«Реальный рейтинг»: в Казани наградят самые экономически эффективные компании ПФО
1 декабря станут известны победители первой деловой премии Поволжья «Реальный рейтинг», учрежденной интернет-газетой «Реальное время». Лонг-лист из 100 лучших предприятий ПФО в 10 отраслях экономики определяли с помощью собственной методики издания при участии ведущих российских экспертов. Что такое «Реальный рейтинг», как определяли победителя и зачем интернет-газете, которая работает на рынке меньше трех лет, проводить собственную премию регионального масштаба?
Реальный бизнес
Перед началом проекта, который станет еще одним ежегодным мероприятием интернет-газеты, редакции нужно было решить, компании из каких секторов экономики и по каким критериям оценивать.
В первый «Реальный рейтинг» решили включить 10 номинаций: «Автодилеры», «Банковский сектор», «Пищевая промышленность», «Продуктовый ретейл», «Ретейл», «Сельское хозяйство», «Строительные компании», «Телекоммуникация и связь», «Транспортная промышленность», «IT-компании» (системные интеграторы, ПО).
Одним из важных критериев стала регистрация организаций, они должны были быть зарегистрированы и работать на территории Приволжского федерального округа. Компании, которые не предоставляли отчетность за годовой интервал не менее одного квартала, в выборку не попали. Информацию о положении дел в компаниях брали из открытых источников: данных Росстата и «Системы профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК) агентства «Интерфакс».
В итоговый список вошли 100 предприятий (по 10 в каждой номинации). Абсолютным лидером по числу организаций, попавших в лонг-лист рейтинга, стал Татарстан. За победу в 9 номинациях борются сразу 27 компаний.
Победители первой деловой премии ПФО станут известны 1 декабря. До этого времени компании-победители держатся в строжайшем секрете. Награждение лидеров ПФО состоится на торжественной церемонии.
Реальные деньги
Аналитический отдел «Реального времени» оценивал у компаний-участников размер активов, объем выручки от продаж (минус НДС, акцизы и другие обязательные платежи), чистую прибыль, объемы выплаченных налогов и рентабельность компании.
— Было понятно, что банки — категория особая. Ее нужно измерять по-другому. Так что в ней аналитическая служба изучала: активы, уставный фонд, кредитный портфель, долю ссудной задолженности, рентабельность собственного капитала, а также динамику рентабельности активов, собственного капитала и норматива ликвидности, — рассказывает руководитель аналитического отдела «Реального времени» Фаиль Гатаулин.
Реальные мнения
Основой рейтинга стал вес каждого из критериев оценки. «Когда мы создавали методику для этого рейтинга, одним из важнейших условий для нас было доверие бизнес-сообщества», — рассказывает директор интернет-газеты «Реальное время» Анна Саушина.
— Поэтому мы привлекли экспертную группу, которая помогла выделить наиболее значимые финансовые показатели для оценки итогов деятельности компаний и расставить веса между этими критериями по их важности, — продолжает она.
Распределением этих весов занимались приглашенные эксперты: гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров; президент — председатель правления холдинга ФИНАМ Владислав Кочетков; член генсовета «Деловой России», предправления ООО «Аудит Груп» Борис Любошиц; вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Азат Газизов и заместитель гендиректора «Института развития финансовых рынков» Валерий Петров.
Редакция «Реального времени» попросила экспертов поделиться своим мнением о методике «Рельного рейтинга».
-
-
Владислав Кочетков президент-председатель правления холдинга ФИНАМ
-
Считаю «Реальное время» одним из лучших российских деловых изданий. Так что мне как минимум было интересно поучаствовать в рейтинговом проекте. Кроме того, это возможность принять участие в исследовании, создающем полезную информацию об экономике ПФО.
Конечно, полностью объективных рейтингов не бывает. Но они все равно полезны. Полезны для инвесторов, которые получают дополнительный индикатор для выбора компаний и отраслей. Полезны и для предприятий. Не секрет, что каждое из них в душе (и в PR-кампаниях) считает себя лидером рынка. Наличие релевантного рейтинга позволяет лучше понять место компании в экономике и, возможно, скорректировать бизнес-цели и стратегию их достижения.
На мой взгляд, методика «Реального рейтинга» достаточно прозрачная и понятная, ориентирована на очевидные показатели состояния и развития бизнеса. Наверное, изъяны можно найти в любом подходе: например, официальная бухгалтерская отчетность не всегда отражает реальное состояние дел в группах компаний. Но этот фактор обходится только за счет экспертных предположений, а они иногда еще больше искажают картину.
-
-
-
Борис Любошиц член генсовета «Деловой России», предправления ООО «Аудит Груп»
-
Стать экспертом «Реального рейтинга» мне предложили его авторы, к которым я отношусь с огромным профессиональным уважением. С профессиональной точки зрения это очень ответственная и интересная работа. Мне хотелось узнать, что получится.
На мой взгляд, такие рейтинги оценки качества работы компаний безусловно нужны. «Реальный рейтинг» — это научная конференция, творческий конкурс и Олимпийские игры одновременно, но для бизнеса.
Методику «Реального времени» могу оценить только положительно. Думаю, что в будущем могут появиться предложения и корректировки. Но в любом случае сегодня такая методика дает объективную оценку успешности и эффективности бизнеса, а компании-участники находятся в равных условиях.
-
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Интернет-газета «Реальное время» создана осенью 2014 года. Сайт realnoevremya.ru начал работу в ежедневном режиме 27 февраля 2015 года.
Всего за год издание стало третьим по цитируемости СМИ Татарстана. А через два с половиной года работы вошло в топ-30 цитируемых интернет-СМИ России.
На сегодня «Реальное время» продолжает работать в ежедневном режиме с круглосуточной лентой новостей. Аналитический отдел интернет-газеты проводит регулярные исследования, а также считает собственные индексы цен на топливо, продукты питания, лекарства и жилье.
Также «Реальное время» известно собственными крупными мероприятиями: online-конференциями с известными политиками, чиновниками и медиа-персонами; отраслевыми бизнес-бранчами; гуманитарным проектом «Открытая лекция» и деловым «Бизнес-форумом».