Мирзиёевский Узбекистан: от нежданной независимости к запланированному открытию
Репортаж из посткаримовского Узбекистана. Часть 3-я
Публикуем заключительную часть заметок нашего корреспондента об Узбекистане, который переживает период посткаримовской «оттепели» (части 1 и 2 см. здесь и здесь). В чем заключается стиль правления нового президента и так ли он противоречит прежнему курсу?
Закономерное продолжение каримовской диверсификации
Современная политика Узбекистана по развитию туристической отрасли — не что иное, как продолжение диверсификации экономики, начатой при Исламе Каримове. Благодаря этой диверсификации хлопок давно уже не главный узбекский товар. Пока в России шел процесс деиндустриализации, в Узбекистане, при участии иностранных компаний, создавались новые промышленные мощности. В результате большая часть автомобилей на улицах — узбекского производства. Телефоны, телевизоры, другая электроника и бытовая техника — местной марки Artel. Курс на самодостаточность не решил всех проблем экономики, сейчас на государственном уровне обсуждается реформирование автопрома и других отраслей. Но в любом случае, узбекские достижения и ошибки в импортозамещении достойны внимательного изучения в России, где об этом много говорят.
Чтобы в Узбекистане «взлетела» туристическая отрасль, многие устоявшиеся практики нуждаются в изменениях. Нужна более дружелюбная культура оказания государственных услуг на таможне. Нужны дешевые авиабилеты, недорогие гостинцы и хостелы. Самарканд и Бухара — первые кандидаты на долю в новой отрасли. Следом за ними Хива — исторический центр древнего Хорезма. Местные источники утверждают, что уже через 2 года скоростной поезд Афросиаб, связывающий главные центры узбекского туризма, пойдет до Хивы. Сейчас там интенсивно создается гостиничная инфраструктура, реставрируется историческое наследие, а французские и австралийские археологи, вместе с узбекскими коллегами, ищут новые памятники истории.
Чем Ташкент интереснее Самарканда и Бухары?
В поисках уникального туристического бренда находится столичный Ташкент. Здесь отличные условия для исламского зиярат-туризма. Посетив памятные места Бухары и Самарканда, мусульмане из других стран с удовольствием поедут к древнейшему на земле Корану Усмана, хранящемуся здесь в религиозном комплексе Хазрати Имам. Арабские буквы куфического шрифта на пергаменте со следами крови — такая реликвия может впечатлить даже неверующих (кровь принадлежит праведному халифу Усману, убитому в 655 году). Но образ Ташкента не исчерпывается исламскими святынями и древней историей. Прежде всего в этом городе интересна его новизна и современность, каковой поменьше у Самарканда и совсем чуть-чуть у Бухары. Это чувствуют даже мусульманские паломники из стран Азии — приехав в столицу, они отправляются на обычный шопинг.
26 апреля 1966 года большая часть Ташкента была разрушена землетрясением. Восстанавливали город всем Советским Союзом при участии стран социалистического блока. В создании нового облика Ташкента были задействованы лучшие архитекторы и проектные организации. С тех пор город является средоточием огромного количества уникальных зданий в модном ныне стиле советского модернизма. Причем в легкие стеклобетонные конструкции обязательно вплетены узбекские мотивы. Ташкентский цирк, театр кукол, концертный зал «Истиклол», выставочный зал и телебашня могут быть пунктами многочасовой экскурсии. Кому-то могут быть близки советские урбанизм и архитектура, другим — общая ностальгия по СССР. И то, и другое есть в Ташкенте. Не менее интересно можно подать национальный стиль, сформировавшийся в годы независимости. Но, кажется, сами ташкентцы до конца не поняли, каким богатством обладают, и играют не на своем поле, пытаясь выглядеть так же «по-восточному», как Самарканд и Бухара.
Понятные правила от Шавката Мирзиёева
Развитие туризма связано с общей либерализацией, которая наметилась с приходом к власти Шавката Мирзиёева. Собирать машины с телевизорами можно и в закрытой стране. Для приема же гостей со всего мира требуется определенная степень свободы, прозрачность и понятность правил игры во всех сферах.
Самая заметная реформа нового президента напрямую касается приезжающих иностранцев. Все интернет-путеводители в один голос пишут, что в Узбекистане два курса доллара по отношению к узбекскому суму. Официальный на уровне 4000 сум за доллар, но обменять валюту по такому курсу практически невозможно. «Базарный» курс (у менял на рынке) — больше 8000 сум за доллар. Формально это незаконно, но зато доступно. Разница между курсами была плодотворной средой для махинаций и серьезно роняла репутацию государства. В сентябре 2017 года указом президента был введен единый курс в районе 8 000 сум и объявлена свобода обмена валюты.
Многие узбекские семьи затронула реформа правил зачисления в высшие учебные заведения. Ранее родители студентов, недобравших баллы для поступления, прибегали к испытанным коррупционным схемам. Огромные суммы оседали в карманах «своих людей». Чтобы эти же деньги поступали в бюджет, администрация Мирзиёева внедрила практику супер-контрактов. Абитуриенты, которым не достает баллов, могут стать студентами, официально заплатив в два, три или в десять раз больше за первый год обучения. Меньше баллов — выше цена контракта.
Международные аналитики уже отметили потепление отношений официального Ташкента с Киргизией и Таджикистаном. Рядовых же «узбекистанцев», кажется, куда больше занимает возвращение опальной певицы Юлдуз Усмановой на экраны телевизоров. С еще большим одобрением общество восприняло назначение популярного певца Озодбека Назарбекова заместителем министра культуры.
Вопреки стереотипным ожиданиям, на улицах Ташкента не так просто найти портрет президента. На малой родине Ислама Каримова в Самарканде есть памятник ему. У подножия фотографируются новобрачные. В сувенирных лавках можно увидеть портреты Каримова и Мирзиёева, и здесь же рядом — трогательные парадные семейные портреты хозяев. Но никаких билбордов с лозунгами не видно. Когда спрашиваешь местных, отвечают: «Зачем? Ведь сейчас не выборы».
Долгая жизнь узбекской кириллицы, российский шоу-бизнес и плов
Еще в России распространено мнение, что связь между нашей страной и Узбекистаном держится на двух факторах: трудовых мигрантах и старшем поколении, которое помнит СССР. Находясь в Узбекистане, понимаешь, что картина несколько сложнее.
Русский язык преподается во всех школах, в том числе с основным узбекским языком обучения. Образование, полученное в русскоязычных школах, считается престижным. Количество русских вывесок и указателей заметно на улицах. Даже новые парадные проекты, вроде ташкентского экопарка (с велодорожками и магазином для вейперов по соседству), сопровождаются двуязычными русско-узбекскими указателями. Английские заметнее на исторических достопримечательностях.
Хотя еще в 1993 году узбекский алфавит был переведен на латинскую графику, по-прежнему распространен кириллический алфавит, использовавшийся в СССР. На нем издают газеты и журналы (на узбекском языке!), делают наружную рекламу, пускают объявления на экранах. Иной раз кажется, что за пределами официальных учреждений кириллица даже преобладает над латиницей. То есть за два с половиной десятилетия новый алфавит не смог окончательно вытеснить старый и вынужден сосуществовать с ним — в независимом государстве. Это невольно наводит на мысли о перспективах возможной латинизации татарского алфавита.
Имея собственную развитую музыкальную индустрию, узбеки любят российскую популярную музыку. Не прошло двух часов нашего пребывания на земле Узбекистана, как послышался знакомый голос Елены Ваенги. Краем глаза довелось наблюдать юбилейные торжества кого-то из местных, где в шоу-программе был представлен пляшущий с «царицами» Иван Грозный из гайдаевской комедии. Потомки Тамерлана принимали Ивана Васильевича как родного. Даже родную кухню в Узбекистане готовы ранжировать по законам нашего шоубиза. «Плов подается в конце свадьбы, как Киркоров в завершении концерта» — гласит народная мудрость Востока XXI столетия.
Время выходить из самоизоляции
Такое отношение к России и русской культуре основано на недавнем прошлом. Путь Узбекистана к независимости отличается от прибалтийского. Когда СССР подошел к финальной черте, местные элиты меньше всего стремились к отделению. Им нужна была лишь большая степень самостоятельности в обновленном Союзе. Но получилось так, как получилось, и ответом Узбекистана на крах советской системы и непредсказуемость будущего стала самоизоляция.
После того как в 2016 году произошла мирная (и по среднеазиатским меркам, почти бесконфликтная) передача власти от первого президента к нынешнему, у страны появилась возможность стать более открытой. Для этого задействуются все возможные каналы: общее государственное прошлое, как в случае с Россией, общая вера и язык для тюркских государств, экономическая выгода и простая человеческая дружба. Последний фактор с лихвой обеспечивается узбекским мастерством принимать гостей.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.