Эльвира Набиуллина обещала не форсировать снижение ставки

ЦБ снизил ставку до 8,5%, но считает, что для излишней мягкости не время

Эльвира Набиуллина обещала не форсировать снижение ставки
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Центробанк на заседании 15 сентября, как и ожидалось, снизил ключевую ставку до 8,5%, но для рынка это скорее психологический фактор, чем регуляторный. Для реального воздействия на экономику ставка остается слишком высокой. Серьезно смягчить политику мешает все еще сохраняющийся риск ускорения инфляции и необходимость поддерживать умеренно крепкий рубль. Эльвира Набиуллина заявила, что в октябре ставка может быть снижена снова, главное — «плавность и постепенность». Подробнее в материале «Реального времени».

Половинка от Набиуллиной

Банк России в пятницу снизил ключевую ставку кредитования еще на 0,5 процентных пункта, до 8,5% годовых. Неожиданным это решение не было: мало кто сомневался, что в сентябре ставка упадет, вопрос был лишь в том, на сколько. Тем более что и сам Центробанк после прошлого заседания заявлял, что видит пространство для снижения во втором полугодии.

Пятничное снижение ставки — четвертое в этом году. До этого ставка опускалась в июне (на 0,25 пункта), в апреле (0,5 пункта) и в марте (0,25 пункта). К очередному снижению ЦБ подтолкнула рекордно низкая инфляция. Если в июне регулятор имел дело почти с целевым значением (майская инфляция в годовом выражении составляла 4,1%, цель ведомства Эльвиры Набиуллиной — 4%), то теперь перед регулятором встали обратные риски.

Август с точки зрения потребительских цен бил многолетние рекорды. Тогда по отношению к июлю была зафиксирована дефляция на уровне 0,5%, чего не было с 2003 года. В годовом исчислении инфляция в августе составила 3,3% — это самый низкий показатель за всю новейшую историю России.

Источники рисков — колебания цен на сырьевых и товарных рынках, отстающая от зарплат производительность труда, спадание тренда к накоплению, а также повышенная чувствительность инфляционных ожиданий к ценам на отдельные группы товаров и к валютным курсам. realnoevremya.ru/Максима Платонова

ЦБ не будет торопиться

Вместе с тем поводов для резкого снижения ставки ЦБ пока не видит. В сегодняшнем пресс-релизе он отметил, что риски превышения инфляцией цели в 4% все еще преобладают над рисками отклонения вниз.

Источники проинфляционных рисков — колебания цен на сырьевых и товарных мировых рынках, отстающая от зарплат производительность труда, спадание тренда к накоплению, а также повышенная чувствительность инфляционных ожиданий к ценам на отдельные группы товаров и к валютным курсам.

Чтобы удерживать инфляцию близко к цели, ЦБ будет проводить умеренно-жесткую денежно-кредитную политику, говорится в пятничном сообщении регулятора. Однако он не исключает еще одного снижения ключевой ставки в ближайшие два квартала. В следующий раз регулятор вернется к вопросу о ставке 27 октября.

Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина на пресс-конференции заявила, что форсировать снижение ключевой ставки, по ее мнению, неправильно. Регулятор в этом вопросе придерживается принципов — «плавность и постепенность».

Набиуллина добавила, что в ближайшей перспективе по снижению ставки возможны разные решения, включая паузы. Возможность для смягчения политики есть, но все будет зависеть от инфляции и прогнозов регулятора. «Еще раз: возможны и паузы, и 0,25, и 0,5», — сказала глава Центробанка.

Ян Арт объясняет, что цена денег в России больше оторвана от ставки, чем в других странах. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Только этого мало

Не факт, что нынешнее решение по ставке окажет существенное воздействие на рынок, считает вице-президент Ассоциации банков России Ян Арт. Эффект будет, но, по большей части, психологический, уверен он. «Любое снижение ставки, конечно же, воспринимается как благоприятный сигнал. Другое дело, что когда у нас снижают ставку на 0,25%, это не Америка и это не Национальный банк Швейцарии, где это реальный рыночный фактор, который все меняет», — говорит Арт. Разница в том, объясняет он, что цена денег в России больше оторвана от ставки, чем в других странах.

Об этом же говорит и директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков. По его словам, о реальном воздействии на экономику можно будет говорить, когда ставка опустится до уровня инфляции. Пока регулятор «маринует» ее на довольно высоком уровне, снижение на полпроцента принесет, скорее, психологический эффект.

Некоторые на рынке ждали, что снижение ключевой ставки ослабит рубль. Произойти это, по их мнению, должно было за счет того, что банки начнут брать у ЦБ дешевые рублевые кредиты и инвестировать в доллары и евро. Однако эксперты уверены, что это напрасные опасения. Наоборот, говорят они, решительных мер по снижению ставки ЦБ не принимает как раз в интересах стабильности рубля.

По словам Арта, снижение ставки в коридоре 0,25—0,5% не создает спекулятивные настроения. Гораздо выгоднее для инвесторов сейчас вкладываться, к примеру, в рублевые облигации, которые при относительно высокой ставке имеют большой купон. «Разве вы выйдете из облигаций по 7,5%? Это перебивает спекулятивное желание играть на марже [от разницы валют]», — объясняет эксперт.

С ним соглашается Солодков, который тоже говорит, что рубль держится во многом на притоке иностранной валюты в рублевые долговые бумаги, приносящие при высокой ставке хороший доход. «Если мы ставку сильно снижаем, то доллары с евро уходят, кэрри-трейдинг нарушается и, соответственно, происходит девальвация рубля, — продолжает он. — А девальвация рубля с учетом успехов нашего импортозамещения закончится, естественно, ростом инфляции».

Артем Малютин
ЭкономикаБанки

Новости партнеров