ДМС выросло за счет мигрантов и инфляции

За 9 месяцев рост в сегменте составил символические 8%

«Реальное время» продолжает анализировать итоги работы страховых компаний Татарстана за 3 квартала. Девять месяцев 2015 года охарактеризовались не слишком значительным, но стабильным ростом показателей в сегменте ДМС. Однако 2 лидера рынка — «Чулпан» и «Спасение» — сыграли не в общую копилку, продемонстрировав падение. Несмотря на то, что в совокупности им по-прежнему принадлежит половина рынка, их доля заметно снизилась по сравнению с прошлым годом.

Номинальный рост

По итогам 9 месяцев объем рынка добровольного медицинского страхования вырос. Правда, рост составил символические 8%. Согласно данным отчетности страховых компаний, опубликованным на портале «Страхование сегодня», в этом году за три квартала компании получили в этом сегменте 1,92 млрд рублей, тогда как в прошлом году — 1,91 млрд рублей. Рост составил 147 млн рублей.

— 8% — это, скорее, номинальный прирост сборов в этом сегменте, — делится своим мнением Ильдар Камалетдинов, директор Казанского филиала АО «СОГАЗ». — В Татарстане договоры по страхованию ДМС в основном заключают крупные компании. Они традиционно сохраняют и увеличивают объемы социальных пакетов своих работников, — комментирует он.

По мнению Иниля Габдулхакова, директора филиала в Республике Татарстан страховой компании «Согласие», рынок ДМС вырос за счет инфляции, а также продвижения программ, включающих страхование от критических заболеваний. «Замедление роста взносов вызвано сокращением предприятиями расходов на ДМС в связи с кризисом. Основное количество сборов, практически 95% составляют сборы по договорам через коллективное страхование работников предприятий», — говорит он.

Однако многие из опрошенных экспертов считают, что кризис, с одной стороны, не дает развиваться рынку за счет новых клиентов, но одновременно, наоборот, сдерживает обвал. «По российскому законодательству с точки зрения налогообложения ДМС почти не облагается налогом, — рассказал представитель одной из страховых компаний, пожелавший остаться неизвестным. — Поэтому работодателю это выгоднее, чем эти же деньги вкладывать в зарплату. На один рубль зарплаты приходится, грубо говоря, 35-40 копеек различных налогов. В сложное экономическое время для того, чтобы удержать сотрудников и организовать социальный пакет, работодателю гораздо выгоднее использовать ДМС, чем напрямую увеличивать зарплаты. Работодатель может выделять деньги на ДМС в рамках 6% от фонда оплаты труда».

Лидеры рынка провалили 9 месяцев

Первое место по объему поступлений в сегменте добровольного медицинского страхования за первые девять месяцев 2015 года, как и в прошлом году, заняла страховая компания «Чулпан». Объем поступлений составил 710,6 млн рублей. На «Чулпан» приходится более трети всех поступлений по ДМС в регионе. На втором месте — страховая компания «Спасение». Объем поступлений составил 378,9 млн рублей.

Интересно, что несмотря на общий рост объема поступлений для большинства компаний, оба лидера фактически провалили работу и продемонстрировали снижение. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатели СК «Чулпан» ниже на 4%, а СК «Спасение» — на 7%. В итоге их доля на рынке сократилась с 59% до 53%. Таким образом, в отличие от сегмента автострахования, где происходит концентрация рынка, в сегменте ДМС, наоборот, наблюдается размытие доли лидеров.

Отметим, однако, что снижение объема поступлений компании «Чулпан» (28 млн рублей) пересекается с увеличением этого показателя у компании «Чулпан-Мед». Последняя увеличила показатель на 28 млн рублей.

Один из экспертов, опрошенных «Реальным временем», связывает падение с деятельностью основных клиентов компаний: «Чулпан» работает в основном на «Татнефть», не только по ДМС. Я думаю, что 99% сегмента ДМС для компании «Чулпан» — это ДМС для «Татнефти». Насколько я знаю, у «Татнефти» были сокращены некоторые проекты, и, вероятно, уменьшилось количество сотрудников. Что касается «Спасения» — основными акционерами компании также являются промышленные предприятия республики. Видимо, некоторые предприятия также решили сократить проекты по ДМС. Также возможно, что какие-то вещи «Спасение» делает не через ДМС, а через обязательное медицинское страхование», — предполагает он.

Отстающие растут на мигрантах?

Другие восемь компаний из топ-10, наоборот, выросли и обеспечили рост рынку в целом. Например, третье место занимает компания «СОГАЗ». Объем поступлений — 285 млн рублей. Это на 40 млн рублей (16%) больше, чем годом ранее. Тогда объем поступлений составил 245 млн рублей. На четвертом месте — «НАСКО Татарстан». За девять месяцев компания получила почти 200 млн рублей поступлений по статье ДМС. Результат компании увеличился за год на 23 млн рублей или 13%. Замыкает пятерку лидеров-страховщиков в сфере ДМС компания «Ак Барс-Мед». За девять месяцев 2015 года она получила 136 млн рублей, повысив прошлогодний результат более чем на треть. В прошлом году «Ак Барс — Мед» получила 100 млн рублей, в этом году — на 36 млн рублей больше.

Однако этот показатель роста все же не самый высокий. Так, находящаяся на 13-м месте компания «Проминстрах» получила 10,2 млн рублей. По сравнению с прошлогодними 1,55 млн рублей рост оказался более чем шестикратным. Также большой рост у «ВТБ Страхования»: с 800 тысяч рублей в прошлом году до 4,6 млн рублей в этом году. Рост — четырехкратный. Как пояснил директор компании «ВТБ Страхование» в Казани Марат Сафин, есть два основных сегмента ДМС — обязательное страхование мигрантов и ДМС для юридических лиц. «Насколько я знаю, «Проминстрах» очень активно занимается страхованием мигрантов. Вообще, во многом прирост по ДМС обеспечен за счет страхования мигрантов для многих компаний», — сказал он.

Поступления страховых компаний по ДМС

Компания 9 месяцев 2015 года, тыс руб. 9 месяцев 2014 года, тыс руб.
ЧУЛПАН 710 673 737 926
СПАСЕНИЕ 378 932 405 772
СОГАЗ 285 236 245 259
НАСКО ТАТАРСТАН 199 288 176 003
АК БАРС-МЕД 135 876 99 732
АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ 102 764 78 183
АСКО 57 409 44 484
ЧУЛПАН-МЕД 41 511 13 295
НЕЗАВИСИМАЯ СТРАХОВАЯ ГРУППА 37 256 36 944
РОСГОССТРАХ 24 411 7 209
СМП-СТРАХОВАНИЕ 18 277 14 446
ИНГОССТРАХ 11 719 13 567
ПРОМИНСТРАХ 10 201 1 555
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ СТРАХОВОЙ ФОНД 9 285 3 027
ВСК 7 511 8 603
ИТИЛЬ АРМЕЕЦ 5 178 5181
ВТБ СТРАХОВАНИЕ 4 603 800
СТРАХОВАЯ ГРУППА МСК 3 447 4 014
МАКС 2 951 728
БИН СТРАХОВАНИЕ 2 812 2 880
ЗЕТТА СТРАХОВАНИЕ (БЫВШ. ЦЮРИХ) 2 765 1 865
СОГЛАСИЕ 2 588 1 485
СЕЛЕКТА 2 551 0
ОБЪЕДИНЕННАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ 2 033 4 238
РУССКИЙ СТРАХОВОЙ ЦЕНТР 2 000 7 406
БСК РЕЗОНАНС 1 665 2 564
РЕСО-ГАРАНТИЯ 1 477 1 014
ГРАНТА 1 414 1 658
УРАЛСИБ 672 37
АК БАРС СТРАХОВАНИЕ 630 0
АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ-ЖИЗНЬ 621 0
РЕНЕССАНС ЖИЗНЬ 323 35
ЖАСО 200 1
МЕТЛАЙФ 168 206
ТРАНСНЕФТЬ 121 259
ИНВЕСТИЦИИ И ФИНАНСЫ 48 49
МЕГАРУСС-Д 24 303
ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ 17 0
АЛЬЯНС 10 168
ГАЙДЕ 7 0
ЭНЕРГОГАРАНТ 2 3
ПРАКТИКА 0 132
БРИТАНСКИЙ СТРАХОВОЙ ДОМ 0 1




Максим Матвеев

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Аналитика Страховая компания Чулпан

Новости партнеров