«Их нравы»: Осман Гази — первый падишах Османской империи

Когда основателя государства османов признали султаном не благодаря завоеваниям, а после проповеди имама с минбара

Казанский исследователь Булат Ногманов, публикации которого читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о культуре и истории Турции. После путевых заметок, написанных по итогам поездки к мавзолею отца основателя Османской династии Османа I — Эртугрула Гази, он переходит к рассказу о первом падишахе империи.

Первые 10 султанов лично воевали, а потом…

Продолжая тему истоков, становления и формирования государства османов в полноценную империю, как было обещано в предыдущую субботу, сегодня поговорим об Османе Гази, он же Кара Осман, он же Фахруддин (поклонники фильма «Москва слезам не верит» могли бы продолжить этот список словами «он же Григорий Иванович»). Однако будем придерживаться официальной историографии. Большое количество имен и псевдонимов было распространенным явлением того времени, ведь правитель был не только правителем, но и воином, имамом и поэтом одновременно.

Звание Гази, как и его отец, он получил благодаря участию в многочисленных битвах и сражениях, которые в ту пору вело государство сельджуков. Напомним, что и Эртугрул, и Осман были беями, которые находились на службе у сельджукского государя и за ратные подвиги получили свои земельные наделы. Примечателен тот факт, что, начиная с Османа Гази, первые 10 султанов Османской империи, в качестве главнокомандующего, принимали участие во всех войнах и сражениях. Славную традицию первым прервал султан Селим II (он же Сары Селим). После него личное участие в войнах приняли лишь пять султанов, а всего их было 36, точнее 39, просто некоторые султаны правили несколько сроков с перерывами. Пока наш дорогой читатель окончательно не запутался в султанской арифметике Османской империи, переходим к сути.

Началось с проповеди

Официально годом основания Османской империи считается 1299 год, когда Дурсун Факих после завоевания Караджахисара (хотя Краджахисар был завоеван Османом Гази в 1288 году) впервые прочитал пятничную проповедь от имени Османа Гази. До этого все пятничные проповеди читались от имени правителя государства Сельджуков. Этот факт свидетельствовал о том, что государство османов отныне являлось независимым и самостоятельным государственным образованием. Можно сказать, что окончательную независимость от сельджуков государство обрело в 1308 году, когда правитель ильханидов Ахмед Газан Хан, скажем так, завершил земное существование государства сельджуков. Тут необходимо сказать несколько слов о том, кем же был этот Дурсун Факих, который по сути объявил о независимости новоявленного Османского государства?

Дурсун Факих был одним из выдающихся тюркских исламских ученых, последователем шейха Эдебали, о котором мы упоминали в предыдущем очерке. Также он был другом, соратником и свояком Османа Гази. После становления государства османов, Дурсун Факих стал первым имам-хатибом и кадием государства. Кроме того, жены Османа Гази и Дурсуна Факиха были сестрами и дочерьми того самого шейха Эдебали. Дата смерти Дурсун Факиха не установлена, принято считать, что он умер после 1352 года. Его могила находится в Биледжике в мавзолее шейха Эдебали, кроме того есть два мавзолея, которые носят его имя. Первый находится в Караджахисаре, а второй — на возвышении, недалеко от деревушки Кюре. Местные жители говорят, что какой бы сильный ветер не дул в низовьях этой возвышенности, наверху, рядом с мавзолеем, всегда тихо и спокойно. Конечно же, мы не стали верить на слово и решили проверить, на вершине нас ждал удивительный вид и легкий осенний ветерок…

А любовь как сон...

Кроме официальной версии основания Османской империи, как это принято на Востоке, существует легенда. Легенда связана с Османом Гази, вернее со сном, который он увидел, находясь в дергахе шейха Эдебали. Во сне к нему явился шейх Эдебали, из его груди вышла луна, стала возвышаться и перешла в объятия Османа Гази. После этого, из живота Османа Гази начало произрастать дерево, оно выросло большим, и тень от ветвей его покрыла всю землю. Он спросил о значении сна у шейха Эдебали. После небольшой паузы шейх ответил: «Возрадуйся, о Осман! Аллах даровал тебе и твоему сыну царствие. Весь мир перейдет под опеку твоего сына, а моя дочь станет твой женой». Таким образом, шейх стал родственником правящей династии, а его внук Орхан Гази стал вторым султаном Османской империи. Историки были бы не историками, если бы не разошлись в мнениях относительно родства Орхана Гази и шейха Эдебали, так как дочь шейха Мала Хатун была второй женой Османа Гази, а Орхан Гази родился от первого брака…

Так или иначе основав и укрепив государство Осман Гази завещал своему сыну продолжать джихад, нести знамя ислама и слово единобожие в самые отдаленные уголки этого мира. Тот, кто отступит от этого завета и прямого пути, не сможет получить заступничество Посланника Аллаха в судный день. И действительно, на протяжение нескольких столетий потомки Османа строго следовали заветам своего предка и несли религию Аллаха в отдаленные уголки мира, попутно расширяя границы империи. Именно поэтому можно встретить следы османской культуры на Ближнем Востоке, в Восточной Европе, на Балканах, в далекой Юго-восточной Азии и даже в Латинской Америке.

Булат Ногманов
Справка

Булат Ногманов — исследователь, переводчик.

  • Родился в 1985 году в селе Апастово Апастовского района Татарстана.
  • В 2008 году окончил Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави по специальности «Международные отношения».
  • В 2010 году окончил магистратуру Анкарского университета по той же специальности.
  • Участник этнографических экспедиций.
  • Член татарстанского отделения Русского географического общества.
  • Владеет английским, турецким и казахским языками.
  • Публикуется также на портале http://www.islamosfera.ru/

ОбществоИсторияКультура

Новости партнеров