В Галерее современного искусства показали прошлое и будущее татарстанской архитектуры и дизайна

В эти дни в Галерее современного искусства работает любопытная выставка, посвященная архитектуре и дизайну в исполнении татарстанских зодчих. О том, как превратить двор банальной хрущевки в уютную зону отдыха, сколько человек нужно для обдумывания одной идеи и может ли в Казани подуть морской ветер, узнавала побывавшая на выставке корреспондент «Реального времени».

Наша визитная карточка

Проходящая в эти дни в Казани выставка «Архитектура и дизайн: современные тенденции» собрала под свое крыло педагогов и студентов архитектурной академии. Поскольку у КГАСА традиционно высокий рейтинг, понятно, что конкуренция на право выставиться в галерее наверняка была.

То, что экспозиция разместилась в Галерее современного искусства, вполне закономерно: директор музея ИЗО, в чьем ведении находится галерея, Розалия Нургалеева в свое время окончила архитектурный факультет этого учебного заведения и некоторое время возглавляла управление городского дизайна.

С архитектурой в Казани складывается ситуация отчасти парадоксальная: казанцы часто высказывают претензии к новым зданиям, а гости столицы Татарстана в подавляющем большинстве испытывают прямо противоположные эмоции. Правда, есть и уничижительные отзывы.

Одно из зданий, например, критически настроенный турист назвал «кошмарным сном Гауди в сталинских застенках». Возможно, упоминание великого испанского архитектора — своего рода оговорка по Фрейду: Гауди с его тягой к декоративности мог бы быть чем-то близок татарстанским коллегам.

Возможно, что когда-то наши дизайнеры и архитекторы создадут шедевры, адекватные тем, что украшают улицы Барселоны, тем более что Хосе Асебильо, бывший главным архитектором этого города, неоднократно подчеркивал схожесть Казани и главного города Каталонии. Но пока это лишь мечты.

Очевидно по ряду им известных причин устроители выставки сделали крен в сторону дизайна — с ним дела обстоят благополучнее. Казань обрела свой стиль, некую смесь ориентализма с европейскими тенденциями. Выставка в ГСИ об этом напоминает.

Взять, например, панно на железнодорожном вокзале, которое сразу как будто делает заявку на определенный стиль в дизайне. Привычная нашему глазу девушка в калфаке для гостей города — визитная карточка наших дизайнеров. Или наша гордость — мечеть Кул Шариф, интерьеры которой разрабатывали Айвар и Рашида Саттаровы. Ее сдержанная роскошь — гимн хорошему дизайнерскому вкусу.

Шестнадцать мудрецов

Молодое поколение дизайнеров резко отличается от старшего поколения, творившего в не самых благоприятных условиях, среди которых и отсутствие информации о мировых тенденциях в дизайне, и окрики власть предержащих. Нынешние студенты и выпускники академии всего этого счастливо избежали, что видно по уровню их смелых идей.

Молодые дизайнеры большое внимание уделяют преображению городской среды. Отсюда на выставке обилие мелкой пластики, разного рода небольших скульптур, вазонов, оригинальных кашпо. В Год скверов и парков, когда зеленые зоны Казани начали приводить в божеский вид, подобное направление будет востребовано. Мелкой пластики, будь то двор, улица, сквер или огромный парк, как известно, много не бывает. Европейские города тому пример. Так что все, что представлено в ГСИ, найдет свое место.

Есть на выставке и романтические вещи. Например, светильники «Ветер с моря» — цилиндры, декорированные искусственными ракушками и морской галькой, внутри которых спрятаны лампы. Можно предположить, что в парке или сквере на берегу водоема они будут уместны. Из этой же романтической серии арт-объект Надежды Макаровой «Дотянуться до звезд», выполненный из… паркетной доски.

Несколько дизайн-проектов молодых авторов, словно они сговорились, посвящены дизайну дворов, а эта тема более чем актуальна. Авторы превратили их силой своей фантазии в уютные уголки для отдыха. Решения довольно-таки простые и бюджетные, а посему городским властям стоит обратить на них внимание.

Все переоборудование неуютных дворов, в том числе печальных хрущевок, происходит за счет оригинального вида скамеек, фонарей, мест, где можно оставлять велосипеды. Кстати, последний элемент во дворах весьма актуален: многие горожане сейчас пересели на велосипеды, и тащить каждый раз своего «коня» на верхние этажи — не самое приятное занятие.

Но далеко не все молодые дизайнеры озабочены вещами прагматичными. Среди работ, представленных на выставке, немало тех, в основе идей которых — философский образ. Например, арт-объект «Идея». Представьте: в центре светильник, а вокруг него шестнадцать затылков. Ум — хорошо, два — лучше, а шестнадцать — просто великолепно.

Любопытно, но территория вокруг архитектурной академии — целый парк арт-объектов. Например, Time — часы, у которых вместо стрелок ложка и вилка. Или гигантский «Циркуль» — точная копия инструмента дизайнера и архитектора.

А у девушки на вокзале, нашей визитной карточки, появился конкурент. Это «Ворота Татарстана». Настоящие ворота, силуэт которых напоминает контуры мечети. Через эти ворота, если они будут воссозданы, путешественники будут въезжать в город, где встречаются Запад и Восток.




Татьяна Мамаева, фото Максима Платонова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров