Адель Вафин: «Если мы получаем много жалоб по медучреждению, ни руководитель, ни его заместители не получают поощрений»
Гостем редакции «Реального времени» на минувшей неделе стал министр здравоохранения РТ Адель Вафин. В ходе часовой онлайн-конференции он ответил на множество вопросов, посвященных самым разным темам и направлениям. Однако, учитывая специфику возглавляемого им министерства, вопросов оказалось больше, чем времени у министра. Сегодня мы публикуем ответы на те обращения читателей нашего издания, которые мы не успели озвучить в ходе конференции. На каждый из них дан подробный ответ.
Вопрос: Много лет в РФ идет реформа здравоохранения, призванная усовершенствовать систему оказания медуслуг. Да, качество услуг растет, но вместе с ним происходит коммерциализация государственного здравоохранения.
Ответ: Основная функция медицинских учреждений, находящихся в ведении министерства здравоохранения Республики Татарстан, — оказание бесплатной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.12.2014 № 1029. Информацию о Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан, согласно вышеупомянутому постановлению, население может получать в доступной форме как на официальном сайте медицинского учреждения, так и на информационных стендах.
«Медицинские организации имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги, что предусмотрено ст. 84 федерального закона»
Медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги, что предусмотрено ст. 84 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В соответствии с вышеуказанным законом граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию:
1) на иных условиях, чем предусмотрено программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевыми программами;
2) при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
3) гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
4) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, в плановом порядке без наличия направления из других медицинских учреждений.
Порядок и условия предоставления платных медицинских услуг в медицинских организациях определены постановлением правительства Российской Федерации от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».
«Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей»
Вопрос: Есть ли какой-то утвержденный перечень услуг для платных клиник, или они могут придумывать сами какие угодно услуги? И контролируется ли как-то ценообразование, минимальные и максимальные стоимости?
Ответ: Платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями независимо от их формы собственности на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке.
Согласно постановлению правительства Российский Федерации от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. Медицинские организации иных организационно-правовых форм, в том числе государственные автономные учреждения здравоохранения, определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» положения о лицензировании конкретных видов деятельности утверждаются правительством Российской Федерации. Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») утверждено постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291. Приложением к данному постановлению установлен Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях утверждены приказом Министерства здравоохранения РФ от 11 марта 2013 г. № 121н.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг утверждены постановлением правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006. Согласно п. 8 данных Правил порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно.
Вопрос: Очень часто в государственных медицинских учреждениях можно наблюдать за тем, как медработники, в частности медсестры, при заборе материала (крови) не меняют перчатки после каждого пациента. А на возмущения отвечают: «Нам перчатки не выдают», «Нас государство не обеспечивает». Что это значит? Неужели, приходя сдавать анализ, пациент должен бояться заразиться ВИЧ и СПИД? Снабжает ли минздрав медучреждения перчатками и в достаточном ли объеме?
Ответ: В ходе выполнения инъекций, при заборе крови между пациентами, руки в перчатках обрабатываются в соответствии со стандартами.
1 способ: путем протирания в течение 2 минут раствором 70-градусного спирта или 1% раствором хлорамина, или каким-либо дезинфектантом в эквивалентных концентрациях.
2 способ: путем погружения рук в перчатках на несколько минут (2 минуты) в емкость с каким-либо дезинфицирующим раствором (концентрации указаны в 1 способе).
Если при выполнении инъекций, заборе крови на перчатки попала кровь, то перчатки снимаются, и надевается другая пара.
Все лечебные учреждения обеспечены перчатками в полном объеме. В случае выявления такого рода нарушений просим обращаться в минздрав РТ по телефону: (843) 231-79-25.
«Любой гражданин может воспользоваться своим законодательным правом на проведение консилиума с приглашением специалистов из ведущих клиник республики»
Вопрос: Куда обращаться пациентам, если была допущена медошибка при постановке диагноза или назначении медикаментозного лечения?
Ответ: В указанных случаях любой гражданин может воспользоваться своим законодательным правом на проведение консилиума с приглашением специалистов из ведущих клиник республики. Имеющиеся во всех государственных учреждениях здравоохранения технические возможности позволяют проводить такие консилиумы удаленно, с использованием телемедицины.
Также гражданин может обратиться с жалобой или вопросом как к руководителю медицинской организации, так и непосредственно в министерство здравоохранения Республики Татарстан (по телефону 231 79 20, сайт министерства). Любое обращение, будь то жалоба, предложение или вопрос, для нас — возможность обратной связи с нашими пациентами. Мы благодарны всем нашим пациентам за то доверие, которое они оказывают нам, обращаясь для решения своих проблем.
Министерством здравоохранения проводится контроль работы медицинских учреждений, мы предельно строго ведем учет всех жалоб и обращений, а также ведем и персонифицированный реестр всех ошибок, допускаемых медицинскими работниками. Все это учитывается как при премировании руководителей, так и при награждении или назначении на должность медицинских работников, при аттестации специалистов. Если мы получаем много жалоб по конкретному учреждению, ни руководитель, ни его заместители не получают поощрений. Наверное, это может быть расценено как очень строгие меры, но пока мы не получим эффективного управления от руководителя и его команды, эти меры будут использоваться.
«Гражданам предоставляется социальная поддержка по безвозмездному обеспечению детей первых трех лет жизни лекарственными средствами, перечень которых устанавливается Кабинетом министров Республики Татарстан»
Вопрос: В детских поликлиниках кому положены бесплатные препараты? Врачи утверждают, что положено только больным деткам, но я наслышана, что положено всем до 3 лет. Помогите разобраться, кто прав?
Ответ: В соответствии с п. 6 ст. 8 Закона Республики Татарстан от 08.12.2004 № 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» (в редакции с изменениями), гражданам предоставляется социальная поддержка по безвозмездному обеспечению детей первых трех лет жизни лекарственными средствами, перечень которых устанавливается Кабинетом министров Республики Татарстан.
Распоряжением Кабинета министров Республики Татарстан от 16.03.2009 № 315-р (в редакции с изменениями) утвержден Перечень лекарственных средств, изделий медицинского назначения, специализированных продуктов лечебного питания, реализуемых гражданам, имеющим право на безвозмездное обеспечение лекарственными средствами, в рамках которого осуществляется льготное лекарственное обеспечение граждан, в том числе детей до З лет.
Выписка льготных лекарственных средств осуществляется в рамках указанного перечня врачом по медицинским показаниям.
С вышеуказанными нормативными документами вы можете ознакомиться на официальном портале правительства Республики Татарстан (prav.tatar.ru), официальном сайте министерства здравоохранения Республики Татарстан (minzdrav.tatar.ru), в информационных системах «Гарант» и «Консультант» или на информационных стендах в медицинских организациях, осуществляющих выписку льготных рецептов, и в аптечных учреждениях, осуществляющих льготный отпуск лекарственных средств.
«Министерство здравоохранения РТ мониторит сроки ожидания пациентами диагностических исследований и осмотра узкими специалистами. Сроки ожидания составляют до 10 дней. Если возникает проблема со сроками, необходимо обратиться к руководителю и заместителю руководителя по медицинской части медицинского учреждения»
Вопрос: Нас буквально выдавливают в платную медицину. Если очередь на бесплатный анализ или обследование — от месяца до трех, то в 90 процентах случаев пациент пойдет и сделает это в платной клинике. Если участковые направляют к узкому специалисту с пометкой cito! (в случае когда заболевание острое и консультация нужна быстро), то перед кабинетом этого узкого специалиста ты должен выдержать битву с теми, кто записывался за три месяца. Их можно понять — они долго ждали своей очереди. Но сидеть и ждать, пока пройдут все записанные, больному тоже нереально. В общем, опять же проще идти к платному доктору.
Ответ: Министерство здравоохранения РТ мониторит сроки ожидания пациентами диагностических исследований и осмотра узкими специалистами. Сроки ожидания составляют до 10 дней. Если возникает проблема со сроками, необходимо обратиться к руководителю и заместителю руководителя по медицинской части медицинского учреждения. Тем пациентам, которым необходима срочная помощь, она должна оказываться в полной мере.
Вопрос: Добрый день! Моему сыну 13 лет, с 3 месяцев стоим на учете у невролога с диагнозом криптогенная фокально-височная эпилепсия. Фармакорезистентная форма. В 2014 году после стационара пытались оформить инвалидность, но получили отказ. Ребенок постоянно принимает препараты, приступы продолжаются. Что нам делать? К кому обращаться? Для получения инвалидности ребенок недостаточно болен, а в оздоровительный санаторный лагерь не берут. Где должен отдыхать такой ребенок? Кто будет защищать его права? Хисматуллина Н. Г., ул. Чуйкова 59-167. 89172277511. Как попасть к вам на прием?
Ответ: Выдачей инвалидности министерство здравоохранения РТ не занимается. Этот вопрос в компетенции Государственной службы медико-социальной экспертизы.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.