Зимнее расписание МАК: казанцев в Европу будут возить турки, «Аэрофлот» и чехи, уральцы взяли паузу
Аэропорт «Казань» летом показал рекорды положительной динамики на международных линиях
МАК по-прежнему уверенно смотрит в сторону Турции, которая внесла ощутимый вклад в рост пассажиропотока на международных линиях. Речь идет о росте почти на треть. Одновременно «Уральские авиалинии» немного сместили акцент в полетах из Казани, отдав приоритет вместо Европы Азии. Из внутренних рейсов активно развивается сибирское направление. «Реальное время» проанализировало зимнее расписание аэропорта «Казань».
Кто держит открытым «окно в Европу»
Как известно, зимний сезон это непростое время для перевозчиков из-за спада активности. География полетов в этот сезон достаточно интересная. Так, на регулярные зарубежные рейсы встали давние друзья Казани. Это национальный перевозчик Turkish Airlines, который включил пять вылетов в неделю в Стамбул. Впрочем, это скорее всего не предел. Уже в 2019 году турки намерены довести число рейсов на берега Босфора до семи. Об этом сообщил сам авиаперевозчик. «На летнюю навигацию, которая начинается с марта 2019 года, запланированы ежедневные рейсы. А на зимнюю навигацию с 2019 года на данный момент пока запланировано пять рейсов в неделю», — рассказал представитель отдела продаж Северо-Европейского региона авиакомпании Махмут Яйла (Mahmut YAYLA), отвечая на вопрос «Реального времени».
Также в расписании российский «Аэрофлот» забронировал два вылета в неделю во Франкфурт (Германия), авиакомпания «Ямал» и чешская Czech Airlines заявили еженедельные вылеты в Гренобль (Франция) и Прагу (Чехия) соответственно.
Вопреки скептическим суждениям о недолговечности прихода в Казань Czech Airlines, объявившей о запуске рейсов в Прагу летом 2016-го, чехи продолжают летать и набирать устойчивый пассажиропоток. АirBaltic оставила в зимнем расписании один рейс до Риги. Он запланирован на 17 ноября. Как сообщила пресс-служба аэропорта, в зимнем сезоне Belavia и Air Astana продолжат осуществлять прямое регулярное авиасообщение из Казани в Минск и Астану соответственно (рейсы были открыты в летнем сезоне). «При этом ведется работа по увеличению частоты рейсов в столицу Казахстана до четырех в неделю», — отмечается в релизе аэропорта.
«Уральские авиалинии» ушли на зимовку
Еще до наступления поздней осени почти полностью свернула международную программу полетов из Казани российская авиакомпания «Уральские авиалинии», четвертая по объему пассажирских авиаперевозок в России. Как сообщала Росавиация, в конце сентября авиаперевозчик самостоятельно отозвал допуск на выполнение нескольких международных рейсов. Как следует из приказа Росавиации, опубликованного 9 октября, уральцы подали заявление о прекращении полетов на турецкие курорты — в Анталью (7 раз в неделю) и Дубай (3 раза в неделю). Одновременно с этим отменили регулярные полеты в Бишкек (1 раз в неделю) и Пекин (3 раза в неделю), указывалось в приказе. Уральцы оставили за собой один итальянский рейс в Болонью (примерно раз в месяц). Правда, он был запланирован на короткий срок — до конца октября.
Ровно год назад, когда «Уральские авиалинии» запускали зарубежные маршруты, они решились отменить лишь один неудачный регулярный рейс «Казань — Ташкент». С окончанием летнего сезона «Уральские авиалинии», таким образом, сократили собственную программу международных рейсов из Казани. Пресс-служба международного аэропорта «Казань» в ответе на запрос «Реального времени» сообщила, что «в данном случае речь не идет о закрытии действующих авиарейсов». «Отметим, что рейсы в Пекин и Бишкек никогда не выполнялись авиакомпанией Ural Airlines из Казани. Программа полетов Казань — Дубай была завершена в мае этого года в связи с сезонностью данного направления (сезоном отдыха в ОАЭ традиционно считается период с октября по апрель). Чартерные рейсы в Анталью выполнялись и выполняются в соответствии с расписанием. Также авиаперевозчик осуществляет еженедельные вылеты в Москву, Душанбе и итальянскую Болонью», — сказано в ответе, присланном 10 октября этого года. Сама авиакомпания «Уральские авиалинии» объясняла отзыв допусков Росавиации на эти направления сезонными преобразованиями. «Авиакомпания «Уральские авиалинии» пересмотрела портфель существующих допусков в рамках оптимизации маршрутной сети. Эти шаги были предприняты исходя из сезонности указанных маршрутов и не повлияют на общий объем сотрудничества авиакомпании с Международным аэропортом «Казань», — говорилось в сообщении компании.
Сергей Скуратов: «Все равно люблю Казань»
Из летней программы полетов авиакомпания «Уральские авиалинии» сохранила на зиму еженедельные вылеты в Душанбе. Интересно, что на этом направлении ей не удалось остаться единственным перевозчиком, о чем мечтают авиакомпании. Ей придется конкурировать: из Казани продолжает летать Somon Air, национальный перевозчик Таджикистана, базирующийся в аэропорту Душанбе и выполняющий международные пассажирские авиарейсы из Худжанда и Куляба.
Уральцы оптимизировали рейсы в Москву. В расписании аэропорта пока значится один регулярный рейс — на 5 ноября.
Вместо этого «Уральские авиалинии» открывают новые рейсы из Киргизии. С 28 октября начинаются полеты по маршруту Ош — Казань — Ош. «У России и Киргизии давно сформированы тесные политические и экономические связи, поэтому удобное транспортное сообщение чрезвычайно важно для жителей обеих стран», — говорится в сообщении авиакомпании. Комментируя «Реальному времени» пертурбации на рынке авиаперевозок, генеральный директор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов на вопрос «Реального времени» ответил лаконично: «Все равно люблю Казань».
Турецкий феномен
Феномен Казани в том, что турецкие авиакомпании летом побили рекорды по объему пассажиропотока. Если в столичные аэропорты Шереметьево, Домодедово и Внуково из Казани регулярно летает 11 российских авиакомпаний с различной периодичностью, то на черноморское побережье Турции полеты выполняют 10. Правда, кого больше отвезли — в Москву или в Турцию, не раскрывается. Но по итогам 9 месяцев МАК показал рекордный 27-процентный рост перевозок при общей динамике в 10% роста. Всего за 9 месяцев МАК отчитался о перевозке 2,46 млн пассажиров, из которых почти 1 млн пришелся на международные рейсы. Самарский «Курумоч» и международный аэропорт «Уфа» перевезли 2,4 млн. «Это феноменально, это интересно», — удивился глава компании «Инфомост» Борис Рыбак.
«Международными рейсами были перевезены 924 401 пассажир, прирост составил 26,9%, — пояснила пресс-служба МАК. — Наибольшую положительную динамику здесь показали такие направления, как Дубай +100,2%, Бодрум +80,2%, Джерба +47,3%, Пхукет +38,4%, Даламан +32,1%, Бангкок +24,9%, Стамбул +22,1%, Рига +17,1%, Анталья +15,3%, Салоники +15,5% и Франкфурт-на-Майне +5%. Среди рейсов в страны СНГ необходимо отметить прирост пассажиропотока по направлениям Астана +82,3% и Баку + 25,2%».
В этот сезон увеличится частота вылетов в ОАЭ. Помимо выполняемых авиаперевозчиком Flydubai четырех регулярных рейсов в неделю, авиакомпаниями AZUR air и Royal Flight запланирована обширная чартерная программа вылетов в Дубай и Шарджу на весь зимний сезон. Планируется 30 туристических рейсов на Гоа, которые будут выполнены авиаперевозчиками AZUR air и Royal Flight. Nordwind Аirlines в ноябре выполнит несколько рейсов в Краби, Таиланд. Также в зимнее расписание традиционно включены рейсы в Утапао (Паттайя), Пхукет и Камрань. Новинкой сезона является полетная программа Казань — Тбилиси, которая была открыта авиакомпанией Georgian Airways весной этого года с регулярными вылетами три раза в неделю. На этом направлении его дублером выступит авиакомпания «Победа», которая планирует заступить на маршрут с частотой вылетов два раза в неделю.
«ЮВТ Аэро» летает на «тюменский Север» на субсидиях
Сюрприз в новом расписании полетов аэропорта «Казань» коснулся внутренних авиарейсов, выполняемых «ЮВТ Аэро». Они сверстаны лишь до 30—31 декабря, а не как обычно до конца зимнего сезона — до 30—31 марта. По словам гендиректора «ЮВТ Аэро» Петра Трубаева, причиной тому является то, что многие рейсы субсидируются из региональных и федеральных бюджетов, которые запланированы лишь до конца года. «Речь идет о рейсах Казань — Тюмень, Казань — Омск и Казань — Белгород, — объяснил он. — У этих регионов появились свободные средства и они объявили такую акцию. Они обратились в правительство с призывом: если у ваших авиакомпаний есть возможности выполнять эти рейсы, то давайте заявку. Мы подали заявку». По его словам, эти рейсы пока нужно обкатывать для повышения заполняемости, но в любом случае это хороший маршрут.
«Раньше летали через Москву и стоил перелет дороже. На этом направлении работали «ЮТэйр» и «Уральские авиалинии». С их уходом мы не сможем менять цены: это субсидируемые рейсы, и билеты на них должны продаваться по строго субсидируемому тарифу. Поменять их ни влево, ни вправо не можем», — заверил он. — Кроме того, остаются прямые рейсы в Сибирь: Казань — Новый Уренгой, Казань — Нижневартовск, из Петербурга в Надым, Бугульма — Ноябрьск. У нас много субсидируемых рейсов, мы называем их «тюменский север».
Рейсы в Нижневартовск и Новый Уренгой — заполняемые. Они следуют в регионы нефтегазодобычи, где требуется все больше рабочей силы. И с самого начала отличались высокой загрузкой, потому что стоимость авиабилета является комфортной для сибирских регионов (до 6 тысяч рублей). Раньше летали через другие города — Москву и Екатеринбург, а сейчас стало удобно.
«Мы отдали приоритет субсидируемым рейсам, потому что они приносят нам совершенно другие деньги, чем на регулярных рейсах. С окончанием лета мы сняли с рейсов Казань — Анапа, Казань — Геленджик. За счет того, что мы убрали одни рейсы, теперь вводим другие. В принципе, в зимнем расписании количество рейсов сильно не увеличится. Будет примерно то же самое, что в летний период», — резюмировал Петр Трубаев.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.