«25 млрд рублей нам карман не оттягивают»: казанские власти не смущает намечающаяся «бюджетная ловушка»

Столица РТ прогнозирует меньший экономический рост, чем республика

«25 млрд рублей нам карман не оттягивают»: казанские власти не смущает намечающаяся «бюджетная ловушка»
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Публичные слушания по проекту бюджета Казани вылились в обсуждение обострения проблемы 25-миллиардного муниципального долга и периодического снежного коллапса на прилегающих к городу дорогах. Корреспондент «Реального времени» узнал, грозит ли Казани срыв принятия трехлетнего бюджета и будет ли федеральный Минфин исправлять «бюджетные правила» ради столицы РТ.

«Трехлетка» с ростом доходов на 15%

Вчера на публичные слушания впервые был вынесен проект трехлетнего бюджета Казани на 2018—2020 годы. К долгосрочному планированию своего «баланса» муниципалитет вернулся еще год назад — после того, как в 2015 году было принято решение о переходе на однолетний бюджет (тогда это объяснялось «нестабильностью на финансовых рынках»). Вторая бюджетная «трехлетка» Казани верстается с почти 15-процентным ростом одновременно и доходов, и расходов. Как сообщил глава финансового управления исполкома Ирек Мухаметшин, на 2018 год доходы прогнозируются на уровне 21,6 млрд против 19,5 млрд рублей в 2017-м. Следуя заложенному в 2017 году бюджетному правилу «обязательной бездефицитности», муниципальный бюджет Казани разработан с нулевым дефицитом, то есть его расходы прогнозируются на том же уровне — в 21,6 млрд рублей.

В структуре доходов бюджета свыше 19 млрд рублей, или 83%, занимают налоговые доходы, на неналоговые приходится, соответственно, лишь 17%. Межбюджетные трансферты будут уточняться по мере выделения средств республикой. Серьезных доходов казна ждет от налога на доходы физлиц — он должен обеспечить 45% поступлений, увеличившись при этом на фантастические 13,3%. В общей сложности казну, помимо НДФЛ, наполнят имущественный и земельный налоги, а также налоги на совокупный доход.

Теоретически доходы и расходы должны быть синхронизированы, однако, как заметила в своем экспертном заключении заведующая кафедрой финансов Института экономики и финансов КФУ Надия Сабитова, доходы растут на 15%, а расходы — лишь на 10%. Впрочем, эта разбалансировка может быть скорректирована по ходу дискуссий, и похоже, что у оппонентов есть люфт на выставление расходных требований в пределах 5%.

Казань заложила экономическое отставание

В отличие от республиканского бюджета, который построен на прогнозе роста индекса промышленного производства на 5,7% в 2018 году и на 3,2% и 2,9% — в плановом периоде, Казань почему-то отталкивается от более скромных темпов роста всего в 2%. Как пояснил глава комитета экономического развития горисполкома Артур Валиахметов, в основу социально-экономического прогноза на 2018—2020 гг. положены сценарные условия развития экономики России, которые предусматривают умеренный рост промышленного производства — как раз на 2%. В 2017 году средняя зарплата выросла на 4,7% (при инфляции в 4,4%, — прим. авт.), дальше она тоже будет расти довольно медленно — 35,5 тысячи рублей в 2018 году, 37,3 тысячи — в 2019-м, 39,1 тысячи — в 2020-м. Зато напрочь исключена массовая безработица: она не превысит 0,7% от экономически активного населения и даже будет снижаться. При этом авторы прогноза ждут роста в 2% на потребительском рынке.

Услышав это, депутаты Казгордумы, можно сказать, хором поставили под сомнение оптимистичную картину будущего Казани. «В физическом выражении вы рисуете рост товарооборота в 2%, тогда как цены выросли как минимум на 15%», — удивился этим «математическим выкладкам» Марат Шакиров, возглавлявший ранее представительство МТС в Татарстане. По его мнению, с учетом такого роста цен следует говорить, напротив, о падении покупательной способности.

Его коллегу Эмиля Хуснутдинова, выступающего застройщиком жилого комплекса «Победа», заинтересовала, разумеется, ситуация в жилищном строительстве. Он спросил, почему по итогам 9 месяцем этого года объем строительства в Казани составил всего 83,1% от уровня 2016 года. В ответ глава комитета экономического развития горисполкома Артур Валиахметов предсказуемо заявил, что основные объекты будут введены в конце года.

Вот такая, понимаете, законодательная ловушка

Впрочем, «местечковые» вопросы депутатов Казгордумы показались сущими пустяками в сравнении с глобальной проблемой урегулирования муниципального долга, которая может сорвать принятие основного финансового документа Казани. Надия Сабитова сообщила, что заложенный в трехлетнем бюджете предельный размер муниципального долга в 29 млрд рублей противоречит Бюджетному кодексу РФ. По ее словам, верхний предел муниципального долга должен рассчитываться по правилу: доходы минус безвозмездные поступления, минус дополнительные нормативы по налоговым доходам. «По моим расчетам, ограничения на 2018 год должны составлять 14 млрд 458 млн рублей, тогда как сейчас фактический уровень долга Казани составляет свыше 25 млрд рублей», — отметила она.

Справедливости ради она заметила: здесь нет вины Казани. Муниципальный долг образовался при подготовке города к Универсиаде-2013, привлеченные им бюджетные кредиты Минфина РФ были направлены на строительство дорожно-транспортной инфраструктуры. Сабитова напомнила, что этот долг, согласно постановлению правительства РТ, подлежит реструктуризации, но только с 2023 года (и вплоть до 2032-го). Зная это, ежегодно Минфином РФ подавалась законодательная инициатива о внесении поправок в Бюджетный кодекс, которая разрешала муниципалитету Казани принимать бюджет с более высоким уровнем долга. Но в этом году этого еще не произошло. Эксперт высказала предположение, что Казань, возможно, оказалась единственным муниципалитетом с таким долгом и ради одного города менять кодекс не захотят. «Может так случиться, что в Бюджетный кодекс и не внесут поправку. А реструктуризация — только с 2023 года. Тут, понимаете, такая вот законодательная ловушка», — посочувствовала она казанским властям, предложив им иметь «в кармане» какой-то запасной вариант. Например, полное списание долга.

«Чтобы было понимание: этот долг нам карман не оттягивает, — подключился к разговору замруководителя исполкома Радик Шафигуллин. — 25 млрд были предоставлены под 0,1%, на обслуживание мы тратим всего 25 млн. Но Бюджетный кодекс говорит, что мы не должны превышать бюджетные параметры», — развел он руками. На выручку ему пришел глава финансового управления исполкома Ирек Мухаметшин. Он сообщил, что обращение в Минфин РФ о необходимости внесения поправки уже отправлено.

«Во все предыдущие годы бюджетные поправки всегда проходили. А в этом году поправки не было. Чем это грозит? Ничем! Ни банкротством, ни штрафами. Просто нарушение бюджетного законодательства», — прокомментировала позже Надия Сабитова журналистам.

ТОС «Залесный»: когда будут чистить дороги?

Собравшихся рядовых граждан долговая проблема между тем не сильно волновала. Они спрашивали о насущном: почему не убирают мусор в пригородных поселках, есть ли средства на отлов бродячих животных, сколько будет построено новых школ.

Но, пожалуй, самый болезненный для казанских властей вопрос поставил глава территориального общественного самоуправления (ТОС) «Залесный» Виктор Салмин. Из года в год жители просят расчищать дороги в зимнее время, но в итоге, чтобы иметь возможность выбраться в город в снегопад, вынуждены нанимать подрядчиков за свой счет. «У нас дорога относится к третьей категории, поэтому подрядчики могут приехать только на третьи сутки после снежного бурана. И мы тратим свои кровные 25—30 тысяч рублей, чтобы отвезти детей в школу. Мы не знаем, есть ли выход. Может быть, он в том, чтобы включить нас в бюджетную схему? Чтобы нам возвращали наши деньги?» — взмолился в конце концов пожилой мужчина.

Городские чиновники объяснили ему, что сейчас сами сражаются с ЦЭСИ и Минфином РФ по вопросу пересмотра нормативов на содержание улично-дорожной сети, после чего станет ясно, каким получится «дорожный бюджет». «Если вашей дороге присвоят первую категорию, дорожные службы выедут на расчистку после первой же снежинки», — мечтательно заметил Радик Шафигуллин.

Луиза Игнатьева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ЭкономикаБюджет

Новости партнеров