Банк России повысил ключевую ставку до 7,5%

Шестое повышение подряд

Банк России повысил ключевую ставку шестой раз подряд — до 7,5%. Об этом сообщает пресс-служба регулятора. Ставка была повышена на 0,75 п.п.

— Инфляция складывается значительно выше прогноза Банка России и по итогам 2021 года ожидается в интервале 7,4—7,9%. Вклад в инфляцию со стороны устойчивых факторов остается существенным в связи с более быстрым расширением спроса по сравнению с возможностями наращивания выпуска. В этих условиях и с учетом вновь повысившихся инфляционных ожиданий баланс рисков для инфляции значимо смещен в сторону проинфляционных, — говорится в сообщении Центробанка.

В регуляторе считают, что это может привести к более продолжительному отклонению инфляции вверх от цели. Банк отметил, что проводимая им денежно-кредитная политика направлена на ограничение этого риска и возвращение инфляции к 4%.

Повышение ключевой ставки — повышение издержек

«Реальное время» расспросило экспертов, что значит повышение ключевой ставки для экономики.

— Повышение ставки для российской экономики — это значит повышение издержек. Возможно существенное повышение ставок по кредитам. Соответственно, привлеченное финансирование будет более дорогим, а дополнительные затраты лягут на себестоимость товара, — рассказал российский экономист и публицист Никита Кричевский.

Кроме того, эксперт отметил, что невозможно дальнейшее повышение ключевой ставки, так как предпосылок для дальнейшей инфляции нет.

— По итогам сентября зафиксировано снижение инфляции в промышленности. Предпосылок, чтобы цены продолжали свой рост, нет, — сказал он.

Следующее повышение ключевой ставки возможно?

— ЦБ следит за экономической ситуацией. Российская экономика во многом потребительская. У нас нет кредитного поля для развития экономики, как в развитых странах. Наша система зависит меньше от ставки, чем, скажем, в Америке. Российская экономика устроена таким образом — мы добываем ресурс, экспортируем его. Доход от экспорта транслируется в импорт. Он используется потребителями внутри страны. Ключевая ставка не так сильно влияет на процессы в производственной экономике. У нас уровень закредитованности предприятий низкий. В этом смысле управление ставкой в России менее эффективно, чем в крупных (экономически, — прим. ред.) странах. Изменение ставки является отражением того факта, что в России набирает темп инфляция. В развитых странах пики постковидной инфляции прошли — они вышли на плато или двигаются вниз. В России инфляция разогналась и продолжает двигаться, потому что те деньги, которые выплеснулись в экономику, не пошли на инвестиционный рынок, а они пошли в потребление. Потребление в России в основном импортное, что толкает цены товаров вверх. Также во время ковида упала эффективность производства в России — это тоже заставляет цены двигаться вверх. Чтобы задавить рост цен ЦБ может поднять ключевую ставку. Мы сейчас боремся с инфляцией за счет экономического роста. Поскольку в РФ экономический рост зависит от цен на углеводороды — повышение ставки более-менее оправданное действие, — рассказал «Реальному времени» российский финансист, специалист по инвестициям Андрей Мовчан.

Кроме того, эксперт утверждает, что следующее повышение ключевой ставки возможно.

— Возможно следующее повышение. ЦБ не правительство — он не может заниматься регулированием цен. Он может только повышать ставку. ЦБ будет так реагировать — будет повышать ставку, возможно, увеличивать норму резервирования, уменьшать список ценных бумаг, которые банки могут отдавать в залог. Ему необходимо будет заставить банки сокращать баланс. Увеличение ставки зависит от различных индикаторов. Если ВВП будет нормально восстанавливаться после пандемии, а инфляция будет расти, то вслед за ней может увеличиться ключевая ставка, — рассказал он.

В риторике ЦБ можно встретить мнение, что повышение ключевой ставки не сказывается на инвестиционной активности

Эксперт Центра экономических исследований ИГСО* Даниил Григорьев рассказал, что у ЦБ есть определенная методология, определенные цели управления.

— Считается, что на перовом месте должны быть цели макроэкономической стабильности. Эта идеология популярна с 2014 года, но так или иначе практиковалась и до этого. Идея макроэкономической стабильности состоит в том, что у нас должны выполнятся три момента. Должен быть небольшой госдолг, небольшой дефицит бюджета и должна быть стабильная небольшая инфляция. Предполагается, что все эти компоненты, будучи совмещены вместе, дадут условия, которые позволят нам эффективно динамично развиваться. Тем не менее последние 10 лет средний экономический рост в России был небольшой. При этом об этом предпочитают не говорить, потому что в обосновании этой системы есть представления об инфляционных ожиданиях. Есть модельное представление о том, что у нас есть репрезентативный агент, у которого есть инфляционные ожидания. Если он ожидает, что инфляция будет высокой, значит, агент переживает и начинает боятся того, что его средства обесценятся, и начинает их тратить быстрее. Из-за этого компании видят повышенный спрос и начинают поднимать цены. Агенты начинают тратить еще больше. В следствие получается инфляционная спираль, которая может закончится гиперинфляцией. Можно выражать скептицизм, насколько методика репрезентативных агентов инфляционных ожиданий адекватно описывает реальность, но у нас держатся мнения, что если начинают расти ожидания, то власти должны подавлять инфляцию. Это заметно контрастирует с позицией, которой придерживаются европейские ЦБ и ФРС, — сказал Григорьев.

Пару недель назад один из экономистов опубликовал статью на тему пользы инфляционных ожиданий. Он отметил, что эта стратегия необоснованна теоретически. В США распространяется скептицизм по поводу идеи инфляционных ожиданий, добавил Григорьев.

— У нас это не так. Считается, что главная цель — это подавление инфляции, в том числе за счет подавления деловой активности. В риторике ЦБ можно встретить такое мнение, что повышение ключевой ставки никак не сказывается на инвестиционной активности, потому что повышаются только краткосрочные кредиты. Люди должны брать меньше кредитов, так как экономика перегрета. Хотя если мы посмотрим на данные по потребительским кредитам, не учитывая ипотеку, то мы увидим, что никакого перегрева нет. Зато мы увидим, что стоимость кредитов под предпринимательские цели реагирует на ставку. Так что можно сказать — повышая ставку мы делаем средства менее доступными для предпринимателей, — подытожил эксперт Центра экономических исследований*.

Кроме того, он заявил, что манипуляция только одной ставкой — это довольно сомнительный инструмент, который работает с большой задержкой. Также эксперт спрогнозировал повышение ключевой ставки в будущем из-за инфляционных ожиданий.

Повышения ставки стоило ожидать

Недавно глава Центрального банка России Эльвира Набиуллина сообщала, что ключевую ставку в перспективе могут поднять выше 7%. При этом Набиуллина заверила, что у Банка России нет планов по повышению ключевой ставки до двузначных значений.

— Мы настраиваем денежно-кредитную политику так, чтобы вернуть инфляцию к 4%. Чтобы ситуация таким образом развивалась, понадобится не одно повышение ставки — мы это сигнализировали, — говорила она.

* АНО «Институт глобализации и социальных движений» (ИГСО), внесен решением Минюста РФ в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоЭкономика

Новости партнеров