Татарстан заявится на проведение мировой олимпиады по робототехнике
Почему айтишник втрое дороже среднего россиянина, как «олимпиада работяг» подточила силы татарстанцев, а главы проигнорировали мероприятия Романа Шайхутдинова
Сегодня в республиканском кабмине подвели итоги олимпиады по робототехнике, второй год проходящей в университете Иннополис. Как оказалось, на мероприятии, подготовленном силами Татарстана, сама республика заняла лишь одно призовое место в младшей группе. На самом брифинге часть глав районов, которые отвечают за подготовку детей, отсутствовала, что вызвало негодование министра связи РТ Романа Шайхутдинова.
Наполеоновские планы и… одна победа малышей
Для начала несколько цифр. Напомним, олимпиада проводится в Казани второй год подряд. Оператор олимпиады — Иннополис, которому передано это право на проведение сроком на 5 лет — остается, таким образом, еще на три олимпиады. За олимпиадой в этом году, напомним, понаблюдал и премьер РФ Дмитрий Медведев, приезжавший на открытие Иннополиса. Само мероприятие прошло в лабораторном комплекс на 33 тыс. кв. м. Жили участники в кампусе, рассчитанном на 1 152 места. Участникам соревнования от 6 до 22 лет. Всего в олимпиаде 5 категорий заданий: основная, творческая, свободная, студенческая и «самая сложная», по словам министра связи РТ Романа Шайхутдинова, рассказавшего на брифинге об итогах: «футбол роботов». В этом году олимпиада и «поюнела», и повзрослела — участникам было от 5 до 24 лет. Среди них и 43 представителя ссузов и вузов. Стремление поучаствовать в мероприятии, которое проводится «с целью выявления талантливой молодежи», понятно и потому, что победители прошедшей в Иннополисе олимпиады по робототехнике должны будут представлять Россию на международной олимпиаде в Катаре. Выявлять в этом году пришлось из большего числа команд (397 против 374) — всего участвовало 45 субъектов РФ, 790 детей. Наибольшим числом команд был представлен Татарстан — 23 команды. Правда, это никак не помогло республике в завоевании призовых мест: единственное первое место заняли татарстанские ребята в младшей группе в конкурсе «Лабиринт туда и обратно».
При этом у Казани наполеоновские планы. Шайхутдинов выразил желание, чтобы больше регионов принимало участие (в России все-таки более 80 субъектов, а участвовало всего 45). Для привлечения Татарстан намерен придать олимпиаде юридическую значимость.
— Если наша инициатива окажется успешной, то олимпиада станет пропускным билетом в вузы. Чтобы результаты и достижения наших участников признавались университетами. Все-таки там междисциплинарная тематика — и физика, и геометрия, и информационные технологии, и программирование, — выразил надежду на успех Шайхутдинов.
Ливанова и Никифорова в президиум
Это первый пункт татарстанских предложений, который потребует проработки министра образования РФ. Во-вторых, Казань намерена обеспечить сопредседательствование в комитете олимпиады министра образования Дмитрия Ливанова и министра информатизации РФ Николая Никифорова. Оргкомитет вообще намерены сделать более представительным — сейчас последний носит рабочий характер. По мысли Шайхутдинова, состав комитета и его сопредседатели должны поднять уровень олимпиады на новую высоту, «когда Иннополис и Татарстан будут собирать лучших из лучших». Наконец, в недалеком будущем планируется расширить географию участников за счет стран-участников Евразийского экономического сообщества — Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, а также стран БРИКС — Индии, Китая, Бразилии и ЮАР — ради придания международного статуса олимпиаде. В планах на 2018 год у РТ— заявка на проведение мировой олимпиады по робототехнике. В 2016 году в Татарстане пройдет мировая олимпиада по информатике.
— Делается это с прицелом на развитие общих рынков развития стран БРИКС, близких нам по политическому содержанию. Это же половина населения Земли. Синергетический эффект был бы какой, только представьте! — завороженный собственными планами, заявил министр.
Тем не менее пока до участников БРИКС далеко, проблемой остаются победы татарстанских участников — точнее, их, побед, отсутствие. Как честно признался проректор Иннополиса Сергей Масягин, в числе сильнейших команд — Питер, Москва, Свердловская область и Краснодарский край.
— Всего шесть лидеров-регионов. Среди них… и Татарстан, на самом-то деле, — размышлял Масягин.
Проректор Иннополиса Сергей Масягин признался, что в числе сильнейших команд по робототехнике — Питер, Москва, Свердловская область и Краснодарский край.
Все силы ушли на «олимпиаду работяг»
Поспешив на поддержку коллеге, Шайхутдинов заметил, что татарстанская лакуна в призерах объясняется подготовкой и участием наших IT-гениев в другом мероприятии — WorldSkills, — куда ушли все силы. Напомним, WorldSkills — международное некоммерческое движение, целью которого является «повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире». В одной из компетенций WorldSkills «Мобильная робототехника» по итогам трех дней соревнований команда Татарстана показала наилучший результат и заняла первое место (результаты были объявлены в конце мая), в том числе благодаря подготовке сотрудниками самого Иннополиса. Финал пройдет в Бразилии. Таким образом, можно заключить, что пока в плане престижности мероприятий даже для самого Татарстана олимпиада по робототехнике проигрывает.
— В следующем году у нас будет больше первых мест, — пообещал, однако, министр, но решив, что в его словах мало убедительности, попытался объяснить результаты традиционным «главное — не победа, а участие». — Олимпиада по робототехнике — академический проект, который вовлекает ребят в образовательную деятельность, это форма допобразования, связанная с организацией, пониманием стратегии. Для тех, кто не победил, а участвовал, — это достижение.
При этом нельзя сказать, что какие-то сельские районы РТ не способны участвовать из-за нехватки оборудования. Масягин отметил, что сами власти республики для развития IT-образования делают все возможное. В 2014 году минсвязи РТ запустила программу «IT-класс». В 40 школ было поставлено оборудование, необходимое как для занятий, так и для соревнований. Приунывший министр поинтересовался у модератора брифинга, должны ли присутствовать «онлайн» чиновники районов (выяснилось, что должны), и попросил вывести их на экраны по прямой связи. На табло тут же высветилось несколько кабинетов. Чиновников в них не было. Пока на экранах сиротливо пустовал ряд стульев и кресел, организаторы брифинга спешно искали кресла и стулья, в которых чиновники бы сидели и, наконец, нашли. Министр выглядел опечаленным.
— Это печально на самом деле, — скорбно прокомментировал он кричащую картинку «участия» районов Татарстана в деле информатизации республики. — Вот ответ на вопрос, участвует ли Татарстан активно в соревнованиях. Президентом РТ делается многое, чтобы организовать IT-классы. Осуществлена подготовка преподавательского состава. Поэтому обращаю внимание руководителей и отраслевых руководителей — тех, кто присутствует на конференции, конечно, — саркастично заметил Шайхутдинов. — Активнее включайтесь в работу! Татарстан должен занимать как минимум половину мест.
Почему айтишник в три раза ценнее среднего россиянина
По словам министра, надежды на это оправданы ребятами в районах, которые очень талантливы, и если дать им возможность реализовать начинания, то это принесет результаты. Тем более, обратил внимание чиновник, что это люди, имеющие в мировом экономическом процессе самую высокую добавленную стоимость.
— На примере 4 тысяч рабочих мест в «IT-парках» Челнов и Казани могу сказать, что добавленная стоимость айтишника приближается к 1,5-1,7 млн рублей. Тогда как среднестрановая — всего 350-400 тысяч. Такие люди в 3 раза более ценны, — держал речь Шайхутдинов перед журналистами и пустыми чиновничьими креслами. — Инвестиции в такие инновации важны. Никто из вас — и особенно, из тех, кто отсутствует, — не назовет программного продукта, разработанного не в США. Все сделано в одной стране. Вот жуткий дисбаланс. 3,5 млн в Америке программистов. А у нас всего 320 тысяч. Притом что русский язык — второй по популярности в сети. Русскоговорящие программисты когда-то родились и обучались в СССР — у нас большой академический потенциал.
Если человек обучился в районе Татарстана, он никогда не уедет из республики, заметил в сердцах Шайхутдинов, попытавшись хотя бы так смотивировать ленивых глав районов («тех, кто присутствует на конференции, конечно»). По его словам, человек из районов и села останется работать в РТ, если ему помочь и с ним работать. Учитывая, что сегодня власти республики и страны озабочены проблемой утечки мозгов, поведение районных чиновников действительно кажется по меньшей мере необычным. Ведь, напомнил министр, тот же Иннополис и создан был для того, «чтобы создать условия для развития интеллектуального потенциала и удерживать этих людей».
Пустующие кресла ответили на это красноречивым молчанием.
Фото: Максим Платонов, info.tatcenter.ru, university.innopolis.ru, prokazan.ru, chelny.itpark-kazan.ru
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.