«Стратегия-2030»: за что депутаты Госсовета могут раскритиковать «книгу будущего» Татарстана

Сегодня Госсовет РТ рассмотрит проект «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года». Газета «Реальное время» уже публиковала несколько материалов об этом программном документе. Сегодня обозреватель нашего издания Альберт Бикбов в своей статье добавляет еще несколько штрихов, обозначив слабые места «Стратегии-2030», которые могут быть подвергнуты критике в ходе сегодняшней сессии татарстанского парламента.

По ту сторону

Сегодня Госсовет РТ рассмотрит проект «Стратегии-2030», которая должна быть принята в качестве закона для того, чтобы стать руководством к действию для министерств и ведомств республики. Как уже неоднократно говорилось, этот документ находится в процессе доработки. Это не Конституция и будет «дошлифовываться» еще не один год. Тем временем обычно при принятии новых программ развития принято вспоминать о предшественниках, то есть о завершившихся программах и стратегиях. Речь, конечно, в первую очередь идет о «Программе социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы» (Закон Республики Татарстан от 22 апреля 2011 г. № 13-ЗРТ).

Все познается в сравнении, а потому хочется отметить про старую стратегию: это была замечательная программа.

Стратегия «Татарстан-2030»

ПСЭР Республики Татарстан на 2011-2015 годы

Количество страниц

306

108

Количество слов

50 939

31 761

Упоминание понятия «кластер»

308

14

Упоминание понятия «пространство»

205

1

Упоминание понятия «инфраструктура»

189

56

Упоминание понятия «агломерация»

176

11

Упоминание понятия «человеческий»

115

10

Упоминание понятия «институты»

98

60

Упоминание понятия «промышленность»

90

52

Упоминание понятия «умный»

41

1

Во-первых, она была нашей местной выделки. Главные идеологи — это министерство экономики РТ и Центр экономических и социальных исследований, работавшие в них специалисты и руководители. Конечно, при ее разработке в качестве экспертов привлекались ведущие научные центры страны: Высшая школа экономики, Российская академия народного хозяйства. Но она ценна тем, что к работе над ней активно привлекались лучшие экономисты нашего Казанского федерального университета, финансово-экономического института, и довольно глубоко и серьезно документ был проработан также с нашими промышленниками. В новой же стратегии ведущими хедлайнерами все же были «варяги», поэтому значительная оторванность от местных реалий присутствует.

Во-вторых, в старой стратегии был глубоко правильный фундаментальный подход: она была построена на анализе институтов. Почему это так важно? Да потому что институты, в сущности, определяют все!

В 2012 году экономист из Массачусетского технологического института Дарон Асемоглу и политолог из Гарварда Джеймс Робинсон выпустили выдающуюся книгу, ставшую трендовой среди мировых интеллектуалов: «Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity, and Poverty» («Почему нации проигрывают: источники власти, преуспевания и бедности»). К сожалению, на русском языке ее пока еще не издали. Эта книга в одночасье стала новой Библией всего западного истеблишмента, и многие уверены, что она попадет в число таких книг, как книги Смита, Рикардо, Фишера, Самуэльсона, Шеллинга, которые реально меняют мир. Книга о том же, о чем и все наши стратегии, — об экономическом росте. А он, по мнению авторов, невозможен без качественных институтов, которые обеспечивают доступ все большей части населения к генерированию национального богатства и способствуют процветанию людей. Именно правильные институты определяют экономический рост, и ничто другое.

К сожалению, книгу «Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity, and Poverty» («Почему нации проигрывают: источники власти, преуспевания и бедности»), ставшую трендовой среди мировых интеллектуалов, на русском языке пока еще не издали.


В старой стратегии был проведен анализ влияния институциональных факторов на развитие секторов экономики и социальной сферы в Татарстане. В отличие от традиционного отраслевого принципа, в основу программы был положен подход к решению проблем, носящих институциональный характер и препятствующих эффективному социально-экономическому развитию республики. Данный подход позволил выявить системные риски и угрозы, влияющие на экономическую стабильность.

В-третьих, здесь была использована новая модель программирования, обеспечивающая соблюдение межпрограммных функциональных связей. При этом речь идет о зависимости всех разрабатываемых в соответствии с данной программой республиканских, ведомственных и муниципальных программ и проектов как между собой, так и каждой из них с данной программой. Также разработана новая технология внесения изменений в программу.

К сожалению, новая стратегия полностью лишена институционального подхода. Это документ написан в первую очередь для правящей элиты, и главный акцент «Стратегии-2030» — это гигантский, гипертрофированный акцент на инфраструктурных проектах. О промышленности — вскользь, затушевав ее, как бедную Золушку, потусторонними и отвлеченными рассуждениями о некой «умной экономике» и «кластерной активации». Но что это конкретно, в ней ясно не определено. По мнению авторов, внедрение здесь и сейчас подобных химер даст экономике Татарстана возможность обеспечить экономический рост с темпом прироста 3,3-4,6%, преодолев предельный темп прироста отраслей «современной экономики» (1,7%).

Про сельское хозяйство — тоже вскользь, все больше про агротуризм и экозону «Волжско-Камский поток». Весь Татарстан в конечном итоге по «Стратегии» станет большим городом-агломерацией. Инфраструктура, инфраструктура и еще раз инфраструктура. Да вы посмотрите только на этот портфель приоритетных проектов новой «Стратегии»!

Вложения в Иннополис — 377,1 млрд руб. А в транспортные проекты — в 3 раза меньше.

Вложения в инфраструктурный комплекс (596,0 млрд руб.) превышают вложения в топливно-энергетический более чем в 2 раза.

Инфраструктура не создает добавленную стоимость — она лишь обслуживает ее создание. Но для элиты важен не только итог, но и процесс. Стройка, стройка и еще раз стройка — вот девиз и краткое содержание «Стратегии-2030».

Человеческое, слишком человеческое

Большие, огромные куски этого документа посвящены развитию «человеческого капитала». Мы уже писали, что разработчики «Стратегии», оперирующие понятием человеческого капитала, руководствуются, в общем-то, старыми экономическими моделями полувековой давности. За полвека теория экономического роста шагнула далеко вперед. Здесь оперируют моделями Гроссмана-Хеплмана, учитывающими в качестве эндогенного фактора роста научно-технический прогресс, и моделями, учитывающими неравенство в распределении доходов и капитала, которое тормозит экономический рост. Есть и теории «социального конфликта», и модели несовершенного кредитного рынка Бенабоу, и модели влияния государственной политики на экономический рост, и целый класс институциональных моделей, оперирующих индексами политической стабильности и обеспечения экономических прав граждан. И развитие человеческого капитала здесь только один из начальных кирпичиков фундамента новых теорий. В принципе, понятно, почему они так делают.

Во-первых, это популистская беспроигрышная политика. «Все для блага человека» — ну кто же возразит. Мы за все хорошее против всего плохого.

Во-вторых, развитие человеческого капитала, как широко трактуемого понятия, довольно тяжело считается в реальных цифрах, здесь большой простор для фантазий и натягивания под нужный результат. А значит, удобно для различных интерпретаций.

В-третьих, развитие человеческого капитала требует опять массированных сопутствующих инвестиций в стройку (один Иннополис только чего стоит).

В-четвертых, и это самое главное, — вышеизложенные новые модели экономического роста почти все связываются с институциональными преобразованиями. А эту тему авторы деликатно обходят и потому глубоко в теории экономического роста не углубляются, скармливая нам неопределенно-расплывчатый человеческий капитал и огромные затраты на него.

Нет никаких сомнений, что «Стратегию» в Госсовете примут, и, возможно, единогласно. Эта стратегия для элиты, стратегия инфраструктурных строек. Но для меня ли эта стратегия?

Альберт Бикбов, фото: Роман Хасаев, Мария Зверева

Новости партнеров