Санкции разделили авиакомпанию «ЮВТ» надвое

Петра Трубаева в ООО «ЮВТ-Авиа» сменил экс-ревизор из ОАО «Татнефтегеофизика»

Росавиация сообщила о том, что бугульминская авиакомпания АО «ЮВТ-Аэро» получила сертификат эксплуатанта. По мнению экспертов «Реального времени», перевозчик рассчитывает на работу по субсидируемым рейсам, и ему предстоит победить предвзятое отношение со стороны партнеров, связанное с банкротствами двух предыдущих местных перевозчиков — «Ак Барс Аэро» и АК «Татарстан».

Получив сертификат

Накануне стало известно, что бугульминская авиакомпания АО «ЮВТ-Аэро» получила сертификат эксплуатанта. Теперь авиаперевозчик имеет право в течение 2 лет, «в соответствии с требованиями действующего воздушного законодательства», выполнять полеты на внутренних воздушных линиях, специализируясь на пассажирских региональных перевозках в Приволжском федеральном округе.

В сообщении говорится, что АО «ЮВТ-Аэро» — новый республиканский авиаперевозчик, базирующийся в аэропортах Казани и Бугульмы. Ее генеральным директором является известный авиатор и бывший руководитель банкротящегося «Ак Барс Аэро» Петр Трубаев.

Авиакомпания оперирует воздушными судами типа CRJ-200 LR. На запрос «Реального времени» на момент публикации АО «ЮВТ-Аэро» не ответило.

Отметим, сейчас информацию о компании, которая создается под крылом «Татнефти», приходится собирать буквально по крупицам.

Так, одно из первых сообщений появилось в июне, когда «ЮВТ-Авиа» выиграло заказ государственного бюджетного учреждения «Республиканский центр «Черноморец» на перевозки в Крым на 20 млн рублей. Перевозчик должен перевести «граждан по маршрутам Бугульма-Симферополь-Бугульма, Бегишево-Симферополь-Бегишево и Казань-Симферополь-Казань. «ЮВТ-Авиа» оказалось единственным участником тендера и было признано победителем.

Буквально на днях министр транспорта РТ Ленар Сафин пообещал, что авиакомпания «ЮВТ» может начать авиаперевозки уже в августе этого года.

Тогда он говорил, что «ЮВТ» на данный момент получает сертификат эксплуатанта и проходит все процедуры, связанные с необходимым оформлением, получением всех разрешительных документов. «В ближайшее время будут первые облеты бортов, и я думаю, что в ближайшее время, в начале августа авиакомпания встанет на крыло. Рейсы будут и в Москву, и в Крым — в общем, все традиционные направления», — заявил министр.

Согласно сервису «Контур-Фокус», 22 июня этого года сменился генеральный директор другой татарстанской авиакомпании — «ЮВТ-Аэро» — в момент создания ее возглавил Петр Трубаев.

«Геофизик» возглавил авиакомпанию «Татнефти»

Отметим, что одновременно с этим незамеченным прошло еще одно событие. Согласно сервису «Контур-Фокус», 22 июня этого года сменился генеральный директор другой татарстанской авиакомпании — «ЮВТ-Аэро». Она, так же как «ЮВТ-Авиа», дислоцируется в Бугульминском аэропорту (подконтрольном «Татнефти»), и в момент создания ее возглавил Петр Трубаев.

Так, 22 июня в кресле директора «ЮВТ-Аэро» Трубаева сменил некто Ильшат Шайдуллин. Последнего можно найти в числе членов ревизионной комиссии дочернего предприятия «Татнефти» — ОАО «Татнефтегеофизика».

Чтобы в конец не запутать читателя, отметим, что в СМИ активно обсуждалось, что сегодня в Татарстане существует две авиакомпании с похожими названиями — АО «ЮВТ-Аэро» и ООО «ЮВТ-Авиа».

Что общего между ними? До 22 июня обе эти компании возглавлял опытный руководитель Петр Трубаев.

В чем разница? Учредителем АО «ЮВТ-Аэро» является физическое лицо — Олег Пантелеев, бывший сотрудник «Ак Барс Аэро» (уставной капитал авиакомпании — 50 тысяч рублей). В то же время 100%-ным собственником ООО «ЮВТ-Авиа» является ООО «Татнефть-Актив», структура «Татнефти». Последней, как известно, и было поручено властями Татарстана воссоздавать местную пассажирскую авиакомпанию.

То ли санкции, то ли отделяют эксплуатанта от владельца судов

Отметим, что чехарду с юрлицами не комментируют ни «Татнефть», ни татарстанский минтранс, ни сами авиакомпании. В то же время источник «Реального времени» из авиационной отрасли Татарстана пояснил: «Первоначально было образовано ООО «ЮВТ-Авиа». Предполагалось, что по данному пути будет развиваться компания. Но впоследствии, ввиду каких-то обстоятельств, в «Татнефти» пришли к выводу, что ООО — это несколько обременительно (в условиях санкционной войны Запада с Россией особенно — прим. ред.), поскольку бенефициаром авиакомпании является одна из структур «Татнефти». После этого учредители решили уйти от этой идеи и предложили дальнейшую организацию компании вести в виде структуры АО и изменили название с «Авиа» на «Аэро». По сути и в первом, и во втором случае была организация авиакомпании под крылом «Татнефти» с базой в Бугульме. Только из-за того, что нефтяники сочли, что для них это будет неудобно, поскольку они международная компания, они решили изменить название юрлица с ООО в АО».

Источник в минтрансе объясняет чехарду с юрлицами с возможными санкциями за полеты в Крым (напомним, что украинские власти пытались преследовать летавший на полуостров после его присоединения к России «Ак Барс Аэро»).

Генеральный директор AVT.travel Азамат Сабиров в беседе с корреспондентом «Реального времени» подтвердил, что «авиаторы» в свое время делали перерегистрацию, потому что одна компания принадлежала Татнефти, а другая имела совершенно другой состав учредителей. «То ли они от санкций пытаются сбежать, то ли каким-то образом отделяют эксплуатанта от владельца судов. Это какой-то внутренний, корпоративный и чисто технический ход. У нас сейчас такая чехарда с этими авиакомпаниями, что я уже и не знаю, кто из кого образовался», — посетовал эксперт. Если развить мысль Сабирова, то 8 CRJ-200, полученные «ЮВТ-Авиа» после банкротства «Ак Барс Аэро» (по данным некоторых СМИ, они были выкуплены у бермудского лизингодателя), будут сдаваться формально не аффилированной с «Татнефтью» компании, созданной частным лицом. Внешне похожая ситуация была в смежной сфере речных перевозок («Татфлот» одно время передавал свой пассажирский флот на аутсорсинг частной компании КРПА).

«ЮВТ» готовится работать по региональной программе субсидирования

Корреспондент «Реального времени» узнал мнения экспертов о получении сертификата эксплуатанта «ЮВТ-Аэро».

Азат Хаким — директор авиакомпании «Тулпар»:

— Получив данный сертификат эксплуатанта, авиакомпания будет осуществлять рейсы по России. Выполнять международные рейсы авиакомпания не имеет права, пока не получит международное свидетельство. А для этого должно пройти два года, должен быть подготовленный экипаж и самолеты.

Что касается пассажирских региональных перевозок в Приволжском федеральном округе, то здесь имеется в виду работа по региональной программе субсидирования.

Будет ли данная авиакомпания востребованной, вопрос сложный. Так как после банкротства «Ак Барс Аэро» и катастрофы с авиакомпанией «Татарстан» отношение к «ЮВТ-Аэро» будет предвзятое.

Если говорить о запланированном начале полетов в августе, то лучше поздно чем никогда, хотя сезон, как правило, начинается в апреле.

Магомед Закаржаев — советник генерального директора «Казанского авиапредприятия»:

— Время начала полетов с момента получения сертификата эксплуатанта определяется самой авиакомпанией в зависимости от готовности к полетам. Также важную роль играют продажи билетов. Нужно 2 недели, а то и месяц, чтобы продать их и совершить первый рейс. Надеюсь, что скоро начнут летать.

Востребованность новой авиакомпании будет зависеть от того, какие рейсы и куда они будут осуществлять. С уходом авиакомпании «Ак Барс Аэро» ниша пустует.

Что касается осуществления пассажирских региональных перевозок в Приволжском федеральном округе, то таких сертификатов, которые разрешали бы полеты только по ПФО, не существует. Есть только внутренние рейсы и международные. Чтобы получить международный сертификат, необходимо 2 года работы по внутренним рейсам.

Фото: tourout.ru, yuvt-avia.ru, airspot.ru, newsdaynews.ru, gazetadaily.ru

Гузель Шамилова, Анастасия Юрьева

Новости партнеров