07 июл 2025

Online-конференция с Дмитрием Гусевым, заместителем председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер», членом экспертного совета конкурса «АЗС России»

Смотреть видеозапись

7 июля в 11:00 на вопросы читателей интернет-газеты «Реальное время» ответит Дмитрий Гусев, заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер», член экспертного совета конкурса «АЗС России».

Вопросы к обсуждению:

• Что происходит на рынке нефтепродуктов и в частности моторных топлив в России?
• Рост цен на моторное топливо: в чем причины?
• Разные виды топлива растут в цене по-разному. Почему это происходит, и как это связано с трендами на рынке продаж автомобильной техники?
• Мобильные (контейнерные) АЗС: благо, или зло?
• Всероссийский конкурс «АЗС России»: каковы его цели? Кто и как может стать участником?

Биржевой комитет ФАС недавно поднимал вопрос о полном запрете экспорта моторных бензинов для всех производителей, включая ВИНК вплоть по октябрь текущего года. При этом Минэнерго говорит, что у нас с топливом все в порядке и его вполне достаточно даже с учетом идущих полевых работ. Как связано первое со вторым? И что происходит на рынке нефтепродуктов, и в частности топливном рынке в нашей стране?

— На самом деле это совершенно связанные вещи. Наличие запасов — это совершенно однозначно хорошо. Они есть, и это некий гарантирующий фонд, который позволяет быть уверенными в том, что мы сегодня, завтра, послезавтра, и через неделю, приезжаем на заправку и там топливо есть.

Вопрос, поднятый Федеральной антимонопольной службы на биржевом комитете, касается больше оптового рынка. Мы видим движение оптовых цен вверх потому, что мы видели движение оптовых цен вверх. Причем достаточно активные в течение недели. Превентивные меры, которые в последнее время очень часто используют регуляторы: запрет экспорта для производителей, запрет экспорта для всех, различная настройка инструментов и технологий биржевой торговли — позволяют предотвратить дальнейший рост, или даже поменять тенденцию на падение цен на биржевом оптовом рынке.

У нас в стране сложилась так, что оптовый рынок и розничный — не связаны. То есть, если у нас розница таргетируется по инфляции. Иными словами, розничные цены на заправках не могут вырасти выше уровня инфляционных ожиданий, которые нам транслирует либо Минпромторг, либо Центробанк, либо РОССТАТ. Соответственно, заявления обоих наших регуляторов, вполне укладываются в общую политику государственных органов по отношению к топливному рынку. Задача — не допустить отсутствия топлива, дефицита топлива и резкого роста стоимости топлива на биржевой торговле.

Автомобилисты видят, как меняются цены на стелах при въезде на АЗС. И меняются они в большую сторону. Отсюда вопрос, как и у любого автовладельца: как далеко могут быть отпущены эти цены? Встречался с информацией о том, что розничные цены на моторное топливо могут быть отпущены и за отметку выше официального уровня инфляции…

— Уважаемым автомобилистам, прежде чем смотреть цены на топливо, нужно сначала посмотреть на изменение цен на автомобили. А там, что вторичный рынок, что первичный — не только «инфляция плюс», там «инфляция умножить».

Что касается отметки выше уровня инфляции, то сложность подсчета любых цифр зависит от модели этих самых подсчетов. Мы говорим, допустим: «инфляция составила у нас в стране 10%». Но это общая инфляция по, если не ошибаюсь, порядка 600 или 700, или даже 800 позиций. И РОССТАТ оценивает их для определения уровня инфляции. И инфляция будет отличаться, как средняя температура по больнице — для покупателей разных товаров. Никто не покупает весь список товаров, идущих в расчеты. То есть, если вы питаетесь одними огурцами, которые недавно подешевели на 15%, то у вас вместо инфляции — дефляция. А свекла, или капуста дали, по-моему, рост в 20%. То есть сидите на огуречном салате — все хорошо. А начали варить борщ: жизнь дорожает. Это субъективное ощущение, зависящая в том числе от привычки потребителя: заправляетесь в одной и той же сети и более того — на одних и тех же заправках, соответственно, их поведение с высокой долей вероятности, не повторяет со 100% вероятностью поведение всех сетей. Ситуация в разных частях даже одного региона — разная. В целом таргет на то, что рост стоимости моторных топлив не может превышать уровень инфляции — выдерживается. Но! Это касается 92-го бензина «регуляр», «премиум» — 95-й, дизельного топлива. Если вы заправляетесь брендированным, если заправляетесь 98-м или 100-м бензином, если заправляетесь СУГ, которые более волатильны, или метаном, то к этим позициям регулирование, таргетирование — не относится.

— Складывается впечатление, что стоимость бензина не сильно привязана к котировкам сырья, из которого топливо, собственно, изготавливается…

— Конечно, стоимость нефти не сильно влияет на стоимость моторных топлив. Потому, что стоимость нефти равняется на мировые котировки. А стоимость бензина у нас по сути дела субсидируется по отношению к ценам на мировых рынках. Через механизм демпфера, через ограничение экспорта. Все это, скажем так — не совсем рыночные инструменты для того, чтобы внутри страны топливо стоило дешевле по отношению к другим государствам.

Что происходит, по вашему мнению, у нас сейчас на автомобильном рынке? И как влияют эти процессы на ту же стоимость топлива?

— До 22 года, с учетом изменения автомобильного парка, в России начало расти количество автомобилей, потребляющих 95-й бензин. Соответственно, 95-й из некоего премиального топлива, стал обычным нормальным бензином, который потребляется значительной частью техники. По сути дела, объемы потребления 92-го и 95-го бензинов сравнялись, а зачастую 95-й стал занимать даже большую долю в продажах. А с 2022 года, мы начали видеть немножко другую тенденцию — в восстановлении доли 92-го бензина. Связано это, логично, с высокой долей китайских автомобилей, для многих из которых рекомендовано потребление 92-го бензина.

А дизельное топливо? Раньше оно стоило значительно меньше бензина. Сегодня ситуация несколько иная: дизельное топливо стоит дороже того же самого 92-го бензина. В чем дело?

— Это великая загадка: почему так. Наверное, связано с потреблением. С популярностью дизельного топлива на коммерческом транспорте. И, если мы говорим о коммерческом транспорте, не нужно забывать, что все-таки коммерческий транспорт по большей своей части не работает по цене стелы. Он работает по топливным картам, а там есть специальные скидки, которые, в зависимости от потребления, доходят до нескольких рублей на литр. Крупная компания-потребитель, думаю, что может о 10-12% скидки от стелы получать за счет выборки больших объемов.

А что касается автомобилей на газовом топливе? Одно время я наблюдал настоящий бум, когда машины переоборудовали на газомоторное топливо. Сейчас складывается ощущение, что бум спал.

— Газ нужно разделить, по сути дела, на 3 составляющих.

Касательно пропан-бутана: он является самым рыночным топливом и реагирует на всевозможные мировые тенденции. Пропан-бутан является ценным нефтегазохимическим сырьем, наряду с прямогонным бензином. Соответственно, рынок — его постоянный конкурент как топлива. Производителям приходится решать: куда его выгоднее продать: на переработку, или в мотор. Колебания его на стеле за год могут быть от 10 рублей до 40 с лишним. Кроме того, пропан-бутан как моторное топливо, не имеет внутри страны никаких программ по стимулированию. С учетом того, что он по стоимости своей на 30% ниже чем бензин, то ездить на нем выгоднее. Он используется достаточно активно на легких коммерческих грузовиках, на пассажирских перевозках, таксисты его любят. Порядка 5 млн автомобилей в стране переоборудованы под этот вид топлива.

Метан. Честно могу сказать: метан стал какой-то грустный. Не первый год у нас пытаются продвинуть метан на моторы. Но, компримированный газ, вот даже последнее совещание в Думе показали, что в принципе, похоже, и сам Газпром не особо положительно смотрит на перспективы КПГ как топлива. Больше смотрит на СПГ. Проблема в том, что техника, переоборудованная на использование метана, стоит намного дороже классической — на бензине или дизтопливе. И производят ее немного. Плюс проблема с инфраструктурой. Ради интереса, после нашего интервью, проедьтесь по городу и поищите метановые заправки. То еще приключение. На трассах — та же картина. По стране всего более 1000 таких заправочных станций. Придется ездить от заправки к заправке и четко контролировать процесс.

Есть еще био-метан. Но им в нашей стране практически не занимаются, как и биотопливом в целом.

Плюс «электрички». На них мы сейчас смотрим: что из них получится.

В последнее время довольно-таки часто и много говорят о водородном транспорте. Насколько это реально реализуемо в больших масштабах?

— У нас в нескольких крупных компаниях этим занимаются. Ученые занимаются. Адепты — есть.

Но на сегодня я не вижу перспектив по водороду. В Европе его проталкивают куда угодно, но… Собственно, они там сейчас проталкивают что угодно: и биотопливо, и спирты, и газ, и электрику… Но вот какие реальные перспективы… Все-таки мне кажется, что водород, с учетом его повышенной взрывоопасности и агрессивности по отношению к топливной системе, не смотря на высокий уровень энергии, который он выделяет при сжигании, все-таки — не автомобильный вид топлива. Может быть все-таки что-то придумают, но я, честно говоря, больше верю в мини-атомные двигатели для автомобилей, чем в водород.

В начале июня в Нижнем Новгороде, под эгидой площадки «АЗС России» состоялась рабочая встреча Юрия Станкевича с представителями заправочного бизнеса страны. Какие вопросы волнуют российскую розницу моторных топлив?

— Ключевой вопрос, что ее волнует — это ставка рефинансирования. Этот вопрос, думаю, волнует все отрасли и направления бизнеса страны. С тем уровнем ставки, вопрос инвестиций и кредитования сегодня скорее носит запретительный характер. Соответственно, говорить о каком-то развитии очень сложно, трудно даже поддерживать текущую деятельность. Безусловно, всех заправщиков всегда волнует стоимость топлива на бирже. Потому, что от этого зависит непосредственно, их маржа и, соответственно, возможность компании существовать и выживать. Да, безусловно, всегда есть огромное количество мелких вопросов, начиная от стоимости эквайринга и заканчивая вопросами по строительству новых заправок, присоединению к дорогам общего пользования и пр. Вопросов огромное количество. Потихоньку-полегоньку они решаются. В принципе, каких-то системных проблем — нет. Сделайте ставку 3% годовых, и я думаю, что значительная часть проблем у всего бизнеса страны исчезнет.

Но на самом деле, на той встрече мы обсуждали достаточно узкий вопрос на встрече — это вопрос контейнерных АЗС. Это достаточно сложный вопрос, который мы уже несколько месяцев ведем. В том числе с помощью Государственной Думы РФ, Федерального Собрания, Совета Федерации, профильных регуляторов.

У нас появилось огромное количество контейнерных АЗС. Они пользуются пробелом, точнее стыком нормативного регулирования. Такого рода заправки были раньше предназначены для парков автомобилей, и не предназначалась для выхода на рынок — к широкому кругу потребителей. Ключевой вопрос: несоблюдение ни строительных, ни экологических норм, ни норм безопасности. Мы уже не говорим о качестве топлива — раз, второй момент — большая часть пистолетов не предназначена для розничной реализации, в том числе и потому, что она не является точным средством измерения. Непонятно, какого качества и сколько топлива вам зальют. Поймите правильно: не просто так там минус пять, минус семь рублей за литр от стелы обычной заправки. Построить нормальную заправку — это 80 млн рублей. А «контейнерку» можно купить за 1,5-3 млн. Чек вам выдается как правило не за топливо, а за потребительские товары.

Приходит информация из регионов, мы смотрим: стоянка автомобилей, и между грузовых автомобилей стоит контейнерная заправка, или остановка и в 10 метрах от не заправка, трансформаторная станция, а рядом стоит контейнерная заправка. Обычная заправки, и за забором у нее контейнерная заправка. Самое главное: на них практически не присутствуют люди. Они не находятся под постоянным наблюдением. Нормальных огнетушителей — нет. Что случись… я, конечно понимаю, что, если не дай Бог, что-то там случится, решения будут приниматься намного быстрее. Но мы же не хотим такого развития событий. Мы хотим просто привести их в нормативное состояние.

Вы являетесь членом экспертного совета федерального конкурса «АЗС России». Чем интересен этот конкурс? Каким целям служит?

— Мы уже давно отвыкли от того, что мы на заправку приезжаем только для того, чтобы залить в бак бензин. Это место, где мы можем отдохнуть, выпить кофе, перекусить, может быть даже поспать, помыться, и т.д. Соответственно, безусловно, бизнес меняется. Сервис меняется. И, собственно, конкурс, который мы в этом году уже в третий раз проводим, направлен на то, чтобы лучшие практики выявлять, и их тиражировать.

Конкурс растет и развивается: за прошлый год: плюс 46% по участникам, плюс 23% по экспертам. Достаточно активно голосуют на сайте. То есть у нас голосование не только экспертное, но и вы можете приходить в октябре и выбирать ту заправку, которая вам нравиться и голосовать за нее.

А как можно стать участником этого самого конкурса?

— Самый сложный процесс — это подача заявки. Потому, что для этого нужно, как правило, особенно независимым заправкам, собрать всю силу воли, а ее, как правило, нужно собирать очень долго, и мы видим, что независимым заправщикам то сделать сложнее, чем крупным компаниям. Нужно сделать небольшую презентацию, подать заявку на сайте конкурса. Удивительно, но именно это, похоже, один из самых непреодолимых рубежей для независимых сетей. Это очень сложно. Многие АЗС опасаются публичности, многие ошибочно уверены, что победители уже заранее определены и все призовые места отданы ВИНК. Преодоление страха — одна из основных проблем.

И это — не коммерческий конкурс. Участие в нем — бесплатно!

Спасибо!


Реклама. ООО «ТАИФ-НК АЗС»

Партнеры

Официальные партнеры:

Все мероприятия