После падения Византии: как император Латинской империи с татарами дружил
Латинская империя и Золотая Орда — забытый эпизод
Александар Узелац из Института истории в Белграде знакомит читателей «Реального времени» с историей взаимоотношений татар с Константинополем, на которые не повлияли ни падение Латинской империи, ни восстановление Византии. В своей колонке историк описывает забытый эпизод середины XIII века, в котором идет речь о роли императора Латинской империи Бодуэна II в установлении связей между европейцами и татарами. Благодарим за перевод и редакцию статьи Романа Хаутала, старшего научного сотрудника института истории имени Марджани.
Роль Латинской империи во взаимоотношениях с Золотой Ордой
Роль Латинской империи Константинополя, основанной в 1204 году после IV Крестового похода, в ранних контактах между Золотой Ордой и Европой была по большей части оставлена без внимания. Однако, несмотря на то, что в последние десятилетия своего существования Латинская империя являлась таковой лишь номинально, франки в Константинополе и император Бодуэн II (1227—1261) смогли установить намного более тесные контакты с Джучидами, чем какое-либо другое христианское государство в середине XIII века. И в значительной степени это была заслуга другого Бодуэна, известного только по имени — Бодуэн де Эно. Этот франкский рыцарь, вероятно, двоюродный брат императора, был женат на одной половецкой, то есть куманской принцессе, и стал одним из первых европейцев, которые посещали Монголию. До сих пор он оставался малоизвестным даже для многих профессиональных историков.
Эта история должна быть рассказана с самого начала, когда впервые франки в Константинополе столкнулись с татарами на последнем этапе их вторжения в Европу, во время их военных операций на Балканах в 1242 году. Татарское подразделение во главе с принцем Каданом, сыном Великого хана Угедея, преследовавшее до берегов Адриатического моря венгерского короля Белу IV, опустошило на пути своего возвращения Сербию и Болгарию, вторглось в «Грецию» и дважды столкнулось с Бодуэном, «королем Константинополя». Как упоминается в источниках, франки одержали победу при первом столкновении, но во втором они потерпели поражение. В Западной Европе распространились слухи о том, что император Бодуэн II погиб при столкновении, но один сирийский хронист запечатлел иной слух: Бату и его татары намеревались напасть на Константинополь из Болгарии, но были обращены в бегство «королями франков».
При таких обстоятельствах произошло первое «знакомство» франкских рыцарей Константинополя с армиями Чингизидов. Этот конфликт был заметным, но кратковременным эпизодом, не имевшим глубоких последствий. Три государства на европейском юго-востоке — Болгария, Латинская и Никейская империи, без конца враждовавшие между собой ранее, заключили взаимное перемирие накануне татарского нашествия в 1241 году. Однако случилось так, что татары не поставили под угрозу существование Латинской империи, в отличие от Никейской империи, традиционного врага франков.
В действительности именно после татарского вторжения и истечения срока перемирия Никея, «Византийская империя в изгнании», стала представлять собой сильнейшую военную и политическую силу в юго-восточной Европе. В 1246 году ее правитель Иоанн III Ватац захватил у Болгарии северную Фракию и восточную Македонию и подчинил вероломный деспотат Фессалоник. Летом 1247 года никейские войска напали на Латинскую империю, в результате чего франки понесли полное поражение. Многие их города и крепости перешли во владение Никеи, и только столица империи и соседний порт Селимбрия (совр. Силиври) остались в руках франков. С этого момента из бывших владений Латинской империи за ней практически осталась территория только внутри стен Константинополя.
Как последний император Латинской империи поддержкой татар заручился
Император Бодуэн II, который в это время объезжал дворы Европы в безуспешной попытке добиться поддержки от французского короля Людовика IX, папы Иннокентия IV и военного Ордена Сантьяго, вернулся в Константинополь до октября 1248 года. Его старания добиться европейской помощи оказались безуспешными. Территориальные потери и неспособность добиться военной поддержки Запада вынудили его и элиту франков обратиться в своих надеждах в другом направлении — к могущественной джучидской державе на берегах Черного моря.
Вот еще один интригующий факт: идея заручиться татарской поддержкой для защиты Константинополя зародилась не на Босфоре. Изначально она появилась в кругу папской курии в результате миссии Асцелина из Кремоны, посетившего в 1247 году ставку татарского военачальника Байджу в Армении. Тем не менее эта идея нашла своих сторонников в Константинополе. Франки были уже знакомы с Причерноморской степью и ее жителями. В 1239 году большая группа половцев, бежавших от татарского нашествия, появилась на Балканах. Под предводительством их лидеров, Сарония и Ионы, они предложили свои услуги Латинской империи. Уникальный способ заключения союза между половцами и франками не имел прецедентов. Церемония включала смешение крови между рыцарями и степными воинами, как и принесение в жертву собаки. Договор, заключенный таким образом по степным обычаям, был подкреплен брачными союзами между крещеными половецкими принцессами и знатными представителями империи. Бальи Наржо де Туси женился на дочери «короля» Ионы, в то время как две дочери Сарония были выданы замуж, соответственно, за Гийома, сына коннетабля Жоффруа де Мерри, и за Бодуэна де Эно.
Десять лет спустя, в 1249 или 1250 году, тот же самый Бодуэн де Эно был избран для ведения переговоров с Чингизидами. На выбор, несомненно, повлиял его брак с половецкой принцессой. Можно предположить, что благодаря жене у Бодуэна появилась возможность изучить половецкий язык и познакомиться с обычаями кочевников.
Сведения о миссии Бодуэна почти не сохранились в исторических источниках. Она упоминается только в двух сообщениях другого знаменитого путешественника — францисканца Гийома де Рубрука, который следовал по его стопам в 1253—1255 гг. Первое из этих сообщений было связано со встречей Рубрука с Сартаком, сыном Бату. На вопрос джучидского принца, кто был главным правителем среди франков, Рубрук ответил: «Император, если бы он правил в своей земле безмятежно». «Нет, это король (то есть французский король Людовик IX)» — поправил его Сартак, поскольку, как пишет далее Рубрук, «Сартак слышал о короле от господина Бодуэна де Эно». В Монголии, когда Рубрук следовал за ставкой Великого хана Мунке (1251—1259) на пути в Каракорум, он был удивлен некоторыми особенностями местной географии, но, как он признает, их уже описывал ему «господин Бодуэн де Эно, который был там ранее».
Два этих коротких и интересных отрывка — это практически все, что мы знаем о миссии Бодуэна де Эно. Тем не менее они указывают на важные детали, а именно на то, что Бодуэн вел переговоры с Сартаком и направился потом в Монголию. По возвращению он встретился в Константинополе с Рубруком, вероятно, в начале 1253 года. Несмотря на отсутствие информации, нет сомнений в том, что успех Бодуэна де Эно имел следствием миссию самого Рубрука и имел непосредственное влияние на выбор маршрута этой миссии.
Угроза со стороны Никеи, очевидно, была главной причиной путешествия Бодуэна на Восток. Тем не менее франкский аристократ решил посетить Сартака (и, возможно, Бату) вместо монголов в Армении, воспринимавшихся Иоанном III Ватацом более серьезной угрозой. Сын Бату был особой фигурой в среде чингизидской элиты. Он был христианином, пусть даже и несторианином, и в традиции восточных церквей он запомнился как человек, выказывавший большое уважение к своим христианским единоверцам, и как их непоколебимый защитник. Он также обладал экстраординарной властью в последние годы правления Бату. Он регулярно принимал русских князей, и его влияние простиралось на другие христианские земли на окраинах джучидского домена. Согласно Рубруку, Сартак «располагался на пути следования христиан — русских, валахов, болгар Малой (то есть Дунайской) Болгарии, жителей Солдайи и аланов. Они все посещали его на пути ко двору его отца и брали с собой подарки для него, в результате чего они получали у него более теплый прием».
Помимо религиозной принадлежности и политического влияния Сартака, существовала другая, не менее важная причина, повлиявшая на сближение Латинской империи с Джучидами. Она была связана со стратегической и экономической важностью морского пути между Константинополем и Крымом, подчиненным татарам в 1239 году. В последующие два десятилетия джучидские интересы на полуострове не ограничивались взиманием дани. Они получали огромный доход с соляных источников в северном Крыму. Согласно Рубруку, их эксплуатировали русские торговцы, как и другие купцы, прибывавшие из-за моря и платившие налог татарам. Деятельность этих купцов упоминал и другой известный францисканский путешественник и папский легат — Иоанн де Плано Карпини. В 1247 году, по возвращению из Монголии, он встретил в Киеве несколько торговцев из Генуи, Акры и Венеции, прибывших из Константинополя и свободно передвигавшихся через владения татар. Они вели свои торговые дела через крымские порты, и следует отметить, что Рубрук получил от некоторых купцов, прибывших в Солдайю из Константинополя, ценные советы, как себя вести, чтобы остаться в дружественных отношениях с татарами.
Венецианцы в Крыму
Хотя Плано Карпини и упоминал присутствие купцов из Генуи и Акры, похоже, что большинство западных предпринимателей в Крыму и джучидских землях в середине XIII века состояло из венецианцев. Венеция оставалась упорным защитником Латинской империи, и ее влияние превалировало над другими морскими республиками Италии в черноморской торговле этого периода. Хотя венецианская деятельность на Черном море в это время была ограниченной, во всяком случае в сравнении с торговой активностью итальянских морских республик в XIV веке, ее масштаб был немаловажным. В генуэзских источниках сообщается, что, когда Константинополь пал в 1261 году, «все венецианские купцы, бывшие в Великом море», пытались бежать на одном торговом судне и трех военных галерах.
Это косвенное свидетельство тому, что там было по крайней мере несколько сотен венецианцев, пребывавших в Крыму и на северном побережье Черного моря. Купцы, предоставившие Рубруку, как и франкам в Константинополе, крайне необходимую информацию из первых рук о татарах, выступали посредниками в контактах между европейцами и Джучидами. Но они были не единственными. Важная роль также принадлежала членам местной крымской церковной и политической элиты. Рубрук приводит примеры личного посещения Сартака и Бату со стороны епископа Солдайи и ее чиновников.
Итог миссии Бодуэна де Эно не упомянут в источниках. Однако следует отметить, что в распоряжении Рубрука к моменту его отправления из Константинополя в мае 1253 года были рекомендательные письма, предоставленные ему императором Бодуэном II и адресованные татарским представителям, управлявшим землями на север от Крыма. Целью этих писем было обеспечить свободное передвижение их носителю. Эти рекомендации, написанные на греческом языке, широко использовавшемуся в Черноморском регионе в то время, обнаруживают, что дипломатические связи между Латинской империей и Джучидами уже были установлены к моменту отправления Рубрука. И вполне логично предположить, что это было связано с усилиями загадочного франкскoго рыцаря и благодаря его дипломатическим навыкам.
Торговый путь с Босфора в Крым и далее в причерноморские степи несомненно использовался венецианскими торговцами вплоть до падения Латинской империи. Деятельность братьев Никколо и Маффео Поло предоставляет замечательные примеры. В 1260 году они совершили плавание из Константинополя в Солдайю и отправились далее в Среднее Поволжье. Они были тепло приняты преемником Бату, Берке, и в течение их пребывания в Болгаре, Сарае и Укеке они получили большую прибыль. Джучидская доброжелательность по отношению к западным купцам указывает на существование взаимного интереса в возрождении торговли по Шелковому пути в Восточную Европу, Крым и Константинополь.
Здесь понадобилось бы слишком много места для рассмотрения знаменитых успехов и невзгод братьев Поло. Достаточно будет подчеркнуть, что последовавшее вскоре отвоевание Константинополя никейскими войсками во главе с военачальником Алексием Стратигопулом в 1261 году, а не война между джучидским правителем Берке и Хулагу, главoй монголов в Персии, нарушило их планы и вынудило их отказаться от возвращения в Константинополь и отправиться в Бухару и далее на восток. Но более важным было то, что падение Латинской империи и восстановление Византии не привели к разрыву связей между Константинополем и миром татар. Только действующие лица сменились на сцене. Союзница Византии Генуя вытеснила Венецию с доминирующего положения в Черном море. В 1267 году генуэзская фактория была основана в Каффе, затмившей в итоге Солдайю и ставшей главным центром торговли между джучидскими землями, Внутренней Азией и Западной Европой. К тому же «освободитель» Константинополя, византийский правитель Михаил VIII Палеолог (1259—1282), продолжил политическую линию франков и установил дипломатические отношения с Джучидами уже в 1261 году. В том же году в Сарае была основана православная епархия, возможно, вследствие политических изменений в Константинополе.
Поэтому, хотя дипломатическая миссия Бодуэна де Эно, очевидно направленная на заключение франко-татарского союза, не смогла изменить неизбежного хода истории и спасти Латинскую империю, она имела косвенное, но тем не менее глубокое влияние на открытие торговых путей между Босфором, Крымом, Поволжьем и Внутренней Азией вплоть до «Катая». В этом заключается культурное значение путешествия франкскoго рыцаря, видное место, которое ему принадлежит в европейском открытии Азии и Дальнего Востока, как и в установлении первоначальных контактов между Золотой Ордой и западным христианским миром.
комментарии
Хотя и знаешь о веротерпимости монгол, но открываются новые подробности взаимодействия монгол и христиан:
"Сын Бату был особой фигурой в среде чингизидской элиты. Он был христианином, пусть даже и несторианином, и в традиции восточных церквей он запомнился как человек, выказывавший большое уважение к своим христианским единоверцам, и как их непоколебимый защитник. Он также обладал экстраординарной властью в последние годы правления Бату. Он регулярно принимал русских князей, и его влияние простиралось на другие христианские земли на окраинах джучидского домена. Согласно Рубруку, Сартак «располагался на пути следования христиан — русских, валахов, болгар Малой (то есть Дунайской) Болгарии, жителей Солдайи и аланов".
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/103464-kolonka-o-vzaimootnosheniyah-latinskoy-imperii-i-zolotoy-ordy
Из Википедии:
"Каракору́м (МОНГ. Хархорин), в средневековье Кара Хорум (ᠬᠠᠷᠠᠬᠣᠷᠣᠮ) — столица МОНГОЛЬСКОЙ империи в 1220—1260 годах. В настоящее время — город, центр сомона Хархорин аймака Уверхангай МОНГОЛИИ. Название восходит к МОНГОЛЬСКОМУ топониму окрестных гор «Каракорум» (МОНГ. хар хүрэм букв. «чёрные камни вулкана»)[3]".
Одно из тюркских племен, убившее отца монгола Чингизхана, носило название "татары".
Чингизхна всегда ставил "татар" на передовую линию - отсюда и "татары идут".
Постепенно название "татары" закрепилось за частью населения Золотой Орды, которое представляло собой "смесь" различных этносов.
Чингизхан был МОНГОЛОМ, а не тюрком.
Это общепризнанный НАУЧНЫЙ факт.
Если Вы придерживаетесь другого мнения - то его следует НАУЧНО доказать путем опубликования Ваших ДОКАЗАТЕЛЬСТВ в НАУЧНЫХ журналах.
Пока этого нет - и следовательно Чингизхан "остаётся" МОНГОЛОМ.
Все источники, признанные УЧЁНЫМИ, об этом свидетельствуют.
Например из Википедии:
"«Сокрове́нное сказа́ние МОНГОЛОВ» (в литературе до 1930-х гг. часто Юань-чао би-ши или Юань-чао ми-ши — китайский перевод МОНГОЛЬСКОГО названия Монголын нууц товчоо; транслит. Monggul nighucha tobchiyan) — наиболее древний МОНГОЛЬСКИЙ литературный и историографический памятник, ценный источник по истории ранних МОНГОЛОВ, их государства и его основателя — ЧИНГИЗХАНА, а также по истории Центральной Азии XII—XIII веков.
«Сокровенное сказание» было составлено в 1240 году неизвестным автором-МОНГОЛОМ, и дошло до нас на МОНГОЛЬСКОМ языке в китайской иероглифической транскрипции, снабжённой тезисным переводом[неизвестный термин] на китайский язык, — такие транскрипции изготавливались в Пекине для обучения китайских дипломатов МОНГОЛЬСКОМУ языку".
Извините, не хотел.
Википедия не так уж и плоха для получения первоначальной информации.
Например из Википедии:
"Мэн-да бэй-лу (кит. трад. 蒙韃備錄, упр. 蒙鞑备录, пиньинь: Měngdá Bèilù, буквально: «Полное описание монголо-татар»; 1221 г.) — записки китайского путешественника, южносунского посла, направленного к МОНГОЛЬСКОМУ наместнику в Северном Китае. Является древнейшим известным сочинением, специально посвящённым МОНГОЛАМ".
"Мункуев Н. Ц. Мэн-да бэй-лу — важный источник по истории древних МОНГОЛОВ // Мэн-да бэй-лу («Полное описание монголо-татар»). — М.: Наука, 1975. — С. 19-41".
Читателю понятно, что МОНГОЛЫ правили в Монгольской империи, а тюрки (татары) были их подданными.
Извините ещё раз - раз так уж Вы уверены, что Чингизхан был "татарином", то, приведите конкретный текст, где об этом пишется.
Все НАУЧНЫЕ тексты свидетельствуют о том, что Чингизхан был МОНГОЛОМ.
"Тэмoджин есть черный татарин",
"Нынешний император Чингис, а также все его полководцы, министры и сановники являются черными татарами",
"Что касается татарского владетеля Тэмoджина, то он высокого и величественного роста, с обширным лбом и длинной бородой. Личность воинственная и сильная",
"Я, Хун, часто расспрашивал их об их прошлом и узнал, что монголы уже давно истреблены и исчезли",
"Еще татары восхищаются монголами как воинственным народом и поэтому обозначают название династии как “великое монгольское государство”...",
"Я, Хун, лично замечал, как их временно замещающий императора го-ван Мо-хоу каждый раз сам называл себя “мы, татары”...",
"Государство черных татар называется Великой Монголией",
и т.д.
Может Вы сами почитаете письменные источники? Многие из них давно уже есть в переводе на русский, английский, немецкий и французский языки. Удачи!
Ну зачем Вы передергиваете факты?
Для чего это Вам надо.
Все УЧЁНЫЕ признают, что Чингизхан был монголом и только Вы один утверждаете, что Чингизхан был тюрком.
Все УЧЁНЫЕ, на которых Вы ссылаетесь, считают Чингизхана МОНГОЛОМ.
Об этом прямо написано в источниках и энциклопедиях.
Например в Википедии:
"Хэй-да ши-люэ (кит. 黑鞑事略, букв. «Краткие сведения о чёрных татарах», 1237) — компиляция, составленная из записок Пэн Дая, поабзацно дополненных отрывками из Сюй Тина. Результирующий текст является средним между путевыми записками и памятной запиской для властей государства Южная Сун, он является одним из наиболее важных документов по истории МОНГОЛОВ.
...
По своему содержанию текст «Хэй-да ши-люэ» является весьма разнообразным. Авторов интересовали в МОНГОЛИИ многие вопросы: от внешнего вида и одежды МОНГОЛОВ до их хозяйства и политической жизни при дворе МОНГОЛЬСКОГО хана. В записках содержатся сведения об уделах МОНГОЛЬСКОЙ знати и эксплуатации зависимых аратов владельцами этих уделов, а также о хозяйстве МОНГОЛОВ, в частности о коневодстве. Большое место отведено описанию МОНГОЛЬСКОЙ армии
...
На русский язык вначале была переведена лишь половина текста «Хэй-да ши-люэ». Перевод выполнен Н. Ц. Мункуевым и Линь Кюн в 1960 году. и издан в журнале «Проблемы востоковедения» № 5 за 1960 г. Полный перевод памятника вместе с подробным комментарием Ван Го-вэя, содержащим цитаты из многих параллельных мест других китайских источников, сделан Р. П. Храпачевским и издан в третьем томе серии «Золотая Орда в источниках, т.3 Китайские и МОНГОЛЬСКИЕ источники», М.: ЦИВОИ, 2009 г.".
Даже не-специалисту ясно, что "черные татары" "Хэй-да ши-люэ" это этнические монголы.
Араб Ибн Фадлан называл славян "сакалибами".
Китайцы называли монгол "чёрными татарами".
Ну и что?
На все Ваши "детские вопросы" специалисты, УЧЁНЫЕ уже давным-давно дали ответы.
(«Краткие заметки о черных татарах»)
Е.Р. НЕСТЕРОВА
Москва
Монголы, татары, черные татары — кто есть кто
в истории монгольских завоеваний
Введение к переводу «Хэй ла ши люэ» («Краткие заметки о черных татарах»)
В китайских источниках XIII в. МОНГОЛЫ нередко фигурируют под именем татар, которые, в свою очередь, подразделяются на белых, черных и диких.
Нестерова Е. Р. Монголы, татары, черные татары — кто есть кто в истории монгольских завоеваний // «Хэй да ши люэ»: источник по истории монголов XIII в. / Отв. ред. А. Ш. Кадырбаев; Институт научной информации по общественным наукам РАН. — М.: Наука, 2016. — С. 7—19.
"В этом году (617 по мусульманскому летоисчислению) в страны ислама явились Татары, большое тюркское племя, места обитания которого горы Тамгаджския, около Китая; между ними и странами мусульманскими более 6 месяцев пути. Причина их появления была такая: царь их, по прозванию Чингизхан, известный под именем Темучин, покинув свои земли, двинулся в страны Туркестана..." (Ибн аль Асир, Багдадский халифат, начало 13 века)
"Случилось,что в 1187 году татары выбрали себе царя, и звался он по-ихнему Чингисхан... Увидел Чингисхан, что много у него народу, вооружил его луками и иным их оружием и пошел воевать чужие страны" (Марко Поло, Венеция, 13 век)
Все образованные люди знают что великий ЧИНГИЗХАН был МОНГОЛОМ.
Может Вам пора уже БЕЗДОКАЗАТЕЛЬНО ссылаться на древние источники и написать НАУЧНУЮ статью в НАУЧНЫЙ журнал и ДОКАЗАТЬ наконец-то, что монгол Чингизхан был тюрком.
А пока всё ученое сообщество ЗНАЕТ, что монгол Чингизхан был МОНГОЛОМ - это зафиксировано во всех современных НАУЧНЫХ статьях, монографиях и энциклопедиях.
Удачи вам, уважаемый "полиглот".
Я писал (ссылаясь на источники много цитат Вам привёл), что он был чёрным татарином. Тюрком или нет Вы уж там сами разбирайтесь в своих научных журналах. Ли Синь-чуань и другие китайцы писали "Нынешний Тэмoджин [Чингиз-хан] есть чёрный татарин" и "обозначает название своей династии как Великое Монгольское государство".
Вы не могли опровергнуть не одну цитату (13 век), что Чингиз-хан чёрный татарин и царь татар.
Весь мир писал, что Чингиз-хан "царь татар", но Вы пишите дальше в Википедию, что он монгол! )))
Но "изворачиваетесь" Вы, уважаемый "полиглот", как школьник не выучивший урок и не хотящий в этом сознаться.
Взрослее и серьёзнее надо быть - и ответственнее за свои слова.
троль из питера или рязани. книги он не читает и в научных журналах сам не пишет. а Чингисхан наш был, есть и будет! все советские ученые нас татар этим притыкали. теперь мы сами поняли это
Что касается "чёрных татар", то так китайцы называли этнических МОНГОЛ.
МОНГОЛЫ себя "чёрными татарами" никогда не называли.
Например араб Ибн Фадлан в своей Книге называл славян "сакалибами" - от этого славяне не перестали быть славянами.
Как бы Вы не "пыжились" монгол Чингизхан останется этническим МОНГОЛОМ.
А вот почему Вы так нагло врёте это ещё вопрос - мания величия это или за своё враньё Вы получаете деньги?
== "черные" тут значит -- "северные".
Самоназвание нынешних "монгол" было татар. А слово "монгол" это имя династии а не народа.
Попробуйте на машине добраться до Улан-Батора из Казани. А на лошади, с оружием, с провизией, с раненными и больными, без дорог. Зимой чем будете лошадей кормить? А тысячу воинов?
Уже давно мыслящие исследователи пришли к выводу, что масштабные походы могла организовать только индустриальная цивилизация. Она могла быть многонациональной, многоконфессиональной, разнообразной по укладу жизни. Но никак, завоевания континента нельзя приписывать ни монголам, ни кочевникам.
Кроме того, империи формируются по экономическим причинам. Торговля объединяет страны. Людям больше свойственно торговать, чем воевать. Войны - эпизоды, которые входят в историю поскольку являются яркими драматическими событиями.
"Тартария" в 13-18 вв. это современныая- Азия, Центральная Азия, Юго-Восточная Азия и т.д.
ТАТАРЫ ПОКОРИТЕЛИ МИРА .
Шарль Луи Монтескьё Вечных татарах (мәңгеле татар) в «персидских письмах», письмо LXXXI:
"...Из всех народов мира... ни один не превзошел татар славою и величием завоеваний. Этот народ - настоящий повелитель вселенной: все другие как будто созданы, чтобы служить ему. Он в равной мере и основатель и разрушитель империй; во все времена являл он миру свое могущество, во все эпохи был он бичом народов. Татары дважды завоевали Китай и до сих пор еще держат его в повиновении. Они властвуют над обширными пространствами, составляющими империю Великого Могола. Они владыки Персии, они восседают на троне Кира и Гистаспа. Они покорили Московию. Под именем тюрок они произвели огромные завоевания в Европе, Азии и Африке и господствуют над тремя частями света. А если говорить о временах более отдаленных, то именно от татар произошли некоторые из народов, разгромивших Римскую империю. Что представляют собою завоевания Александра по сравнению с завоеваниями Чингисхана? Этому победоносному народу не хватало только историков, которые бы прославили память о его чудесных подвигах. Сколько бессмертных деяний погребено в забвении! Сколько было татарами основано государств, истории которых мы не знаем! Этот воинственный народ, занятый только своей сегодняшней славой, уверенный в вечной своей непобедимости, нимало не позаботился о том, чтобы увековечить память о своих прошлых завоеваниях..."
========================
На переписках золотоордынские ханы после Узбек хана и византийские императоры обращались друг другу "Уважаемый сват, потомок двух великих" (великого Чингиза и великого Цезаря), потому что кто-то из императоров Византии тоже женился на татарской княжне.
Например арабы - в частности секретарь Багдадского посольства 921-922 гг. Ибн Фадлан в своей Книге о добровольном принятии народами Среднего Поволжья Ислама называл славян "сакалибами".
монголов. Если не уточнять каждый раз, что именно имеется в виду в конкретном случае и в определенную эпоху, то в исследованиях могут появиться ошибки. (Р.С.Хакимов)