21 марта в 8:30 на вопросы редакции интернет-газеты «Реальное время» в прямом эфире ответит Олег Шатов, основатель казанской Школы высшего водительского мастерства.
Тезисы беседы:
— Если человек окончил учиться в автошколе, получил права, то считает себя состоявшимся водителем. Прав ли он?
— Есть такое свойство человека — перекладывать ответственность. Вопросы, кто прав, а кто виноват, если случается авария, некорректны. Мы тут собрались, чтобы предотвращать аварии, а не чтобы рассуждать, кто в них прав. Получение прав дает право сесть за руль, но это не значит, что он умеет ездить.
— Насколько применимо выражение «учиться, учиться и еще раз учиться» к водительскому мастерству?
— Любой профессионал должен всю жизнь учиться. Меняются автомобили, ПДД, технологии управления автомобилем, контингент на дорогах — нужно за всем этим успевать.
— Успевают ли автошколы меняться вслед за этим? Учить тому, что действительно важно сегодня на дорогах?
— В общей массе нет. Если только отдельные автошколы. Сейчас у нас есть профессиональный чат, в котором мы обсуждаем новшества. Например, последнее веяние — рейтинг автошкол. Мы обсуждаем рейтинг аварийности, по которому будут разные автошколы оцениваться по количество аварийности среди их выпускников, например. Надо автошколам и их инструкторам развиваться. Понятно, что меняться многие не хотят, потому что всё устраивает всех. И мы хотим, чтобы был единый сертификационный центр, который будет сертифицировать инструктором. Потому что слишком много низкоквалифицированных тренеров, которые и сами не развиваются, и услуги свои дают некачественно. Если кто-то плохо проводит контраварийную подготовку, то слух идет о том, что в целом такое обучение проходить не надо.
Я знаю, по крайней мере, одну автошколу (не в нашем городе), где директор делает все для подъема рейтинга. Причем обучение у него дорогое, но к нему очередь стоит три месяца. Качество дешевым не бывает. Он работает над своей школой, со своими мастерами производственного обучения. Они, в свою очередь, сами регулярно проходят обучение. Пока они не обладают определенным объемом знаний, они не должны учить других.
По защитному вождению: некоторые организации требуют наличие корочек, подтверждающие квалификацию водителя по противоаварийному вождению. И кое-кто пытается такую корочку у нас купить. Но мы так не работаем.
— Вы говорили про форум, чат профессионалов. Какие еще проблемы являются животрепещущими в вашем сообществе?
— Во-первых, уровень преподавателей. Уровень водительского мастерства тоже обуждается. Недавно горячо эту тему обсуждали — причем не столько мастерство, сколько поведенческие факторы.
Все люди разные. Есть холерики, есть флегматики. У меня есть знакомый холерик, который не может ехать равномерно, он «вышивает» на дороге. Ну и результат? Он жжет бензин и тормозные колодки, но стоит на всех светофорах вместе со всеми. Логики в таком вождении нет, есть только стиль.
— Вы говорите, что дорога не учит, а наказывает за недостаток обучения. Есть ли те, кто учат знать и понимать поведение других людей на дорогах?
— Есть вариант обучения на своих ошибках. Есть вариант со школами и индивидуальными тренерами по этому. У кого-то это лучше получается, у кого-то хуже. Здесь важно выбрать тренера, который тебя научит.
— Как выбрать?
— Сарафанное радио работает лучше всего. А просто судить по объявлению какой-то организации, что они занимаются контраварийной подготовкой, сложно. Ведь для этого нужны соответствующие, свободные автодромы. У нас в Казани специально подготовленных для этого автодромов нет. И если вам предлагают заниматься контраварийной подготовкой на пятачке 50х50 метров на задворке — вряд ли что-то получится. Максимум, вас научат хорошо парковаться.
Кроме того, когда вы идете к врачу, вы изучаете сертификаты, которые висят у него на стене в кабинете. И мне интересно, интересуетесь ли вы сертификатами серьезных компаний, где проходил обучение ваш тренер?
Наличие соцсетей, активное их ведение говорит больше о том, что человек хочет продвигаться и зарабатывать, но о качестве его работы по ним судить сложно. Я видел некоторые соцсети, и некоторым из таких инструкторов я бы не доверил свои навыки.
Человек, который хочет учиться, находится в состоянии неосознанной некомпетентности. Он не знает, чему его должны научить и как. Поэтому чаще всего новички рассуждают о качестве работы преподавателя не по тому, насколько он грамотен, а по тому, как он строит взаимоотношения. Конечно, хороший тренер должен уметь находить общий язык со своим учеником. Но некоторые это умеют, а вот учить — нет.
— Как много отвлекающих факторов за рулем, какие из них чаще приводят к аварии и как заставить себя на них реагировать?
— Гаджеты становятся всё современнее. 15 лет назад никто не думал смотреть кино в дороге с телефона. Это критичное отвлечение внимания. На современной дороге визуально отвлекаться никак нельзя. Гаджеты — это бич, причем чем дальше, тем больше. Мы к ним привыкли, люди дорогу переходят с телефоном в руках даже. Мы полностью увлечены телефоном, и в машине тоже. Поэтому лучший совет — гаджет в сумку, а сумку в багажник.
Есть отвлечение внимания визуальное (баннеры, автомобили, гаджеты) и когнитивное. Недавно обсуждали тему: когда происходит ДТП, проезжающие мимо на него заглядываются, и это приводит к тому, что авария разрастается. Кто-то из коллег разместил видео аварии: автомобиль врезался в отбойник, а едущий за ним водитель не ударил по тормозам, а ждал развития событий, и тормозить начал только после того, как остатки автомобиля вылетели перед ним на дороге. Естественно, произошло столкновение.
Колоссально отвлекают внимание чрезмерные дорожные знаки. Иногда едешь и буквально кроссворд из них решаешь: мозг не может обработать быстро больше трех знаков, а их вдруг целых 12. Знаю такую улицу, на которую вечером выезжаешь, и на ближайшем отрезке видишь 12 знаков. И их же на ходу нужно анализировать, это загрузка внимания. Причем часто одно противоречит другому, и перед тобой ребус, как проехать этот перекресток правильно.
Другие водители могут отвлекать внимание своим поведением. Есть отвлечение, которое должно быть, без него никак — например, смотреть в зеркала и на приборы. И когда на них налагается остальное — баннеры, аварии, девушки весной, да еще и кино, и позвонит кто-то...
— ДТП становится больше, людей на дорогах гибнет больше. Каковы основные причины большинства ДТП? Состояние дорог в этом играет роль?
— Татарстан, кстати, уже не хвалят. Я не так давно еще гордился дорогами в Татарстане. И как-то я спросил у приехавших: «Как вам казанские дороги?» А они ответили: «Да мы и хуже видели». Действительно, наши дороги стали хуже.
А относительно того, как они влияют на аварийность, я слышал: причина 60% аварий — это состояние дороги. Но давайте разберемся. Водитель на автомобиле попадает в какую-то яму, теряет контроль над управлением и происходит авария. Кто виноват: дорожники, оставившие эту яму, или все-таки водитель, который ехал со скоростью, на которой нельзя было увидеть эту яму или на дистанции, на которой невозможно было успеть вовремя ее заметить из-под колес едущего впереди автомобиля? Или он отвлекался?
Я думал на эту тему. С одной стороны, на плохие дороги порой можно свалить аварийность. Но выбирает скорость, дистанцию — водитель. Если он не заметил яму, виноват, наверное, он. Но если ям на дороге много, то когда водители лавируют по дороге, возрастает аварийность.
Была такая партия: партия пористых дорог. Помните? Если дороги плохие, то все едут медленно. Да, это повышает износ машины и выработку топлива. Но скорости маленькие, и ДТП происходят без тяжелых последствий. Но чем лучше дороги, тем беззаботнее водитель. И тогда одна яма может привести к фатальным последствиям.
— Сейчас начинают эксплуатироваться высокоскоростные магистрали. Это хорошая возможность быстро доехать, но мне кажется, это тоже стало для многих водителей неожиданностью. Люди привыкли ездить со скоростью «не более», а тут им говорят, что нужно «не менее». Является ли это проблемой?
— Появилось несколько хороших платных дорог, действительно. И водители, что называется, дорвались до запретного. Если в той же Германии автобаны строили с сороковых дорог, и там уже выработали культуру движения по ним. А у нас такой культуры нет. Камер на таких трассах нет, ограничение скорости — 110 км в час, но камер нет, почему бы не проверить максимальные динамические качества своего автомобиля? А есть машины, которые развивают 250 км/ч. Но наш человек не готов к езде на высоких скоростях, в автошколе его обучали ездить со скоростью 40. Но не 260 и даже на 160. Не учат в автошколах быстро ездить. И человек выезжает на хорошую дорогу на хорошей машине, тапок в пол — и ну-ка проверим.
Возьмем большинство мощных авто, которые развивают 250 км/ч. Это 70 м в секунду. Если впереди грузовик, который обгоняет другой грузовик, он смотрит в зеркало, видит точку на горизонте, и начинает выезжать. А там ведь несется со скоростью 70 м/с. Мы недавно ехали по М12 и пытались определить расстояние, с которого можно определить, с какой скоростью едет машина. И получилось, что если расстояние больше 150 метров, то разница в скорости незаметна. Это просто точка. Мы взглянули в зеркало на полторы секунды и не понимаем, с какой скоростью едет точка на горизонте. Фура едет 100 км/ч. И чтобы снизить скорость с 250 до 100 км/ч, надо около 5 секунд. За 5 секунд он проехал уже 350 метров, ему не хватит ни времени, ни расстояния, чтобы замедлиться.
— Есть автомобилисты, пешеходы, мотоциклисты. И весной начинают добавляться электросамокатчики. Всех собак при ДТП пытаются повесить на владельца транспортного средства. Как действовать водителю, чтобы избежать столкновения с самокатом?
— Лет пять назад я не мог понять, в чем проблема, потому что думал, что велосипед и самокат — примерно одно и то же, со скоростью 25 км/ч. Но велосипедисты не вызывали проблем в таком объеме.
А что касается водителей — во-первых, я заметил, что скорость движения в узких местах и на широких проспектах не особо различается. По узким проездам километров 40 — 60 все же едут. А самокат появляется откуда угодно в самый неудобный момент. И его чисто физически нельзя увидеть, если закрыт обзор. И поэтому нужно ехать с минимальной скоростью и буквально выглядывать из машины, чтобы внезапно с ним не столкнуться. Снижать скорость в тех местах, где могут появиться самокатчики (и еще дети). Поэтому предельная сосредоточенность, внимание, никаких телефонов (когда маленькая скорость, хочется отвлечь внимание).
— Я как пешеход порой ловлю себя на неправильной мысли: на зеленый свет хочется пойти сразу, не посмотрев на машины. А если меня кто-то собьет, то пусть его накажут. Насколько характерна эта мысль для большинства пешеходов?
— Есть же поговорка: «Пешеход всегда прав, но не всегда жив». Всё нормально в правилах дорожного движения, там всё напишут. Но у нас пешеходы неграмотны. И если они ПДД откроют, то увидят для себя много нового. Например, пешеход перед началом движения через дорогу должен остановиться, посмотреть по сторонам, убедиться в том, что автомобили остановились. Автомобиль может не остановиться по разным причинам: отвлечение внимания, проблема с тормозами, состояние дороги. Но для пешехода это жизнь. Водитель рискует свободой, а вы — жизнью и здоровьем. Поэтому читайте правила. И прежде чем переходить дорогу, пользуясь своим правом, надо убедиться в том, что это право вам предоставил другой участник движения.
Реклама. ООО «ТАИФ-НК АЗС»