Курбан Бердыев: «Со временем понял, что в чем-то был неправ»

Первое интервью после возвращения в «Рубин»

Курбан Бердыев: «Со временем понял, что в чем-то был неправ»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Последнее развернутое интервью Курбана Бердыева «текстовому» СМИ датируется началом 2012 года. Вернувшись в «Рубин», автор «золотых страниц» казанского футбола дал эксклюзивное интервью «Реальному времени», в котором откровенно изложил обстоятельства своего увольнения и возвращения в «Рубин», попутно развеяв ряд мифов. Кроме того, главный тренер «рубиновых» рассказал о подготовке команды к новому сезону, переговорах с руководством «Спартака» и сборной России и изменениях в своем понимании футбола.

У меня с Рустамом Нургалиевичем сохранились хорошие отношения

Знающие люди говорят, что вы человек гораздо более эмоциональный, чем кажется. Какие чувства у вас вызывает возвращение в «Рубин»?

— Самые положительные. Но прежде всего я хотел бы, чтобы болельщики «Ростова» с пониманием отнеслись к нашему переходу. Они нас приняли очень тепло, с первого тура, мы сразу это почувствовали. И эти взаимоотношения с болельщиками «Ростова» остались в сердце и у меня, и у каждого из тренеров. Поэтому, с одной стороны, приятно вернуться домой в Казань. С другой стороны, присутствовала печаль, поскольку мы уходили из клуба, который нас поддержал. Ну а так, эмоции только положительные — дом есть дом.

— Как думаете, дончане не развалятся после вашего ухода?

— Не думаю. Болельщики останутся с командой. Это показали и предыдущие годы, когда «Ростов» был в гораздо более тяжелой ситуации, чем сейчас. Сейчас обстановка в клубе гораздо лучше, чем была до нашего прихода. Все должно быть нормально.

— Вернемся к вашему переходу в «Рубин». Чья это была инициатива и как развивались переговоры?

— Было несколько предложений, которые я рассматривал. Подробности раскрывать не буду, но когда возник вариант с «Рубином», другие уже не рассматривал.

— То есть вы в любом случае покинули бы «Ростов»?

— Не факт, там много зависело от спонсоров.

Что касается той ситуации, то на месте президента республики или президента клуба я тоже уволил бы тренера, который не выполняет поставленной задачи

— По нашим данным, еще в сентябре прошлого года на попечительском совете «Рубина» вас называли следующим тренером команды, «если Грасия не справится». С вами уже тогда контактировали?

— Я не знаю, о чем говорили в сентябре в руководстве «Рубина». Возможно, обсуждалось это и давно. Но со мной связались внезапно и относительно недавно. Отмечу, что и переговоры прошли очень быстро.

— Перед возвращением в «Рубин» вы общались с Рустамом Миннихановым?

— У меня с Рустамом Нургалиевичем сохранились хорошие отношения и после отставки. Более того, он несколько раз помогал мне в решении личных проблем. Что касается той ситуации, то на месте президента республики или президента клуба я тоже уволил бы тренера, который не выполняет поставленную задачу.

— На прошедших сборах вы наигрывали ту же расстановку, что и с «Ростовом». Это связанно с отработанностью самой схемы или с имеющимся набором футболистов в «Рубине»?

— Схема действительно отработана, но поймите, она постоянно видоизменяется. В детали я бы вдаваться не хотел, это вряд ли будет интересно болельщикам. Но в этом вопросе очень много нюансов. Например, если говорят, что команда играет в четыре защитника, то это не всегда корректно. Поскольку по ходу игры фланговые хавбеки могут опускаться ниже, и получается уже шесть защитников. Все зависит от задач тренера, который инициирует эти перестроения. Поэтому говорить, что та или иная система окончательная, я бы не стал. Повторю, все зависит от деталей. В любой тактике много взаимозаменяемых перемещений, при которых сложно говорить о схеме игры как о чем-то постоянном и незыблемом. То есть мяч находится в одном месте — и защитников три, мяч в другом месте — четыре. Также и с форвардами — их тоже может быть не только два, а и три, а иногда и четыре. Но, честно, не хотелось бы сейчас влезать в эти тактические дебри. Они существенны только для профессионалов.

«Азмун будет с нами»

Как вы оцениваете состав «Рубина», доставшийся вам от прошлого руководства и тренерского штаба клуба? Не кажется ли он вам несбалансированным?

— Во-первых, когда мы обговаривали мою работу в Казани, переход Граната и Кудряшова был уже решенным делом. Я знал, что эти игроки будут. А что касается состава в целом, то нет, разбалансированным его не считаю. Да, есть определенные проблемы, которые надо решать, но они бывают во всех командах. Ничего страшного, мы их поэтапно решаем.

— Я правильно понимаю, что массовой закупки игроков в это трансферное окно в «Рубине» не будет?

— Думаю, те, кто есть, и начнут сезон. Другой вопрос, если руководство клуба согласится, то мы можем взять некоторых игроков в аренду. Но не думаю, что это будут покупки.

Наша основная задача на этом этапе — доставлять радость болельщикам. Также могу пообещать, что равнодушных в команде не будет

— Поясните окончательно по Азмуну и Навасу. Они будут в «Рубине»?

— Наваса, скорее всего, не будет. Он покинул сборы из-за состояния здоровья отца и вообще может завершить карьеру. А что касается Азмуна, то, думаю, в ближайшие дни мы подпишем контракт, и он будет с нами.

— В это межсезонье здорово усиливаются «Зенит», «Спартак», «Локомотив». На что, на ваш взгляд, может претендовать «Рубин» в предстоящем сезоне?

— В первую очередь мы бы хотели, чтобы болельщики нас поддержали. Период сейчас непростой. Мы до сих пор не знаем точно, кто именно и сколько футболистов еще покинут команду. Также неизвестно, будет это сразу или поэтапно. Трансферное окно закрывается только через полтора месяца, а за это время может произойти все что угодно. Наша основная задача на этом этапе — доставлять радость болельщикам. Также могу пообещать, что равнодушных в команде не будет.

«Полоз и Ерохин хотели перейти в «Рубин»

— Говорят, Полоз и Ерохин перед переходом в «Зенит» советовались с вами. Был ли вариант подписания их в «Рубин»? Если да, то почему не удалось?

— Ребята хотели перейти именно в казанский клуб. Но финансовые возможности «Рубина» не позволили нам конкурировать с «Зенитом». Это связано в том числе с соблюдением правил FairPlay.

— В Казани переживают о замедлившемся росте Эльмира Набиуллина. Об этом говорят не только болельщики и СМИ, но и его одноклубники. Может ли татарстанский воспитанник прибавить?

— Работая в «Ростове», я целенаправленно за Набиуллиным не следил, не считая подготовки непосредственно к матчам с «Рубином». Поэтому не могу сказать, насколько он сдал или прибавил. Но два прошедших сбора он провел достаточно активно, и я не сказал бы, что он как-то особенно выпадает. А что касается прогресса, то нестабильность естественна для молодого игрока, который быстро вышел на достаточно высокий уровень. Природу не обманешь. Ему сейчас нужна только поддержка, и все будет хорошо.

— После вашего ухода из «Рубина» команда «на старых дрожжах» заняла 5-е место, а в последующие годы она играла все хуже. Почему?

— Трудно сказать. Я не имел возможности пристально следить за «Рубином». Меня и в России-то практически не было, ездил на стажировки в топ-клубы Европы — перенимать опыт.

— Как изменилось ваше понимание футбола за три с половиной года вне «Рубина»?

Скажем так, в стратегическом плане многое пересмотрел. Многое дали встречи с Марчелло Липпи, Карло Анчелотти и Маурицио Сарри. Они сильно видоизменили мое мировоззрение в плане вертикальности и синхронности взаимодействий на футбольном поле. Вообще, считаю Сарри одним из лучших тренеров в мире на сегодняшний день. А игра его клуба («Наполи», — прим. ред.) мне ближе всего в современном футболе. Его футбольную философию я видел еще с тех времен, когда он возглавлял «Эмполи», довелось лично наблюдать за тренировочным процессом. Парадокс Маурицио в том, что он не играл в футбол, но при этом он один из немногих, кто заглянул в его будущее.

В стратегическом плане многое пересмотрел. Многое дали встречи с Марчелло Липпи, Карло Анчелотти и Маурицио Сарри. Они сильно видоизменили мое мировоззрение в плане вертикальности и синхронности взаимодействий на футбольном поле

«Мое увольнение было связано только с результатами»

— Сергей Рыжиков в интервью нашему изданию сказал, что «Аллах мстит «Рубину» за такое расставание» с вами. Увольнение и вправду было столь болезненным?

— Не знаю, что именно имел в виду Сергей. Но к увольнению любой тренер должен быть готов. Это профессиональная часть нашей работы. Я к этому совершенно спокойно отношусь.

— Просто молчание порождает слухи и, как следствие, домыслы. Можете откровенно сказать, что увольнение было связано только с результатами команды, или были и «подводные камни»?

— Только с результатом. Если его нет, то это естественный процесс.

— Вам до сих пор приписывают участие в трансферах «Рубина» времен Сорокина и Громова. Можете здесь внести ясность?

— Я тогда попросил руководство полностью оградить меня от трансферных вопросов и не участвовал в этом. И сейчас, слава Всевышнему, тоже.

— Считается, что у вас были серьезные конфликты с Громовым. В чем они заключались?

— Не сказал бы, что были какие-то серьезные конфликты. Скорее недопонимание по некоторым вопросам. Но сейчас у нас с Андреем хорошие отношения. Более того, я сам уже немного другой. Повторю, я много ездил, много посмотрел. Допускаю, что в ряде моментов, на которых настаивал ранее, был неправ, а они правы. Пришел к такому выводу по прошествии времени. Причем это касается моих взаимоотношений не только с Громовым, но и с другими.

— После двух чемпионств и бронзы вы решили поменять стиль игры «Рубина». Зачем, если все и так работало?

— На самом деле, никто ничего не собирался менять. Просто неверная интерпретация моих слов одним журналистом перевернула все с ног на голову. Породила столько домыслов, что до сих пор приходится оправдываться. Поэтому и считаю, что лучше молчать, чем раздавать интервью. Я тогда просто сказал, что хотел бы научиться некоторым — подчеркиваю, некоторым — элементам игры «Барселоны». Не более того. А там подали это так, будто я сказал, что мы хотим играть, как «Барселона». Мы действительно хотели прибавить в контроле мяча, поскольку эта модель позволяет и обороняться, и атаковать эффективно. В «Ростове» это удалось. Ни для кого не секрет, что в прошлом сезоне многие команды приезжали в Ростов, чтобы обороняться вдесятером на своей половине поля. Они опасались наших контратак, но и позиционные атаки «Ростову» удавались.

«Рубин» и «Ростов» мне очень дороги. Если в Казани мы много лет шли к успеху, то в «Ростове» ребята быстро все уловили — во что мы играем и что мы хотим

— Раз уж вы сами упомянули «Барселону», есть у нас вопрос об этой команд-эпохе времен Гвардиолы. Тренеру не удалось воспроизвести ту игру ни в «Баварии», ни в «Манчестер Сити». Такое ощущение, что тактика Пепа без Иньесты и Хави просто не работает?

— Это вы правильно заметили. Есть игроки, которые просто пропитаны игрой «Барселоны». Понимаете, дело в мельчайших деталях, которые определяют командное взаимодействие. А такие игроки, как Иньеста и Хави, выросли на этом футболе и чувствуют его. Таких игроков в распоряжении Гвардиолы не оказалось ни в «Баварии», ни в «Манчестер Сити». Поэтому мы может заметить, что Гвардиола уже и сам перестраивается, порой играя на результат. Что касается нынешней «Барселоны», то она тоже изменилась и представляет собой сочетание принципов перехода из обороны в атаку, в зависимости от соперника. Пускай принципы их футбола остаются теми же, но исполнители уже другие.

«Рубин» и «Ростов» — обе команды мне очень дороги»

— «Ростов» или чемпионский «Рубин» — какая команда ближе к вашему тренерскому идеалу?

— Начнем с того, что команда 2008 года сильно отличалась от команды 2009-го, в которой был Домингес. Почти все строилось вокруг этого игрока, и благодаря ему мы многого добились — стали чемпионами второй раз. Что касается «Ростова», то это уже совершенно другая команда — и по стилю, и по исполнению. «Рубин» и «Ростов» мне очень дороги. Если в Казани мы много лет шли к успеху, то в «Ростове» ребята быстро все уловили — во что мы играем и что мы хотим. В этом очень помогли Навас, Нобоа, Азмун — те игроки, которые были уже пропитаны работой в «Рубине». В итоге они, вкупе с футболистами, которые были в «Ростове», составили удачный симбиоз, который и привел нас к результату в такие короткие сроки.

— После серебра «Ростова» 12 команд из 16 по ходу прошлого сезона постоянно или в какой-то период использовали вашу расстановку. Чувствуете себя законодателем мод?

— В 2003 году мы тоже играли в три защитника. Тогда в команду пришел Иржи Новотны, и я сразу понял, что в четыре защитника с ним играть нельзя. На флангах тогда играли Калисто и Бояринцев. А так, хочу сказать, что никаким законодателем мод себя не считаю. Вся информация в открытом доступе, и любой клуб может перейти на подобную расстановку. Это ни о чем не говорит.

— Матчи Кубка конфедераций вы наверняка смотрели. За счет чего немцам удается побеждать на столь статусных турнирах практически любым составом?

— Не буду оригинален — благодаря хорошо развитой футбольной школе этой страны. Я знаю немецкий футбол, где подросла гигантская плеяда талантливых молодых игроков. За этим стоит разветвленная система подготовки детей.

— Как оцениваете выступление сборной России на Кубке конфедераций? Какие перспективы у нашей команды на домашнем ЧМ?

— Я считаю, есть прогресс. Видно было, что команда сплотилась и уже неравнодушна. А это серьезный шаг вперед. Другое дело, что нужно время и нужно терпеть. Пока неясно, кто еще до чемпионата мира вольется в состав, или же сыграем теми же футболистами. Это решать главному тренеру, но, я думаю, перспективы неплохие.

Переговоры были, и они носили серьезный характер. Скажу прямо, со стороны «Спартака» все было на высоком уровне, переход не состоялся по моей вине

«Переход в «Спартак» сорвался по моей вине»

— Насколько правдив был слух о вашем назначении главным тренером сборной России?

— Встреча с Виталием Мутко действительно состоялась. Был диалог, в котором я донес свое видение развития сборной. Но руководство РФС в итоге приняло решение назначить Черчесова.

— Бытует мнение, что вы больше клубный тренер. Желание поработать в сборной у вас есть?

— А вы знаете специалиста, которому это было бы неинтересно?

— Прошлый сезон ознаменовался чемпионством «Спартака», 14 лет не бравшего титулов. За счет чего удался красно-белым этот прорыв?

— Во-первых, это сбалансированный состав. Во-вторых, «Спартак» никогда не играл с таким «остервенением». Многие матчи они буквально вырывали в концовках, что ранее не было свойственно команде. Здесь надо отдать должное Массимо Каррере, который сумел это привить. А тактикой в современном футболе никого уже не удивишь, решают только детали. В случае «Спартака» решающую роль сыграл идеальный симбиоз руководства «Спартака» и тренера. Каррера почувствовал поддержку, а это очень важно для любого специалиста.

— Ваш несостоявшийся переход в «Спартак» вызвал массу пересудов. Можете «закрыть» и эту тему?

— Переговоры были, и они носили серьезный характер. Скажу прямо, со стороны «Спартака» все было на высоком уровне, переход не состоялся по моей вине. Были определенные детали, в подробности которых вдаваться не буду.

Артур Халилуллов, фото Максима Платонова
Спорт

Новости партнеров