Чаяния учителей татарского: «Свою этническую составляющую депутаты задвинули на второй план»

Педагоги винят парламентариев в том, что они предпочли политическую выживаемость национальной гордости

Чаяния учителей татарского: «Свою этническую составляющую депутаты задвинули на второй план» Фото: Максим Платонов

Сегодня в Татарстане завершается VII всероссийский съезд учителей татарского языка и литературы. Пленарное заседание, которое прошло в Казани, не преподнесло сюрпризов. Озабоченность проблемами языка Тукая и Джалиля, его преподавания, новые подходы — дежурные темы, повторяющиеся из раза в раз на таких форумах. Однако в этом году пикантности добавил спорный законопроект о добровольности изучения родных языков, который рассматривается в Госдуме. Как обстоят дела в регионах России, за что отдельные участники ругали депутатов и какие решения предлагает Москва — в материале «Реального времени».

Самарская область: число татарских школ сокращается

VII всероссийский съезд учителей татарского языка и литературы проходит в эти дни в Татарстане. В его работе принимают участие порядка 700 педагогов из 30 регионов России. Есть также гости из Казахстана. Мероприятия форума начались накануне в Кукморе и продолжились сегодня в Казани. Разумеется, самый болезненный вопрос, который волнует делегатов, касается законопроекта о добровольности изучения родных языков, рассматриваемый в Госдуме. Напомним, после высказываний президента России Владимира Путина о необходимости соблюдения добровольного принципа изучения национальных языков разгорелась дискуссия об объемах присутствия «татар теле» в учебных планах школ Татарстана. Аналогичные нешуточные споры возникли в Башкирии и в меньшей степени в других регионах.

Тем не менее сами учителя неохотно соглашались общаться с журналистами. Как и полагается, их возмущает, что уроки родного языка в республиках переводят из разряда обязательных предметов. В свою очередь в «ненациональных» регионах ситуация не особо поменялась.

Как рассказал «Реальному времени» директор самарской школы «Яктылык» Радик Газизов, его учебное заведение специализировано на изучении татарского языка, литературы и культуры. Ни одного учителя татарского не сократили, осталось прежним и количество часов.

Как рассказал директор самарской школы «Яктылык» Радик Газизов, его учебное заведение специализировано на изучении татарского языка, литературы и культуры

— Татарский язык у нас по-прежнему остается в основной программе. В расписании уроков запланированы часы на этот предмет. Поэтому у нас такой проблемы не возникает, — отметил Радик Равгатович.

В Самаре существует лишь одна татарская школа. В Самарской области осталось около 10 таких учреждений. При этом директор «Яктылыка» обратил внимание, что число таких школ постепенно сокращается. Причина банальная: большинство из них расположены в сельской местности, в которой молодежи становится все меньше.

Чувашия: взамен чувашского языка — культура родного края

Что касается пресловутого законопроекта, председатель региональной НКА татар Чувашии, член «Милли шура» Фарит Гибатдинов считает, что «должно победить федеральное сознание»: все народы России способствуют развитию страны.

— Наша Конституция гарантирует равноправие народов. Законы не должны ущемлять этносы. Надеюсь, что вскоре все вернется на круги своя и будет по-прежнему, — поделился Гибатдинов мыслями с корреспондентом нашей интернет-газеты.

Не обошел он стороной и татарстанских депутатов Госдумы — татар по национальности, проголосовавших за законопроект в первом чтении.

— Свою этническую составляющую эти законодатели задвинули на второй-третий план. Тут, к сожалению, включилась политическая выживаемость: они находятся в рамках своей партийности, — посетовал делегат из соседней республики.

Что касается пресловутого законопроекта, председатель региональной НКА татар Чувашии, член «Милли шура» Фарит Гибатдинов считает, что «должно победить федеральное сознание»

К слову, в Чувашии изучение татарского языка в специализированных школах осталось на прежнем уровне (5 часов в неделю). Хуже дело обстоит с языком титульной нации республики. Чувашский, по словам Гибатдинова, прекратили преподавать. Взамен ввели новую дисциплину — культура родного края.

Московский «огнетушитель»

На пленарном заседании съезда, которое проходит сегодня на площадке гостиничного комплекса «Корстон», было запланировано выступление председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина. Однако спикер регионального парламента не удостоил своим вниманием участников форума. За него пришлось отдуваться министру образования республики Рафису Бурганову, вице-премьеру РТ, председателю национального совета «Милли шура» Василю Шайхразиеву и главе комитета Госсовета Татарстана по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разилю Валееву.

«Огнетушителем» в Казань направили директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения РФ Андрея Петрова. Чиновник из Москвы попытался успокоить собравшихся общими фразами.

— Есть определенная обеспокоенность, — начал выступление Петров. — Но работа над законопроектом идет вдумчиво. Будут внесены поправки ко второму чтению. У нас, на площадке министерства, создана рабочая группа, в которую вошли ученые, представители органов управления образования основных регионов, где очень сильны традиции преподавания родного языка. Мы внимательно следим, как строится ваша работа на местах.

Он предложил вырабатывать общие решения «вместе, сообща, не допуская перегибов».

«Огнетушителем» в Казань направили директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения РФ Андрея Петрова

— В рамках нашей рабочей группы по обеспечению преподавания родных языков мы начинаем работу над созданием концепции преподавания родных языков в средней школе. Уверен, что такая Всероссийская ассоциация преподавателей родных языков тоже должна быть создана. У нас много общих проблем, у вас есть уникальный опыт, которым нужно обязательно делиться, — рассказал представитель Ольги Васильевой.

С надеждой на второе чтение

Василь Шайхразиев добавил, что Минпросвещения и главы регионов всегда прислушиваются к чаяниям учителей, протягивая руку помощи. При этом он согласился, что нужно объединять усилия для решения сложившихся проблем. Далее он перевел разговор в другое русло.

— Нами очень много сделано, — констатировал спикер. — Главное — не растерять уже наработанное. И мы должны вводить новые практики, новые технологии в преподавание татарского языка. Мы обязаны ориентироваться на завтрашний день.

Разиль Валеев вернулся к теме спорного законопроекта.

— Этот вопрос мы обсуждали в Госсовете Татарстана, — констатировал татарстанский парламентарий. — И вы, наверно, слышали о том, что еще до официального принятия законопроекта мы обращались в Госдуму. Мы четко заявили о том, что ни в коем случае нельзя принимать этот закон. И даже после его принятия в первом чтении мы снова собрались и отправили на рассмотрение в Госдуму требование, чтобы закон в таком виде не был принят.

Разиль Валеев вернулся к теме спорного законопроекта

Заканчивая свое выступление, Валеев напомнил, что в Татарстане два государственных языка — русский и татарский. По его словам, проблем с изучением русского в регионе нет. При этом государственный язык не может выбираться родителями добровольно.

К слову, пункт о законопроекте попал и в резолюцию съезда. Согласно документу, участники форума надеются, что предлагаемые поправки дадут возможность получать образование на родных языках и изучать «туган тел» «за счет учебного времени в обязательной части учебных планов». Такой подход предлагается закрепить в образовательных стандартах и программах.

1/35
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
Тимур Рахматуллин, Альбина Гатауллина, фото Максима Платонова
ОбществоОбразованиеВласть Татарстан
комментарии 29

комментарии

  • Анонимно 10 июля
    Заменили чувашский культурой родного края? Они там в Чувашии совсем попутали?
    Ответить
    Анонимно 10 июля
    Чуваши не правы.
    Ответить
  • Анонимно 10 июля
    огнетушитель))) классно назвали
    Ответить
  • Анонимно 10 июля
    Не Башкирия, а Башкортостан! Правильно называйте республику. Никто не называет ведь Татария. Говорят Татарстан!
    Ответить
    Анонимно 10 июля
    Татарстан + Башкортостан = Идел - Урал.
    Ответить
    Анонимно 10 июля
    Идель минус Урал? Получится отрицательный остаток))
    Ответить
    Анонимно 11 июля
    сами вы в недоразвитом остатке и происхождении......(-)
    Ответить
    Анонимно 11 июля
    Тарарстан, Пакистан, Афганистан, Таджикистан... Татария, Франция, Германия, Италия...
    Ответить
    Анонимно 12 июля
    это вы о чем???
    Ответить
  • Анонимно 10 июля
    Национальная гордость наверное не подразумевает насильное изучение татарского языка. Нельзя никакую любовь привить силой.
    Ответить
    Анонимно 10 июля
    опять одно и то же... достали
    Ответить
    Анонимно 10 июля
    А добровольное изучение в 2 часа в неделю, когда совсем другие условия для русского языка это нормально?
    Ответить
    Анонимно 10 июля
    да, это нормально.
    Ответить
    Анонимно 10 июля
    Я уверен, что 90% из тех, кто приехал, не знают зачем приехали, а если и знают, то не читали первоисточник, а только кричащие заголовки СМИ. Есть ещё третий вариант - их просто согнали сюда
    Ответить
    Анонимно 10 июля
    вы правы на 100%.
    Ответить
    Анонимно 12 июля
    Верно, русский язык будут наши дети и внуки учить только на добровольной основе. Так как дальнейшая перспектива в знании русского языка очень даже сомнительны. Родной язык + арабский + китайский с английским вот это верное решение языкового вопроса.
    Ответить
  • Анонимно 10 июля
    Сборище, недостойное внимания
    Ответить
  • Анонимно 10 июля
    16.16. Не надо уж нахально эксплуатировать словосочетание "насильное изучение". Оставаться нужно порядочным человеком.
    Либо тогда расскройте до конца это понятие: кто насиловал, когда, чем и как.
    Если Московия в 1552 г. оккупировала Казанское ханство татары не кричат же на каждом углу, что федеральный центр продолжает политику добровольно-принудительной ассимиляции малых народов. В том числе, через создание препонов к изучению татарского языка. Неужели Вы татар считаете намного глупее себя? Аха, да, прям изнасилованные тут все ходите.

    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 10 июля
    Московия, не оккупировала, а договорилась с местными. Вы это прекрасно знаете и сами. Вопрос с языком не стоял в сфере запрета и не мог стоять - вы это тоже знаете прекрасно сами. Татар никто глупее себя не считает, но и играть в такие провокации больше никто не позволит. Вы и такие как вы дискредитируете саму систему административного деления страны, изначально недоговаривая или вовсе, подменяя, одни понятия другими, будоража не зрелые головы. В каких интересах вы это осуществляете мне не известно, либо по указке прижатых к местной кормушке, либо вы из "полезных идиотов", не сочтите за оскорбление. Мне это тоже не известно, но факт остаётся фактом, что именно наши спекулируют на этом вопросе, так как боятся потерять рычаги, которые имели со времён "новой феодальной раздробленности" и сопутствующее имущество, которое закладывают в карман. Отвечу вашими же словами: Будьте умнее и честнее и не считайте других глупее себя.
    Ответить
    Анонимно 10 июля
    19.51.
    Какие провокации? Это Вы и такие как Вы провоцируете на раскол в обществе. Если Вас изнасиловали, обращайтесь в соответствующие органы. А "не плюйтесь" словами, к значению которых относитесь легкомысленно. Не надо свой эгоизм и фальшивое понимание административного деления страны прикрывать псевдозаботой об отечестве. Вот и живите, согласно федеративному обустройству государства. Живёте в Татарстане - будьте добры знайте татарский. Будете жить в Чечне - будьте добры уважайте культурные обычаи коренного народа. Не хотите - живите в Рязани (образно выражаясь). Никто никого ни к чему не принуждает.
    Демагог. На "Р" хотите что ли меня протащить? Не получится. Таких словоблудов на своём веку я достаточно повидал. До свидания. Вы мне не интересны ВААЩЕ.
    Ответить
    Анонимно 10 июля
    живу в Татарии. татарский учить не буду. мне не надо. от слова ВААЩЕ. хоть лоб себе разбейте. До свидания. Вы мне неинтересны.
    Ответить
    Анонимно 10 июля
    Нет никакой Татарии. Так что свои провокации оставь при себе
    Ответить
    Анонимно 10 июля
    Был бы не интересен, прошли бы мимо, но вы не можете. Это говорит больше о вас, чем пишете вы о себе сами. Если вы не понимаете, что такое федерация, не нужно писать. Хотя играми в федерацию уже давно пора заканчивать, регионалы и такие как вы, дискредитируют само её значение. Вы под федерацией понимаете конфедерация, что говорит о вас как о человеке, который даже не разобрался в вопросе, а может и работающему по заданию. К этой теме столько троллей прижато, что это в 90% случаев так и есть
    Ответить
    Анонимно 11 июля
    А куда делся татария?
    Ответить
    Анонимно 11 июля
    Вот вам пример, когда русский человек не может себя считать равным среди равных, т. е. абсолютно без толерантности.
    Ответить
  • Анонимно 10 июля
    да не хотят татары в Удмуртии учить удмуртский
    Ответить
  • Анонимно 10 июля
    Рахматуллин переключился от башкир к татарам?
    Ответить
    Анонимно 10 июля
    А он вам жить мешает и спать не даёт?
    Ответить
  • Анонимно 12 июля
    Да здравствуют Идел-Урал-Сибр-Балхаш!Амин!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии