны посмотреть экономику, бизнес-план, понять, в какой доле наши инвестиции могут быть востребованы и эффективными, — необычайно подробно продолжал нам раскрывать итоги своего визита Кривогов, делая признание за признанием. — Проект КИП «Мастер» мы доведем до логического конца. Возможно, чуть позже, потому что для инвестпроектов все риски нужно очень аккуратно просчитать. Те проекты, которые я вам назвал, — «Синтетический сапфир», КИП «Мастер», «ТЭМПО» — только что посетили предприятие, которое в ближайшее время может быть запущено по «Камскому бекону». Эти проекты связаны с инфраструктурным проектом, который наш фонд может профинансировать. Если будет положительное решение принято, то в этом году работы могут быть начаты.

«Сейчас мяч на стороне республики»

— 800-1 000 млн рублей могут пойти на инфраструктуру для всех перечисленных инвестпроектов? — резюмируя, спросил корреспондент «Реального времени».

— Да. Это те ограничения, которые сейчас мешают данным проектам запуститься. Как только пойдут фуры, увеличится нагрузка на дороги, и все это дело не только станет хуже, а… — взмахнул красноречиво руками Кривогов, — …просто рассыпется. Дороги не рассчитаны на такие нагрузки. Мы это тоже понимаем, это понимает регион, он серьезно подготовился: насколько я понимаю, есть уже и проектно-сметная документация на все объекты инфраструктуры (Наиль Магдеев утвердительно закивал — прим. ред.). И мы полагаем, заявку, которую готовит РТ, можно оперативно завершить и внести в фонд. Сейчас мяч на стороне республики. Мы готовы оказывать содействие, но нужна фактура, для этого мы сегодня и приехали — поговорить о характеристиках и условиях, на которых фонд готов войти в проект «Развитие моногорода в Набережных Челнах».

Сергей Афанасьев, фото и видео автора
комментарии 5

комментарии

  • Анонимно 20 авг
    с дорогами точно надо что-то делать, жаль только, что разбиваются они крайне быстро - за 2-3 года убьются и снова надо будет искать деньги на ремонт, и почему не пользуются опытом американцев, которые меняют дорожное полотно раз в 20 лет, а не так как мы - раз в 4 года?
    Ответить
  • Анонимно 20 авг
    ох, новые рабочие места, это оч здорово
    Ответить
  • Анонимно 20 авг
    Магдеев вечно прикидывает налоги))
    Ответить
    Анонимно 20 авг
    Это часть его работы
    Ответить
  • Анонимно 20 авг
    Шикарный фонд
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров