Авторынок завелся: ВАЗ теснит конкурентов, кроссоверы поджимают седаны, цена решает все

Популярность Hyundai Creta ведет к снижению производства Solaris

Авторынок завелся: ВАЗ теснит конкурентов, кроссоверы поджимают седаны, цена решает все Фото: Максим Платонов

«Реальное время» анализирует рынок продаж новых автомобилей в России в январе—сентябре 2018 года. Как выяснилось, рост цен на них не останавливает покупателей — машины покупают охотнее, чем год назад. При этом особенно заметен спрос на небольшие кроссоверы и бюджетные легковушки.

Rio отстает, Vesta в лидерах, а обновление Granta всколыхнуло спрос на старую модель

Как следует из данных аналитической службы «Реального времени», спрос на автомобили в России растет. По словам Евгения Еськова, главного редактора журнала «АвтоБизнесРевю», продажи за три квартала 2018 года увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15%, до 1,13 млн единиц. «Как и в предыдущие годы, наблюдается рост доли малого класса автомобилей и компактных SUV. Это можно объяснить сокращением доходов населения страны. Денег становится меньше, машина нужна, поэтому люди чаще покупают более доступные новые автомобили или уходят на вторичный рынок», — объясняет он.

Также Еськов отметил, что в сентябре темпы роста замедлились, но все равно по итогам 2018 года рынок должен подрасти — на те же 15% в лучшем случае. Что будет с ним дальше, эксперт прогнозировать не решается: «Есть много факторов, которые могут изменить ситуацию в экономике страны и на рынке как в лучшую, так и в худшую сторону», — говорит Еськов.

Отмечает рост на 15% и Азат Тимерханов, руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат». «Пока это выше, чем в 2017 году, когда рынок вырос на 12%», — констатирует он. Однако Тимерханов считает, что за оставшиеся три месяца ситуация на рынке может поменяться: к примеру, в сентябре рыночный рост был на уровне всего 6%. По его словам, вполне возможно, что в целом по году рост может составить 10%.

По итогам девяти месяцев 2018 года самым продаваемым автомобилем в России стала Lada Vesta. Фото Романа Хасаева

По итогам девяти месяцев 2018 года самым продаваемым автомобилем в России стала одна из относительно недавних новинок АвтоВАЗа — Lada Vesta: за это время было продано более 76 тысяч экземпляров автомобилей этой модели. Ожидаемо это было уже по итогам первого полугодия — по продажам за месяц машина вышла на первое место уже к июню. С того момента, впрочем, продажи «Весты» несколько просели — на 8%. Так, в июне было продано около 9,9 тыс. экземпляров детища АвтоВАЗа, а в сентябре — лишь 9 тыс.

Выход на первое место по итогам трех кварталов, впрочем, был обеспечен тем, что некогда самая популярная модель — Kia Rio — «просела» еще сильнее. В июне количество проданных машин корейского производителя составляло 8,8 тыс. экземпляров, к сентябрю оно снизилось на 10%, до 7,9 тыс. штук. Всего в период с января по сентябрь было продано 75 тыс. экземпляров этого автомобиля. Отметим, что у Kia Rio рост продаж за этот период по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил всего 2%, в то время как у Lada Vesta — сразу 39%.

Однако интересно, что по итогам сентября абсолютным лидером за месяц по продажам стала уже довольно давняя модель АвтоВАЗа — Lada Granta. По итогам 2017 года она занимала второе место по продажам после Kia Rio, в первом полугодии нынешнего года ее подвинула другая тольяттинская модель — Lada Vesta, но непосредственно в сентябре она вырвалась в лидеры: за месяц было продано без малого 10 тыс. машин — на 10% больше, чем экземпляров «Весты». Вероятно, это связано с тем, что с сентября АвтоВАЗ начал продавать обновленную версию автомобиля. По накопительному показателю за девять месяцев она, впрочем, по-прежнему существенно отстает и от Kia Rio, и от Lada Vesta: экземпляров «Гранты» было продано 70,2 тыс. штук — на 5 тыс. меньше, чем «Рио», и на 6 тысяч. меньше, чем «Весты». Однако, учитывая, что в период с июня по сентябрь продажи машины выросли на 8% (единственная модель из первой тройки, улучшившая свои показатели), можно предположить, что к концу года она составит конкуренцию как минимум Kia Rio, которая довольно быстрыми темпами теряет популярность.

Борьба двух Hyundai

Остальные модели, даже наиболее популярные, и близко не могут подобраться к показателям «большой тройки» недорогих машин. К примеру, у находящегося на четвертом месте «русского корейца» Hyundai Solaris, сильно напоминающего Kia Rio, количество проданных машин за первые три квартала составило всего 50,3 тыс. штук. Это на четверть с лишним меньше, чем у Lada Granta, и на треть меньше показателя Lada Vesta и «одноклассника» Kia Rio. При этом Hyundai Solaris — единственная модель в топ-10 по продажам, которая снизила показатель как по итогам девяти месяцев (в сравнении с аналогичным периодом 2017 года — на 6%), так и по итогам сентября в сравнении с сентябрем прошлого года (на 4%, с 6,6 до 6,3 тыс. экземпляров), а также с июнем этого года (ниже на 2%).

Вплотную к ней подступает другая модель от того же производителя — относительно доступный «паркетник» Hyundai Creta. В период с января по сентябрь 2018 года машин этой модели было продано всего на 634 экземпляра меньше, чем «Солярисов» — 49,7 тыс. штук. При этом, по сравнению с прошлым годом, у «Креты» один из самых высоких показателей роста продаж — на треть, с 37,2 тыс. штук. В сентябре, по сравнению с июнем, число проданных машин увеличилось на 2% — до 5,9 тыс. штук, что по-прежнему меньше, чем «Солярисов». Однако можно предположить, что уже к концу года Creta все же опередит другую модель Hyundai по продажам, учитывая падение спроса на Solaris и рост популярности самой Creta.

Азат Тимерханов из «Автостата» отмечает взаимосвязь показателей Solaris и Creta. По его словам, снижение спроса на Hyundai Solaris связано с ограниченностью мощностей на заводе в Санкт-Петербурге: «Завод работает на полную, но там собираются четыре модели: Hyundai Solaris, Hyundai Creta, Kia Rio, Kia Rio X-Line. Продажи Creta растут, поэтому приходится «жертвовать» «Солярисом», — говорит он.

Значительный рост и у находящегося на шестом месте Volkswagen Polo. Фото Романа Хасаева

«Паркетники» бьют рекорды и отправляют в нокаут Duster

Продажи машин из второй пятерки еще заметнее отстают от продаж моделей-лидеров. Однако у некоторых из них довольно заметные показатели роста. К примеру, рекордный рост за год показал еще один представитель АвтоВАЗа — универсал Lada Largus, расположившийся на 7-м месте по продажам. Эта модель в январе—сентябре 2018 года была продана в количестве 32,4 тыс. экземпляров. Это почти в полтора раза (точнее, на 47%) больше, чем за тот же промежуток прошлого года — тогда продано было лишь 22 тыс. штуки. На те же 47% увеличился спрос и непосредственно в сентябре — в этом году в первый осенний месяц продали 4,1 тыс. машин против 2,8 тыс. год назад. Евгений Еськов из «АвтоБизнесРевю» отмечает, что Largus — «рабочая лошадка», которая всегда востребована. Примерно о том же говорит и Азат Тимерханов: «Largus — это тот случай, когда «много автомобиля за немного денег», у него практически нет конкурентов за такие деньги».

Значительный рост и у находящегося на 6-м месте Volkswagen Polo. За первые три квартала в этом году продали 42,8 тыс. экземпляров этих машин: это на четверть больше, чем год назад. Однако повышенный спрос, судя по всему, пришелся на начало года: в сентябре, к примеру, по отношению к июню зафиксирован даже спад продаж на 4%. В этом месяце продано 5 тыс. машин (что, впрочем, на 12% больше, чем в сентябре прошлого года).

Восьмое место оказалось у Renault Duster — очередной (как и Lada Largus) вариации на тему Renault Logan, за рубежом известного под брендом Dacia. Французских «паркетников» за первые девять месяцев года продали 31,6 тысячи. экземпляров. Это всего на 3% больше, чем годом ранее. Непосредственно в сентябре продажи, по сравнению с сентябрем прошлого года, даже снизились на 9% — с 4,1 до 3,8 тыс. штук. Возможно, аудиторию «Дастера» оттягивает набирающий популярность Hyundai Creta.

На 9-м месте расположился уже четвертый представитель «АвтоВАЗа» — Lada XRay, выпущенный примерно в одно время с Lada Vesta. Количество проданных машин этой модели в январе-сентябре составило 26,3 тыс. штук – на 10% больше, чем год назад. Однако особенно рост заметен, если сравнить продажи в сентябре и июне — тут он составил 29%, что является рекордом в топ-10. Возможно, что именно эта модель даже в большей степени, чем Hyundai Creta, снизила интерес к Renault Duster.

Еще больший рост — у Mitsubishi Outlander: за девять месяцев продажи выросли в полтора раза. Фото Максима Платонова

Замыкает десятку Skoda Rapid — еще один автомобиль, производящийся на заводе Volkswagen Group в Калуге (помимо Volkswagen Polo). В первые девять месяцев года было продано 25,8 тыс. таких автомобилей — на 19% больше, чем год назад. В сентябре показатель вырос по сравнению с сентябрем прошлого года сразу на 17%, до 3,2 тыс. штук.

Помимо этого стоит отметить успехи еще нескольких моделей, не вошедших в десятку по продажам. По динамике продаж в первых трех кварталах 2018 года выделяются три модели. Что интересно, все они «паркетники», так что сегмент, учитывая также успехи XRay и Creta, похоже, активно набирает популярность. В первую очередь это занимающий 11-е место Kia Sportage. Показатель по продажам у модели вырос на 35%, с 18,3 тыс. год назад до 24,6 тыс. При этом по сравнению с июнем показатель непосредственно сентября все же снизился на 17% — с 3 до 2,5 тыс. штук.

Еще больший рост — у Mitsubishi Outlander: за девять месяцев продажи выросли в полтора раза, с 11,3 до 17,3 тыс. штук. Рост продолжается и непосредственно сейчас: в сентябре было продано 2,1 тыс. автомобилей — на 17% больше, чем в июне. Наконец, самый выдающийся результат — у Hyundai Tucson. Продажи этой машины за первые девять месяцев 2018 года выросли в два с лишним раза — с 7,5 до 16 тыс. штук.

Рост продаж Tucson и Outlander Азат Тимерханов из «Автостата» связывает с общим ростом продаж кроссоверов, отмечая при этом, что обе модели претерпели обновление. А вот Евгений Еськов считает, что их успех связан с грамотной ценовой политикой производителей, а также выгодными кредитными предложениями на эти автомобили.

Топ-25 наиболее продаваемых моделей легковых марок в России за 9 месяцев 2018 года
январь-сентябрь Изменение, %, январь-сентябрь сентябрь Изменение, %, сентябрь июнь
Модель 2018 2017 2018 2017 2018
Лада Веста 76 189 54 641 39% 9 053 6 861
Kia Rio 75 071 73 532 2% 7 900 10 446
Лада Гранта 70 186 67 702 4% 9 936 9 098
Hyundai Solaris 50 317 53 264 -6% 6 295 6 581
Hyundai Creta 49 683 37 188 34% 5 876 5 843
Volkswagen Polo 42 804 33 999 26% 5 051 4 517
Лада Ларгус 32 440 22 053 47% 4 115 2 791
Renault Duster 31 643 30 636 3% 3 780 4 145

Toyota пришла в себя, а узбеки не могут вернуть славу Daewoo

Крупнейшим по общему объему продаж в России производителем ожидаемо стал АвтоВАЗ. В январе-сентябре 2018 года было продано 259 тысяч его автомобилей — на 17% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Растет и показатель непосредственно сентябрьских продаж — в этом месяце, по сравнению с сентябрем прошлого года, рост составил 10%.

Это значительно больше, чем у находящихся на втором и третьем местах Kia и Hyundai. В сентябре их показатели выросли всего на 1%, до 19 и 16 тысяч соответственно. А вот по продажам за все девять месяцев 2018 года темпы роста продаж даже лучше, чем у «Лады». Kia увеличила их на четверть — со 135 до 168 тыс. машин, Hyundai — на 18%, со 112 до 132 тыс. штук. У Kia, напомним, продажи модели Rio выросли на 2%, а Sportage — вообще на 35%. Hyundai теряет свои позиции по модели Solaris, зато ставит рекорды по продажам Creta (рост на 34%) и Tucson (на 114%).

А вот находящийся на четвертом месте Renault теряет популярность, причем, судя по всему, именно в этом году. За период с января по сентябрь число проданных машин составило 103 тысячи. Это на 8% больше, чем за тот же период прошлого года. Однако сентябрьский показатель на 18% меньше, чем показатель сентября 2018 года (10,4 тыс. штук против 12,7 тыс.) и на 23% меньше, чем показатель июня 2018 года (13,6 тыс. машин). В сентябре у производителя снизился спрос на Duster (на 9%, до 3,8 тыс. машин) и Sandero (на 15%, до 2,5 тыс. машин). Падение спроса на последний Евгений Еськов из журнала «АвтоБизнесРевю» связывает с тем, что Sandero относительно давно не обновляли — вышел рестайл, но клиенты ждали полноценного обновления.

Замыкает пятерку по продажам Toyota. В первые три квартала спрос на машины этого производителя вырос на 15% — число проданных машин увеличилось с 67 до 78 тысяч. Особенно рост заметен в сентябре — в этом месяце продано 11,2 тыс. автомобилей, что на 48% больше, чем годом ранее. Такой показатель обусловлен резким скачком продаж обеих моделей производителя из топ-25: продажи RAV4 в сентябре выросли сразу на 58%, а Camry — на 61%.

Также в топ-10 производителей по продажам в России входят Volkswagen, Nissan, Skoda, ГАЗ и Ford. Среди них заметен значительный рост спроса на машины под марками Volkswagen (на 20% по итогам первых девяти месяцев) и Skoda (на 28%), которая также входит в состав Volkswagen. Отдельное внимание стоит уделить японским брендам Mitsubishi, который увеличил продажи автомобилей в 2,2 раза, и Subaru — здесь рост составил 38%.

Главными «неудачниками» из списка самых продаваемых производителей можно назвать Datsun и Ravon. Первый из них, входящий в холдинг Nissan, снизил продажи на 22%, а узбекская Ravon (ранее производила автомобили под брендом Daewoo) обвалилась сразу на 45%.

Топ-25 наиболее продаваемых легковых автомобильных марок в России за 9 месяцев 2018 года
январь-сентябрь Изменение, %, январь-сентябрь сентябрь Изменение, %, сентябрь июнь
Марка 2018 2017 2018 2017 2018
Лада 259 129 221 207 17% 31 173 28 263
Kia 167 490 135 223 24% 18 911 18 797
Hyundai 131 683 111 950 18% 16 105 15 901
Renault 103 294 95 722 8% 10 398 12 739
Toyota 77 816 67 384 15% 11 237 7 599
Volkswagen 74 770 62 094 20% 9 364 8 057
Nissan 57 946 53 460 8% 7 840 6 650
Skoda 57 473 44 846 28% 7 777 5 790
Максим Матвеев, аналитическая служба "Реального времени"
АналитикаБизнесТранспортРозничная торговля
комментарии 11

комментарии

  • Анонимно 02 нояб
    "Аудиторию "Дастера" оттягивает" неадекватный ценник. Отдавать миллион за "пустую" машину желающих все меньше.
    Ответить
  • Анонимно 02 нояб
    Я купил Весту почти 3 года назад. Пока проблем нет, доволен. Не зря она в лидерах продаж. У новых Рио и Солярис сильно цена завышена.
    Ответить
  • Анонимно 02 нояб
    Ой ну скажете тоже...КИА в пролете, а Веста в топе... За что в топе то? Ценник неоправданно задран, за деньги что стоит веста, можно купить вполне приличную иномарку
    Ответить
    Анонимно 02 нояб
    Если можно было бы, все бы купили. Нормальную. Значит нельзя.
    Ответить
  • Анонимно 02 нояб
    Паркетники вытесняют седаны - это конечно верно, потому как кроссовер средней комплектации стоит порой чуть дороже седана в комплектации люкс... А когда разница не большая, то и выбор дается более проходимой и вместительной машине
    Ответить
  • Анонимно 02 нояб
    на дорогах казани вижу много вест. они только значки убирают свои. инкогнито ездят
    Ответить
    Анонимно 02 нояб
    Их полно и со значками, а вам мерещится, или видится то, что хочется.
    Ответить
  • Анонимно 02 нояб
    Статистика по машинам это ни о чём.Надо просто озвучить сумму на которую люди купили машины по годам.И будет ясно богаче или беднее мы живём.Да ещё пересчитать цены на какой то год.А то та же самая машина год назад может стоить на половину дешевле.Ну а так на лицо переход на более дешёвые машины.Это для начала.Потом перестанут машины менять по окончании гарантии.Ну а финал будет когда опять начнут менять на машинах гнилые пороги и двери.
    Ответить
  • Анонимно 03 нояб
    Купила Весту в сентябре 2017г., очень довольна машиной. Нет нареканий вообще, хорошо держит трассу. Сын купил Гранту в феврале 2018г, пересел с Форд Фокуса. Экономия на ГСМ , расходниках и запчастях очевидна.
    Ответить
    Анонимно 03 нояб
    А Форд вообще плохая машина. Они очень неудобные, вся механика сделана, как топором, и во всем, что касается пользователя, ощущение откровенного пренебрежения. Грубо, криво, и не качественно. По Русски многое можно понять, но скрипящие рулевые колонки, это фирменная работа.
    Ответить
  • Анонимно 03 нояб
    Была бы Ока на рынке, за 100,000 рублей, было бы легче. А то цены, как и в США, совершенно не реалистичные. Машину может себе позволить только очень богатый человек, 5% населения. Все остальные вынуждены покупать подержанные. Вместо производство конкурентного автомобиля идет конкуренция за производство производств автомобиля, в общем война против покупателя, пока не останется стоять последний. А потом можно будет делать дерьмо из картона, и делать вид, что это золото.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии