«И без Счетной палаты было понятно». Что не так с «Иннополисом»
Ведомство Кудрина назвало ОЭЗ неэффективной. В самом «Иннополисе» говорят, что проект еще слишком молод
Особая экономическая зона «Иннополис» стала объектом критики со стороны Счетной палаты: вместе с рядом других ОЭЗ она не оправдала государственные инвестиции. В «Иннополисе» обещают активнее привлекать частный капитал и отмечают, что проект еще слишком молод. Опрошенные «Реальным временем» представители IT-компаний называют разные причины слабых показателей «Иннополиса» — от неудачного расположения до слишком большого масштаба. Впрочем, некоторым участникам рынка татарстанский наукоград нравится.
Частники подкачали
На днях Счетная палата РФ опубликовала результаты анализа эффективности особых экономических зон. Выводы оказались жесткими: из 25 действующих сегодня ОЭЗ неэффективными были признаны 10. Все вместе они привлекли всего 7,6 млрд рублей частных инвестиций, тогда как объем их бюджетного финансирования превысил 55 млрд.
В числе неэффективных оказалась татарстанская ОЭЗ технико-внедренческого типа «Иннополис», учрежденная в 2012 году с подачи тогдашнего министра информатизации и связи Николая Никифорова (в этом году он сам стал одним из ее резидентов). «Иннополис» изначально презентовал себя как «город для айтишников» и один из немногочисленных наукоградов России. Помимо IT, резиденты ОЭЗ специализируются на биотехнологиях, нанотехнология и медицинских технологиях.
Сейчас территория особой зоны охватывает два района Татарстана — Верхнеуслонский (192,7 га) и Лаишевский (118,7 га). Всего в «Иннополисе» работает 77 компаний, но их суммарные заявленные инвестиции, по подсчетам «Реального времени», покрывают затраты на инфраструктуру только на 73%. Согласно отчетам АО «Особые экономические зоны», за 2014—2017 годы в инфраструктуру «Иннополиса» было вложено 14,3 млрд рублей, тогда как резиденты (на конец прошлого года) заявляли о планах инвестировать в общей сложности 10,4 млрд.
Минсвязи Татарстана, которое курирует «Иннополис», пообещало активнее привлекать туда частный капитал. «Мы, конечно, понимаем, что с учетом наличия значительного объема бюджетных инвестиций на проект необходимо усилить работу в части привлечения инвесторов. Именно эта задача является первоочередной для нового руководства управляющей компании ОЭЗ на данном этапе развития», — сказали в министерстве (цитата по ТАСС).
Вдали от заказчиков и семей
Представитель «Иннополиса» Михаил Миронов сказал «Реальному времени», что замечания Счетной палаты будут учтены; в то же время выводы о степени эффективности зависят от методики оценки. По методике, которая была разработана Минэкономразвития РФ и в июле 2016 года утверждена правительством, деятельность «Иннополиса» в 2017 году была признана достаточно эффективной, а за все время с момента создания — эффективной.
Счетная палата указывает, что государственные инвестиции в особые зоны, названные неэффективными, превышают объем частных инвестиций. Но «Иннополису» всего 5 лет, а для первых резидентов технопарк был открыт только в 2015 году, отмечает Миронов.
Среди действующих резидентов — Сбербанк, «Яндекс», МТС, Acronis, Qiwi, Schneider Electric.
«Размещать «Иннополис» и подобные ему площадки в удалении от городов — заведомо провальное решение, — считает основатель нетворкинг-сервиса MeYou Степан Данилов. — Мало кто из квалифицированных специалистов согласится на переезд от цивилизации, от своих заказчиков, семей, конференций — в деревню, пусть даже обустроенную. Пойти на это, как правило, могут лишь региональные специалисты не самого высокого уровня — ради улучшения бытовых условий».
«И без Счетной палаты было понятно, что эффективность «Иннополиса» далека от идеала, — говорит главный редактор портала TelecomDaily Денис Кусков. — «Иннополис» — не какой-нибудь бизнес-центр, это целый город, и его обслуживание стоит колоссальных денег. Для того, чтобы такие проекты себя оправдывали, необходимо иметь на выходе много успешных проектов. Этого пока не происходит. В России десятки тысяч стартапов, но выстреливают единицы».
«Я считаю, что «Иннополис» — эффективная площадка, один из немногих эффективных проектов в своей отрасли. Таких площадок должно быть как можно больше. Если мы хотим двигаться в сторону цифровой трансформации, о чем сейчас много говорят, нужна инфраструктура и нужна экосистема внутри этой инфраструктуры», — говорит Ефим Климов, генеральный директор компании «Эттон», разрабатывающей системы автоматизации.
«Дорого и с нулевым КПД»
По итогам анализа Счетная палата пришла к выводу, что условно эффективными можно считать лишь три площадки — это ОЭЗ «Алабуга», «Санкт-Петербург» и «Липецк». Частные инвестиции в эти особые зоны существенно перекрыли вложения государства.
Всего с 2005 по 2017 год в России появилось 36 ОЭЗ. Впоследствии 11 из них были закрыты в связи с неэффективностью и низким качеством управленческих решений. При этом в закрытых зонах было 4,5 млрд рублей государственных денег. Суммарный же объем бюджетных средств, вложенных в особые зоны, на начало года составлял 254 млрд рублей (из всех источников финансирования — 491,9 млрд).
Претензии к особым зонам возникали и раньше. Например, в 2016 году, когда Кремль заявил, что институт ОЭЗ не оправдал возлагавшихся на него надежд. «Очень дорого, очень мало отдачи и с нулевым КПД», — говорил об этом пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков.
Заявление Кремля дало старт кампании по передаче особых зон в собственность регионов. В частности, в рамках этой кампании в начале 2018 года ОЭЗ «Алабуга» и «Иннополис» полностью перешли в собственность Татарстана.
комментарии
к сожалению ссылка не открывается не вижу выводов СП..
С самого начала этого проекта пишу о его абсурдности.
Но ошибки исправлять не поздно, благо деньги вложены и вырос городок (могло быть и хуже).
Давно предлагаю перепрофилировать Иннополис в Агрополис переселением из города Казанского государственного аграрного университета, Ветеринарной академии, ТИПКА и ТатНИИ сельского хозяйства, прочих учреждений сельхознаправления. Таким образом можно создать на базе построенных зданий лучший в Поволжье аграрный университет. Все вышеперечисленные учреждения не имеют шансов самостоятельного существования, при этом реализации их активов в центре города позволили бы обустроить студентов и преподавателей, оборудовать учебные и исследовательские корпуса
При таком подходе проект перепрофилирования Иннополиса в Аграрный университет не требует финансовых вложений - более того, он прибыльный.
Единственное реальное заведение в Иннополисе - Университет.
Его можно и нужно переместить в город, а в будущем влить в К(П)ФУ
Но наука и образование при этом нисколько не пострадают