«Нэфис Косметикс»: четыре кредитных рубля на каждый собственный и банкир-директор

Маркетинговые войны съели чистую прибыль подразделений бытовой химии и по выпуску майонезов и соусов группы «Нэфис»

Чистая прибыль группы «Нэфис» за 2014 год выросла почти на 70% и составила 369 млн рублей. Однако при более детальном анализе всех четырех компаний, входящих в холдинг, ситуация не представляется столь однозначно положительной. Судя по распределению чистой прибыли группы компаний, которую проанализировала газета «Реальное время», «Нэфис» теперь — скорее пищевой, чем химический холдинг.

Как майонез победил чистящие средства

На прошлой неделе предприятия группы компаний «Нэфис» опубликовали итоги своей деятельности за 2014 год. Продажи опорного предприятия группы — производящего бытовую химию «Нэфис Косметикс» — в прошлом году выросли в полтора раза. Чистая прибыль тем не менее снизилась почти в шесть раз, а объем взятых кредитов достиг 10 миллиардов рублей.

В структуре выручки ГК «Нэфис» все 4 компании занимают примерно равную долю — от 19% до 30%. Максимальное значение при этом — у «Нэфис Косметикс», чуть меньше — у Казанского жирового комбината и Казанского маслоэкстракционного завода. Значительно отличается структура по чистой прибыли.

Как можно увидеть из диаграммы, компания, находящаяся на четвертом месте в группе компаний по выручке, — «Нэфис-биопродукт» — является безоговорочным лидером по чистой прибыли. Эта компания приносит более половины всей чистой прибыли ГК. Вторая по объему чистой прибыли компания — Казанский маслоэкстракционный завод (треть чистой прибыли) — занимает лишь третье место по выручке. Наконец, крупнейшие по выручке компании — Казанский жировой комбинат и «Нэфис Косметикс» — приносят лишь по 7% чистой прибыли группы.

Соусы вверх

Рассматривая финансовые результаты каждой из этих компаний в отдельности, можно отметить, что действительно хороший результат — у ОАО «Нэфис-биопродукт». Компания, занимающаяся производством соусов под брендом Mr. Ricco, за год увеличила чистую прибыль в 100 раз — с 2,1 млн руб до 207 млн руб. Оборот компании увеличился не столь значительно — на 70%, в то время как валовая прибыль увеличилась в 6 раз. Стоит при этом отметить, что у компании в два с лишним раза увеличились краткосрочные обязательства.

Также значительный рост чистой прибыли зафиксирован у Казанского маслоэкстракционного завода (занимается производством рапсового и подсолнечного масел, а также их побочного продукта — шрота). Завод увеличил выручку на четверть до 9 млрд руб., чистую прибыль — почти в 3 раза до 109 млн руб. При этом у компании незначительно увеличились долгосрочные обязательства (на 8%), и на треть снизились краткосрочные.

Хуже ситуация у Казанского жирового комбината — другого актива «Нэфиса», также занимающегося производством соусов, кетчупа, горчицы и майонеза. КЖК на четверть увеличил выручку (до 9,3 млрд руб.), однако за счет роста коммерческих расходов в 14 раз чистая прибыль комбината снизилась на четверть, составив 25,5 млн руб.

Падение косметики

В минувший понедельник стало известно, что крупнейший татарстанский производитель бытовой химии — «Нэфис Косметикс» — сменил генерального директора. Возглавлявший компанию 12 лет Дмитрий Хайбуллин стал председателем совета директоров другого предприятия группы компаний — «Нэфис-биопродукт». На его место пришел бывший топ-менеджер «Номос-банка» Роман Пивков. С чем именно связана смена руководства и почему акционеры доверили оперативное управление не производственнику, а финансисту, неясно.

Несколькими днями ранее «Нэфис Косметикс» опубликовал годовую бухгалтерскую отчетность, согласно которой производитель за прошедший год снизил чистую прибыль в 5,5 раз. В 2013 году компания заработала 143 млн руб., показатель же прошлого года снизился до 27 млн руб. Связано это в основном с увеличением статьи «прочие расходы». Падение чистой прибыли произошло и в 2013 году, относительно финансового результата 2012 года, однако тогда падение было меньше чем в два раза.

Примечательно, что за исключением чистой прибыли большинство ключевых показателей финансовой деятельности компании выглядят положительно. Так, выручка выросла на 9% и составила 108 млрд руб. Увеличился и показатель валовой прибыли (на 13%). Одновременно с этим компании удалось почти на одну пятую снизить коммерческие расходы, что в совокупности привело к увеличению прибыли от продаж более чем в два раза.

В долгах как в шелках

Однако у «Нэфис Косметикс» на треть вырос объем процентов к уплате (проценты по всем заемным обязательствам), на 70% — прочие расходы (с 1,1 млрд до 2 млрд руб.). В результате увеличения этих расходов прибыль до налогообложения упала на 56%.

Стоит отметить, что годом ранее, в 2013-м, компания показала снижение практически всех ключевых финансовых показателей. В частности, тогда «Нэфис Косметикс» снизил почти на одну пятую объем выручки. Одновременно с увеличением коммерческих расходов это привело к снижению прибыли от продаж на треть. При этом графа прочих доходов снизилась почти в 10 раз (с 2,625 млрд руб. до 275 млн руб.). В результате прибыль до налогообложения снизилась на треть.

Таким образом, из опубликованной финансовой отчетности «Нэфис Косметикс» можно сделать вывод, что в целом в 2014 году у компании дела шли лучше, чем в 2013-м.

Однако нельзя не отметить тот факт, что у предприятия из года в год растут долговые обязательства. Если в 2013 году они выросли по сравнению с предыдущим годом на 4% и составили 6,9 млрд руб., то рост в 2014 году составил уже 41%. Общий объем обязательств перевалил за 10 млрд.


Из них две трети — 6,2 млрд руб. — долгосрочные обязательства, размер которых увеличился за год на 57%. Рост краткосрочных обязательств составил 22%. Учитывая, что собственный капитал «Нэфис Косметикс» в 2014 году равнялся 2,78 млрд руб., можно сделать вывод, что отношение заемного капитала к собственному равняется 3,67. То есть на каждый собственный рубль приходится почти 4 кредитных рубля. Рост этого показателя за год также составил 40%.

Роман Пивков: «Несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию в стране, предприятия группы показывают хорошие, динамичные результаты по итогам года. Мы открываем новые предприятия, выводим на рынок новые линейки продукции и постоянно модернизируем производство»




«Все прекрасно»

Тем не менее новый генеральный директор ОАО «Нэфис Косметикс» Роман Пивков положительно оценивает результаты деятельности компании: «Несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию в стране, предприятия группы показывают хорошие, динамичные результаты по итогам года. Мы открываем новые предприятия, выводим на рынок новые линейки продукции и постоянно модернизируем производство». Снижение чистой прибыли на ряде предприятий Пивков связывает с увеличением рекламных расходов — продвижение продукции в торговых сетях, продвижение новых видов товаров, проведение различных маркетинговых акций. «Это позволит в дальнейшем наращивать объемы реализуемой продукции. В целом по группе зафиксирован рост, чистая прибыль увеличилась на 68%, составив 369 миллионов рублей», — отмечает Пивков.

Отметим, что по итогам 2013 года ГК «Нэфис» заняла 45-е место в списке крупнейших рекламодателей России. Тогда общий рекламный бюджет группы составители рейтинга оценили в 1,2 млрд рублей.

Солидарен с мнением главы «Нэфис Косметикс» и аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Тимур Нигматуллин. По его словам, отчетность «Нэфис Косметикс» выглядит неплохо: «Я бы не заострял внимание на падении чистой прибыли. Это очень волатильный и потому не совсем репрезентативный показатель. Негативная динамика обусловлена ростом процентных и прочих расходов (в последнем случае более 0,61 млрд руб. убытка пришлось только на курсовые и суммовые разницы). В целом отрасль бытовой химии испытывает на себе существенное давление со стороны негативной экономической конъюнктуры и сокращения платежеспособного спроса. Компании сектора вынуждены для продвижения своей продукции нести дополнительные расходы на премии, бонусы, скидки. Это снижает рентабельность. Впрочем, за счет постепенного ухода с рынка импортной продукции негативная тенденция компенсируется ростом доли рынка».

Фото: foto.cheb.ru, kazanmez.ru, bankir.ru, chief-time.ru

Максим Матвеев

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Аналитика

Новости партнеров