Ребрендинг Камаловского театра: три года от идеи до воплощения

Главный татарский театр страны — ТГАТ им. Г. Камала — 10 августа представит новый дизайн сайта, выполненный с применением обновленного фирменного стиля театра, который коснется внешнего вида афиш, программок и прочего. В дальнейшем грядут перемены более существенные. Возможно, что в недалеком будущем полезную площадь театрального здания на берегу Кабана удастся увеличить. Подробности частично осуществленного спустя три года с момента появления идеи о нем ребрендинга театра узнавали корреспонденты «Реального времени».

Много букв

Во второй день октября ТГАТ им. Г. Камала откроет очередной сезон. Коллектив этот, славящийся здоровым традиционализмом, и на этот раз не изменяет себе. Как всегда, на открытии нового сезона можно будет видеть веселую и немного грустную музыкальную «Голубую шаль» — спектакль, который по праву считается культовым. Но вот афиши, которые известят публику об открытии сезона, станут иными — театр решился на ребрендинг.

«В принципе, за сто десять лет существования нашего театра мы никогда не останавливались и постоянно менялась наша печатная продукция — афиши и программки. Менялась и эмблема театра, сейчас она круглая, а когда-то была квадратной. Время заставляет менять визуальные элементы», — рассказывает директор театра Ильфир Якупов.

Перемены прежде всего коснулись афиш, программок и эмблемы. Что касается афиш, особенно «летучек», довольно-таки сложно уместить репертуар двух сцен — малой и большой, да еще и на двух языках — русском и татарском. Букв много, надо было искать наиболее лаконичный шрифт. До этого даже пытались делать «летучки» по отдельности на каждом языке — не прижилось. Неизвестно, носителю какого языка попадет листочек с репертуаром. Одним словом, и проблем было много, и новенького чего-то хотелось.

Помощь пришла три года назад — Союз театральных деятелей РФ объявил конкурс дизайнеров. Пригласили несколько театров, среди них был и Камаловский. Сотрудники театра поехали в Москву, познакомились с работами дизайнеров, и им пришлась по душе продукция, которую предлагала московский дизайнер Наталья Агапова. Она — человек в театральном мире неслучайный, работала со многими театрами и полностью делала ребрендинг журнала «Театр».

Работа Агаповой коснулась и шрифта, и эмблемы, и цветовой палитры печатной продукции театра. Например, на новых афишах сейчас будет доминировать бирюзовый цвет. Можно додумать, что в этом есть некая метафора — бирюзовая вода озера Кабан, таинственного места, на его берегу словно «пришвартовалось» здание Камаловского театра. А может быть, точкой отсчета для дизайнера стала культовая «Голубая шаль»?

В новый сезон с новым сайтом

Ребрендинг затронул и основное сейчас средство коммуникации — сайт театра. Сайт у камаловцев был неплохой, но он просуществовал семь лет, и в театре решили, что раз уж обновляться, то и на сайт надо потратиться. Тем более что сейчас для многих зрителей именно сайт является визитной карточкой любого театра.

У нового сайта будет новый интерфейс, он станет функциональнее и удобнее. На нем можно будет узнать не только репертуар, наличие мест в зале, историю коллектива или прочесть рецензии на спектакли, но и купить видеопродукцию Камаловского театра.

Любое обновление можно только приветствовать, но не отпугнет ли новизна часть публики, которая попросту «не узнает» некогда привычные афиши?

«Такая опасность есть, но мы облегчили наш логотип и более заметным сделали название нашего театра, что будет способствовать узнаванию. А на новой эмблеме контуры Камаловского театра, его характерная крыша, очертания пришвартовавшегося корабля, уже привычного для казанцев. Остановка рядом с нами называется «Театр Камала», люди назначают встречи у театра Камала — это словосочетание стало привычным, поэтому главным было сделать акцент на нем», — рассказывает Якупов.

На новой эмблеме контуры Камаловского театра, его характерная крыша, очертания пришвартовавшегося корабля, уже привычного для казанцев, объясняет Ильфир Якупов.

Эмблема, выполненная на русском, татарском и английском, по мнению камаловцев, быстро станет узнаваемой. Кстати, весь ребрендинг вместе с новым сайтом обошелся театру всего в триста тысяч. Бюджетный проект в эпоху кризиса.

«Работа дизайнера стоила нам всего 60 тысяч, люди с радостью идут к нам со своими идеями, потому что в театре есть возможность экспериментировать, а это интересно для разработчиков», — поясняет директор Камаловского театра.

«Квартирный» вопрос

Среди творческих новаций — увеличение количества спектаклей на малой сцене театра: до сих пор она чаще была репетиционной площадкой и местом экспериментов. Эта идея принадлежит главному режиссеру театра Фариду Бикчантаеву. Для начала есть желание играть спектакли на малой сцене хотя бы три раза в неделю. Кстати, после ребрендинга на афишах предусмотрено место и для репертуара малой сцены.

Три года назад, когда в театре только еще заговорили о ребрендинге, были проекты, по которым он коснется и фасада здания, и его стен, и фойе. Сейчас эта часть обновления отложена на некоторое время, но движение идет. Несколько казанских архитекторов уже презентовали свои идеи, но камаловцы решили немного подождать.

Сейчас архитекторы работают над макетами расширения здания театра. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Причина в нехватке площадей. Выход видят в пристрое к зданию. Театр можно чуть-чуть «выдвинуть» на площадь перед ним или в сторону озера Кабан. Но эти «чуть-чуть» значительно расширят площадь театра, где нет нормального места для репетиций, где в тесноте задыхаются цеха. И делать реконцепцию здания, если впереди надежды на серьезное обновление, пока, естественно, нецелесообразно.

Цена вопроса с расширением здания еще не озвучена. Архитекторы работают над макетами, а когда лучший проект будет выбран, встанет вопрос финансирования. Но с большой долей вероятности можно сказать, что республика найдет деньги на улучшение «квартирного вопроса» главного татарского театра страны.

Материалы по ребрендингу предоставлены ТГАТ им. Г. Камала, фото на постере — Евгений Добрин (ssl.panoramio.com)

Татьяна Мамаева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Датой основания ТГАТ им. Г. Камала считается 22 декабря 1906 года. Репертуарная афиша включает в себя произведения татарской, русской и мировой драматургии. В театре выросла своя плеяда хороших драматургов. Он много гастролирует по стране и миру, во время спектаклей делается синхронный перевод на русский и английский языки. Многие годы театр работает в режиме тотальных аншлагов практически на все спектакли.

Новости партнеров