Рынок фитнеса: 1 000 рублей как порог отсечения

Анализ рынка платных услуг по физической культуре и спорту в Татарстане в 2014 году. Часть 3

Свыше 40% казанских пользователей соцсетей не готовы тратить на услуги фитнес-центров более 1 000 рублей в месяц. При этом кроме цены ключевыми параметрами при выборе фитнес-центра для жителей столицы Татарстана являются его территориальная близость к месту проживания и наличие бассейна. А главным недостатком казанских спортзалов, как показал проведенный в соцсетях опрос аналитической службы «Реального времени», оказалась их перегруженность людьми.

Потребительские предпочтения

Для изучения потребительского поведения на рынке фитнес-услуг был проведен опрос населения 276 респондентов, жителей Казани, статистическая погрешность не превышает 4,6%. Посетителями — как фактическими, так и потенциальными — являются 77% опрошенных.

Аудитория потенциальных потребителей достаточно высока: респонденты, которые планируют в ближайшем будущем заниматься фитнесом, составляют 28%.

Наиболее активной частью клиентов фитнеса является возрастная группа от 18 до 24 лет. Но при этом сегодня формируется потребитель фитнес-услуг старшей возрастной группы. Уже сейчас на клиентов старше 35 лет приходится 9%. А дальнейшее общественное развитие фитнес-культуры в ближайшее время потребует от фитнес-клубов разработки специальных программ для тех, кому за 50.

Спрос на фитнес-услуги со стороны женщин превышает «мужской» спрос почти в 2,5 раза.


Основными потребителями фитнес-услуг являются респонденты, ежемесячный доход которых варьируется от 10 до 30 тысяч рублей, — 40% всех опрошенных.



По социально-профессиональному статусу среди потребителей фитнес-услуг преобладают студенты (29%) и менеджеры среднего звена, специалисты (29%). Соответственно, наименьшей популярностью данные услуги пользуются у руководителей высшего звена и госслужащих — 2% и 3%. При этом 52% респондентов имеют высшее образование, а 8% — второе высшее. Разумеется, здесь сказывается специфика социальных сетей.


Респондентам, уже посещающим фитнес-клубы и желающим их посещать, был задан вопрос о критериях выбора. Результаты распределились следующим образом.

Наиболее важным и значимым для респондентов является критерий «ежемесячный уровень затрат», при этом свыше 40% посетителей не готовы тратить больше 1 000 рублей в месяц за клубную карту или абонемент клуба.

«Близость к дому» важна, так как людям нет смысла тратить время на то, чтобы добраться до фитнес-клуба, если он находится далеко от места проживания, временные затраты не оправдываются даже невысокой ценой. Именно поэтому конкурентами являются те клубы, которые расположены в близлежащих районах, а не только предлагающие сходный набор программ и подобный ценовой ряд.


Наиболее часто называемым критерием выбора фитнес-клуба для респондентов оказался критерий «стоимость клубной карты» — 67%. Следующим по частоте упоминания является критерий «близость к дому» — 60%. Третье и четвертое место среди наиболее популярных ответов поделили критерии «наличие необходимых мне фитнес-программ» и «наличие бассейна» — 32% и 30% соответственно.

Частое упоминание критерия «невысокая стоимость» говорит о том, что среди опрошенных казанцев существенно больше половины тех, кто хотел бы посещать фитнес-клуб или уже посещает его, чувствительны к цене.

Для респондентов важны технические составляющие — набор спортивных программ, наличие бассейна и уровень технической оснащенности в клубе, персональные характеристики (квалификация и приветливость тренеров).


Ради внешнего вида

Мода на здоровый образ жизни задает тренд и на основную цель посещения фитнес-центров — это «улучшение внешних данных» с долей ответов в 81%. Следом идет «поддержание психологического тонуса» — 52%, «улучшение функциональных показателей» и «активный отдых» — 39% и 38% соответственно.

Наиболее выгодная позиция в глазах потребителя у организаций, имеющих в своей структуре бассейн, потому что наибольшей популярностью среди населения является плавание и аквааэробика, дающие в общем 51%. Поэтому при поиске фитнес-клуба, помимо основных услуг, входящих в клубную карту, потребителя интересует наличие бассейна. На втором месте идут кардиотренажеры (47%) и силовые тренажеры (42%). Доли остальных услуг не превышают 25%, а такие направления, как «спортивные игры» и «единоборства», занимают самые низкие строчки с долями 5% и 4% соответственно.


Самой распространенной частотой (фактической или планируемой) посещения фитнес-клуба является посещение 1-2 раза в неделю (47% всех опрошенных).

В результате анализа лояльности реальных посетителей фитнес-клубов (готовность сменить посещаемый фитнес-клуб) получилось, что 51% посетителей в том или ином случае готов сменить посещаемый фитнес-клуб: 36% всех опрошенных посетителей фитнес-клубов ответили, что сменили бы посещаемый клуб только в случае серьезного преимущества другого клуба. 49% посетителей фитнес-клубов не готовы сменить посещаемый фитнес-клуб на другой даже в случае серьезных преимуществ другого клуба. Причины, которые влияют на лояльность клиентов, скрываются в недостатках фитнес-клубов и являются предпосылками для смены клуба.

Продолжение следует

Аналитическая служба «Реального времени»
Аналитика

Новости партнеров