В Свияжском музее летают ангелы

В Свияжском музее летают ангелы Фото: Максим Платонов

На острове-граде Свияжске скоро начнет принимать посетителей Музей истории Успенского монастыря, созданный на территории действующей мужской монашеской обители по инициативе митрополита Казанского и Татарстанского Феофана. Подробности — в материале «Реального времени».

В согласии

Желание открыть музей в историческом здании одновременно оказалось и у монастыря, и у музея-заповедника «Остров-град Свияжск», и у фонда «Возрождение», но озвучил его впервые, конечно, глава Татарстанской митрополии владыка Феофан, автор многих церковно-культурных инициатив. Создавать интерьеры музея пригласили давно и успешно сотрудничающую с музейными структурами дизайнерскую мастерскую «Айбят», которой руководит Сергей Насекин.

«Музей, который создан в Никольской церкви Успенского монастыря — это уникальный опыт взаимодействия музея и церковных структур. Есть разные примеры сотрудничества в этой области, разные примеры воплощения церковных музеев. Чем уникален наш музей? Он находится на территории объекта РПЦ и на территории объекта ЮНЕСКО. Музей-заповедник как организация, на которую возложены функции оперативного управления культурным объектом ЮНЕСКО, естественно, плотно взаимодействует с монастырем в этой области. Изначально все отчеты перед ЮНЕСКО готовятся музеем-заповедником. Об этом достигнута соответствующая договоренность. Хотя одновременно и в монастыре создается сейчас структура, которая будет отвечать за сохранность объекта ЮНЕСКО. А так же группа мониторинга буферной зоны этого объекта, которая является не менее важной составляющей, создается в музее-заповеднике», — рассказал «Реальному времени» директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артем Силкин.

В монастыре создается сейчас структура, которая будет отвечать за сохранность объекта ЮНЕСКО. А так же группа мониторинга буферной зоны этого объекта, которая является не менее важной составляющей, создается в музее-заповеднике», — рассказал « Артем Силкин

По его словам, существуют музеи чисто церковные, например, в Вологодской или Ярославской митрополиях, они представляют собой собрание неких артефактов, они больше похожи на комнаты древности, где собрана утварь, археологические находки, предметы быта. Музей истории Свято-Успенского монастыря, созданный научной группой музея-заповедника и представителями Татарстанской митрополии иной. Музей в Никольской церкви выполняет несколько функций. С одной стороны, он позволяет познакомить просветителей с историей Успенской обители, собственно Успенского собора и его уникальных фресок С другой стороны его задача заключается в просвещении в области православия, что особенно важно для посетителей иных конфессий, а туристы едут сейчас на Свияжск со всего света.

«Как только Свияжск стал объектом ЮНЕСКО, количество иностранных посетителей увеличилось в разы, когда приезжает человек из Европы, человек христианской культуры, он более-менее подготовлен, но у нас много туристов, например, из стран Азии, из Японии, для того, чтобы они поняли ценность объекта, на котором находятся. Им нужна информация», — пояснил Артем Силкин.

Подготовка к экскурсии в собор

Итак, задача музея — рассказать об истории обители, подготовить посетителей к посещению Успенского собора. Дело в том, что по требованию ЮНЕСКО Успенский собор будет посещаться ограничено — и по времени, и по количеству туристов или паломников. Уникальные фрески Успенского собора — произведения искусства нежные, им нужен особый влажно-температурный режим. Углекислый газ, выделяемый при дыхании, действует на них губительно. Антропогенное влияние на памятник и фрески ЮНЕСКО необходимо снижать.

По требованию ЮНЕСКО Успенский собор будет посещаться ограничено — и по времени, и по количеству туристов или паломников

Поэтому чтобы все же узнать о фресках и подготовить людей к их восприятию, в музее истории монастыря посетителям сначала покажут десятиминутный фильм об этом виде изобразительного искусства, крупные планы позволят подробно рассмотреть даже мелкие детали росписи, для этого оборудован специальный небольшой зал с экраном. В фильм, кстати, даже включены фрагменты из «Андрея Рублева» Андрея Тарковского. После этого люди, подготовленными, проходят в Успенский собор.

Вторая задача — миссионерская. «Как видно по стендам музея — их значительная часть носит миссионерский характер. На четырех языках — русском, татарском, английском и китайском — на них рассказано об основах православной веры. Здесь можно узнать как устроен православный храм, как устроен иконостас, есть информация об истории церкви, о монашестве, о православии на Руси и, в частности, в Поволжье. Создавая эти миссионерские стенды, мы в первую очередь исходили из того, какие вопросы люди чаще всего задают», — рассказывает наместник Свято-Успенского мужского монастыря игумен Симеон.

Игумен Симеон (Кулагин) по светскому образованию историк, преподавал в вузе, однажды поехал в паломничество в Оптину пустынь, да так и решил там остаться. Принял постриг. Полтора года назад волею Господа попал на Свияжск, впервые стал наместником. Естественно, что музейное дело для него — привычное. «Я не ожидал, что Свияжск это такая жемчужина, хотя слышал о нем», — делится отец Симеон.

Музейное дело для отца Симеона — привычное

Как стать дарителем

Естественно, несколько стендов рассказывают о том, как Успенский монастырь был признан памятником ЮНЕСКО и какие в результате этого накладываются обязательства. Разумеется, в музее не может быть без экспонатов. На витринах можно видеть иконы, богослужебную утварь, книги. Создателям музея хочется, чтобы как можно больше экспонатов было связано со Свияжским Успенским монастырем, но после десятилетий безбожия их обнаружить непросто.

И отец Симеон обращается к коллекционерам, к православным людям, всем, у кого есть что-то относящееся к Успенскому монастырю, пожертвовать артефакты монастырскому музею. То есть каждый из нас может стать дарителем и принять участие в формировании экспозиции музея церковной истории.

«Те, предметы, что у нас есть, приносили люди, часть хранилась в монастыре, часть из музея-заповедника предоставлена нам его директором Артемом Силкиным», — поясняет игумен Симеон. И хотя наиболее ценные иконы Успенского монастыря находятся в храмах, как, например, икона с изображением Святителя Германа, где святой запечатлен на фоне Свияжска, она находится у мощей святого в соборе Всех Скорбящих Радости, в музее много раритетов.

Музей расположен в подклети храма XVI века, до революции в этих помещениях находилась монастырская поварня (кухня)

Например, псалтирь, изданный в XVII веке, на нем видна печать «Библиотека Успенского мужского монастыря». Ее передали в музей прихожане, которые хранили псалтирь в годы безбожия. Или необычной формы — круглая — икона с изображением Святителя Николая. Раритетом сейчас может считаться, и фотография первого богослужения в Успенском соборе после его закрытия. Это было в год тысячелетия крещения Руси, в 1988 году.

Вокруг музея истории монастыря пока идут работы, облагораживается территория, на которой будет разбит небольшой парк, поэтому массового доступа для посетителей в его залы еще нет, но он откроется в ближайшее время. «Ждем с нетерпением, когда сможем массово приглашать сюда туристов и паломников», — говорит отец Симеон. По его мнению, от светских экскурсоводов трудно требовать, чтобы они освоили все тонкости церковной экспозиции, поэтому в музее будет дежурить представитель монастыря, более компетентный в церковной истории.

…Музей расположен в подклети храма XVI века, до революции в этих помещениях находилась монастырская поварня (кухня) и пекли просфоры. Светлые своды музея отнюдь не давящие, а как раз наоборот, когда включается видеопроектор, звучат православные песнопения, и по сводам начинают «летать» изображения ангелов, словно возносишься ввысь.

1/48
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов


Татьяна Мамаева, фото Максима Платонова
ОбществоКультураИстория Татарстан
комментарии 21

комментарии

  • Анонимно 12 июня
    Много еще тайн хранит Новый Ивангород на реке Свияге (Свияжск).
    Например ничего не сказано в статье о первой на территории современной РФ системе школ, которые были основаны первым архиепископом Казанским и Свияжским Гурием и архимандритами Германом и Варсонофием.
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    Вообще-то Новая Россия - т.е. восстановление территориальной целостности Золотой Орды в частности и Монгольской империи в целом - началось с постройки и освящения Нового Ивангорода на реке Свияге (Свияжска) 30 июня 1551 года.

    Свияжск одно время был Столицей объединенных Московского царства и Казанского ханства (царства).

    Поэтому логично праздновать День России 30 июня, а часть столичных функций перенести из Москвы в Новый Иваногород на реке Свияге (Свияжск), как в свое время сделал молодой потомок викингов и татар Иван 1У по совету многоопытного чингизида Шах-Али.

    Именно эти два государственных деятеля стоят у истоков возрождения Золотой Орды-Новой России - для восстановления исторической справедливости им давно пора поставить памятник в современном Свияжске.


    Ответить
    Анонимно 12 июня
    Давно пора опубликовать для широкого круга читателей переписку по поводу организации в Казанском царстве (ханстве) системы школьного образования между Иваном 1У, Гурием, Варсонофием и Германом.
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    Какое отношение это имеет к музею?
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    Как "Какое отношение это имеет к музею"?????????

    Самое прямое.
    Создание первой на территории современной РФ системы школьного образования Иваном 1У, Гурием, Варсонофием и Германом - это история не только Свияжского Успенского монастыря и Казанского царства (ханства), но и история России.

    Именно монахи Свияжского Успенского монастыря создавали систему школ на Нагорной стороне, столицей которой был Свияжск.

    Разве эти исторические факты не должны быть отражены в Музее Свияжского Успенского монастыря?
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    У этого музея несколько иные задачи, то, о чем вы пишите, отражено в музее истории. Свияжска.
    Ответить
  • Анонимно 12 июня
    В свое время (лет 15 назад) дал почитать книгу "Добротолюбие" 18 века с печатью Свияжского Успенского монастыря - надеюсь, что эта книга вернется в свой Дом.
    Ответить
  • Анонимно 12 июня
    Все моностыри были тюрьмами где содержали инородцев и своих инакомыслящих.В том числе и в Раифе.Нет благодати в месте мучения людей.Если только грехи замаливать.
    Ответить
  • Анонимно 12 июня
    В Свияжске рано или поздно будет установлен Мемориал жертвам насильственной христианизации. Десятки тысяч татар, марийцев, чувашей и представителей других коренных народов Поволжья были казнены, подвергались пыткам и насилию, и удерживались в заложниках в свияжских монастырях и тюрьмах. Герман, Гурий и Варсонофий были кровавыми убицами и мучителями.
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    Вы неуч и провокатор.

    В грамотах Ивана 1У в Свияжск и Казань сказано, что насильственное крещение категорически запрещено.
    Только добровольно.

    А вот в 18 веке было и насилие.
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    Знаем, слышали. Вывсёврети, ихтамнет. У вас даже тотальное вранье не меняется. Насилие началось с первых убийств пленных татар митрополитом Макарием.
    Ответить
    Анонимно 13 июня
    Вы опять врете и провоцируете - насилие началось с уничтожения города Булгар и его жителей оккупантом монголом Чингизханом и предателями братьями татарами-тюрками.
    Это во-первых.

    Во-вторых, митрополит Макарий никого не убивал, тем более "пленных татар" - татары были самыми верными союзниками Ивана 1У и чингизида Шах-Али в деле восстановления территориальной целостности Золотой Орды.
    Ответить
    Анонимно 13 июня
    Тяжело объяснять такому неучу как вы. Насилие началось с уничтожения славян варягами, Рюриком лично. Это во-первых. Во-вторых, Макарий, как и Гитлер, лично никого не убивал. В этом вы правы. Про ссылку Шах Али в Белоозеро в 1533 году не слышали? Про репрессии в отношении его татарской гвардии и их семей не знаете? В июне 1535 года татар Шах-Али порядка 80 человек посадили в тюрьмы. Их морили голодом, а тех, кто не умер своей смертью, казнили. Их жен и детей насильно крестили зимой 1536 года. Насильственным крещением руководил Макарий.
    Ответить
    Анонимно 13 июня
    Поменьше гонора и спеси - весь Ваш комментарий смесь хамства и невежества.

    Раз на то пошло, то насилие началось тогда, когда Каин убил Авеля.
    Это раз.

    Да, Шах-Али за предательство был сослан в ссылку, а его окружение подверглось наказанию - но в 1535 году чингизид был прощен и 2 раза занимал ханский престол в Казани.
    Это два.

    Макарий стал митрополитом лишь в 1542 году.
    Это три.

    Насильственное крещение запрещено в христианстве - это знает каждый образованный человек.
    Это четыре.
    Ответить
    Анонимно 13 июня
    Ну значит ваши "миссионеры" были не образованы. :)
    Ответить
    Анонимно 13 июня
    " не образованны" :)
    Ответить
  • Анонимно 12 июня
    Такое ощущение, что свиягу превращают во второй булгар, только если во втором мечеть и музеи, то на свияге церковь и музей
    Ответить
  • Анонимно 12 июня
    Так ветрено там, ужас просто
    Ответить
  • Анонимно 13 июня
    А когда будут установлены памятники Л.Д. Троцкому и жертвам репрессий?
    Ответить
  • Анонимно 13 июня
    Судя по комментариям, расейские историки-любители на лету переобуваются.
    Ответить
  • Анонимно 14 июня
    Именно митрополит Макарий был вдохновителем и организатором насильственного крещения татар и других нерусских народов Поволжья. Сохранились его обращения к Ивану Грозному с призывами к захвату и крещению татар.Не надо сказки сочинять о восстановлении Орды,совместном государстве. Москва третий Рим,особая православная миссия русского народа захватить Стамбул.Вечная мечта,забыли об этом.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии