Роман Шайхутдинов: «В некотором смысле закон «о забвении» в Интернете справедлив, но…»

Как 39 тысяч «народных инспекторов» вывели на самоокупаемость IT-сервис «Электронного Татарстана»

Сегодня в «Татмедиа» на встрече, посвященной государственной информационной системе «Народный инспектор», стало известно, на какие нарушения автомобилистов жалуются казанцы. В топ-3 — нарушение правил остановки и стоянки на тротуаре или на пешеходном переходе, непредоставление преимущества пешеходам и движение по полосе, предназначенной для движения маршрутных ТС.

39 тысяч «народных инспекторов» самоокупили IT-сервис

Глава минсвязи РТ Роман Шайхутдинов начал с того, что общение государства и граждан происходит сейчас через мобильные приложения. «Различные устройства, которые все мы используем в нашей повседневной жизни, обеспечивают возможность круглосуточного доступа к различным сервисам», — утверждает он.

Одним из таких социальных сервисов стала государственная информационная система «Народный инспектор», с помощью которой простые граждане смогут отправлять в Госавтоинспекцию фото- и видеоматериалы о нарушениях правил дорожного движения, парковки и ДТП. Ее презентовали поначалу премьер-министру РТ летом 2014 года, а уже в ноябре того же года она заработала.

Как рассказал сегодня Шайхутдинов, за весь период существования приложения в «народные инспектора» записались более 39 тысяч человек. Около 22 тысяч заявок рассмотрено call-центром за 9 месяцев функционирования программы. Помимо наведения порядка на дорогах данная система еще и неплохой источник пополнения бюджета республики. Как выяснилось, на сегодняшний день благодаря данному приложению наложено штрафов на более 15 млн рублей, из них уплачено более 6 млн рублей. «Это самоокупаемая система. Это тот случай, когда эффективность бюджетных средств направлена на ее эффективную финансовую работу», — уверен Шайхутдинов.

К слову сказать, процесс разработки сайта и приложения для системы вела Кристина Таланова — учредитель и директор ООО «Мой регион». Последняя также является разработчиком сервиса «Народный контроль» и ведет его тиражирование в других регионах за пределами Татарстана.

Месть обидчивых пешеходов

За первое полугодие текущего года в подразделения Госавтоинспекции МВД по РТ через систему «Народный инспектор» направлено более 16 тысяч уведомлений о нарушениях правил дорожного движения РФ. Всего же должностными лицами подразделений Госавтоинспекции рассмотрено более 13 тысяч уведомлений, и по более 12 тысячам вынесены постановления по делам об административных правонарушениях.

По информации Рустама Ибрагимова, начальника отдела ГИБДД управления МВД России по Казани, больше всего «народные инспектора» жаловались на нарушение правил остановки и стоянки на тротуаре, либо на пешеходном переходе — 9 764 обращения. Следом за этим больше всего жалоб поступило по непредоставлению преимущества пешеходам — 1 692 жалобы, на третьем месте по числу зафиксированных «народными инспекторами» нарушений — движение по полосе, предназначенной для движения маршрутных ТС, — 179 случаев.

Зря жаловались

Не все жалобы находят отклик у должностных лиц. Так, к примеру 1 400 поступивших уведомлений были отклонены. По мнению профильного ведомства, это связано с тем, что население не в полном объеме знает о требованиях, необходимых для принятия уведомления и их исполнения.

Так, отклонению подлежат жалобы, на фото или видео которых не просматривается дорожная обстановка при нарушениях правил парковки, не идентифицируются государственные регистрационные знаки, не просматриваются дорожные знаки или дорожная разметка при нарушениях, связанных с движением по автобусной полосе, и другие.

Опыт Казани по «доносам» не перенял ни один регион России

Что касается повторных жалоб по одному и тому же нарушению, то учитывается всегда первое поступившее на сервер. Любое нарушение при этом действует 24 часа — если оно не устранено спустя сутки и на сервер поступила повторная жалоба, то нарушитель получит два протокола. «Такова юридическая конструкция данной программы», — заявил Шайхутдинов.

Корреспондент «Реального времени» поинтересовался у министра связи РТ о том, планируется ли сотрудничество татарстанской системы «Народный инспектор» с центральным аппаратом российской автоинспекции, о котором было заявлено в ноябре прошлого года во время презентации приложения.

«Пока каких-то конкретных предложений нет. Насколько мне известно, есть внимание к этому проекту. Система должна проработать год, показать все шероховатости для того, чтобы думать, как», — ответил Шайхутдинов.

Гости Казани, нарушившие правила ПДД, могут получить «гостинец»

Как стало известно «Реальному времени», постановления по нарушениям, направленным по данным, поступившим через приложение «Народный инспектор», отправляются во все регионы РФ. «В системе «Народный инспектор» информация о транспортных средствах с регистрационными знаками других регионов РФ рассматривается. Мы подключены к федеральной информационной системе, у нас имеется вся база данных по владельцам транспортных средств, по водительским удостоверениям и по тем нарушениям, которые совершает тот или иной участник дорожного движения, независимо от того, где зарегистрирован автомобиль», — сообщил Ибрагимов.

Что касается поощрения активных «инспекторов», то, по словам Шайхутдинова, это пока не предусмотрено. «Министерство связи РТ совместно с ГИБДД по РТ готовы подумать над этим вопросом», — заявил он.

«Информация, которая когда-то была опубликована ими, где-то сохранилась, закэширована, и чтобы вычистить это, требуются огромные мощности»

Сегодня же Роман Шайхутдинов прокомментировал «Реальному времени» недавно принятый закон «о забвении». Татарстанский министр связи назвал закон «о забвении» в некотором смысле справедливым:

«Думаю, что в некотором смысле закон «о забвении» в Интернете справедлив. С той точки зрения, что даже в уголовном законодательстве предусмотрено такое понятие, как снятие судимости. Вопрос только в том, что любые такие инициативы должны учитывать технологические особенности.

Сеть Интернет — огромная сущность, которая растет стремительными темпами. Только трафик увеличивается на 70% в год. Среднесуточное постоянное пребывание человека в Сети с учетом его антропологических особенностей не превышает в среднем 2-3 часов.

Но тем не менее трафик растет. Это создает огромный объем информации, который так или иначе отрывочно остается на устройствах и на группах серверов. Это так называемый трафик кэширования. Информация все равно остается на этих серверах.

Возьмем, к примеру, Rambler или РБК. Представьте, что информация, которая когда-то была опубликована ими, где-то сохранилась, закэширована, и чтобы вычистить это, требуются огромные мощности. Это приведет к серьезному удорожанию и затратам.

Чтобы убрать эту информацию из Интернета, потребуются серьезные технологические мероприятия, и это создаст дополнительные технологические трудности для IT-индустрии. Так что право человека на это (на удаление информации — прим. ред.) есть, но технологические особенности (процедуры —прим. ред.) необходимо учитывать».

Напомним, накануне президент России Владимир Путин подписал закон о «праве на забвение», нормы которого вступят силу с 2016 года. Документ позволяет пользователям добиваться у поисковиков удаления недостоверных и «неактуальных» для заявителя сведений.

Фото tatar-inform.ru

Гузель Шамилова

Новости партнеров