Международная панорама: по итогам визита Трампа в Китай

Советский дипломат в отставке Юлдуз Халиуллин об отсутствии стабильности в мире. Серия 9: встреча лидеров США и КНР

Минувшая неделя ознаменовалась важным политическим событием — турне американского президента Дональда Трампа по азиатским странам. И центральное место в этой поездке занял его визит в Китай. Советский и российский дипломат, колумнист «Реального времени» Юлдуз Халиуллин в своей сегодняшней колонке рассуждает об итогах встречи глав двух сверхдержав — Трампа и Си Цзиньпина.

Северокорейская дилемма

Турне Дональда Трампа по четырем странам Азии — Японии, Южной Корее, Китаю и Вьетнаму — оказалось в центре внимания американских средств массовой информации. Но мировые СМИ обращают особое внимание на итоги переговоров президента США и председателя КНР, состоявшихся в Пекине.

Судя по всему, обе стороны тщательно подготовились к этой «встрече в верхах» на китайской земле. Американского президента впервые в истории встретили во дворце Запретного города китайских императоров. Президент США, в свою очередь, показал гостеприимным хозяевам сцену, где его внучка исполняет песню на китайском языке. Но это все, конечно, внешняя сторона визита.

Что касается обсуждения важных международных проблем в целом, то оно осталось во многом за закрытыми дверями. К тому же после его завершения практически не было пресс-конференции, которую ожидали многочисленные корреспонденты. Си Цзиньпин и Дональд Трамп ограничились лишь краткими заявлениями об итогах переговоров. Видимо, стороны договорились не отвечать на вопросы репортеров.

Создалось впечатление, что по Северной Корее стороны договорились о необходимости добиться ее денуклеаризации в соответствии с решениями резолюции ООН и Совета безопасности. Трамп призвал Пекин разорвать финансовые связи с КНДР. Руководитель КНР, в свою очередь, настаивал, что для разрешения кризиса нужен диалог между Вашингтоном и Пхеньяном, и подтвердил, что Китай выполнит резолюцию ООН по данному вопросу.

Нужно отметить, что Дональд Трамп грозил экономическими санкциями в отношении тех стран, которые поддерживают торгово-экономические отношения с КНДР. В отношении Китая, как раз поддерживавшего до недавнего времени значительные торговые связи с северокорейцами, это, безусловно, звучало совершенно невыполнимо. Хотя бы потому, что это практически невозможно осуществить и, кроме того, не в интересах самих Соединенных Штатов (имею в виду экономические санкции в отношении Китая).

На кону — сотни миллиардов долларов

Ежегодный объем китайско-американских торговых отношений составляет 750 млрд долларов. Это совпадает с суммой ежегодных расходов на оборону США. К тому же объем государственных облигаций США, находящихся в руках КНР, уже превышает 1 трлн долларов. Китайцы формально могут предъявить требования о возврате облигаций на такую огромную сумму, что может привести доллар к коллапсу. Правда, они не заинтересованы в этом и никогда этого не сделают, потому что китайское экономическое проникновение в зарубежные страны в немалой степени зависит от дееспособности доллара.

В ходе визита Трампа в Китай были подписаны несколько крупных торгово-экономических соглашений на общую сумму порядка 250 млрд долларов, правда, некоторые из них — в виде меморандума. Речь идет не только об американских инвестициях в экономику Китая, но и о китайских инвестициях в экономику Соединенных Штатов. В частности, китайская энергетическая компания China Energy Investment Corporation планирует инвестировать около 85 млрд долларов в проект разработки сланцевого газа и химического производства в американском штате Западная Виргиния.

Три китайские корпорации подписали соглашения с властями Аляски и с компанией Alaska Gasline Development Corp. (AGDC) о реализации на территории северного американского штата проекта по сжижению природного газа на 40 с лишним млрд долларов.

Территория, полузакрытая для американских компаний

Американцев беспокоит не только огромное отрицательное сальдо торговли с Китаем (на несколько сотен млрд долларов. К слову, в отношении японцев аналогичный дефицит составляет порядка 70 млрд долларов) — их беспокоит ограничение свободного доступа крупных американских компаний на рынки Китая. Китайцы требуют создания совместных американо-китайских предприятий, чтобы каким-то образом контролировать деятельность американских компаний, особенно в финансовой сфере. В частности, американские транснациональные корпорации Ford и General Electric работают в Китае не самостоятельно, а в форме совместных предприятий с китайцами. А работа таких американских компаний, как Google, Facebook и некоторых других, на территории Китая вообще заблокирована.

По большому политическому счету, от состояния отношений между этими современными сверхдержавами — США и КНР — в немалой степени зависит глобальная обстановка в мире. Надо полагать, что лидеры двух стран обсуждали и политические мировые проблемы. Мы можем лишь догадываться о ходе этого обсуждения, точках соприкосновения и расхождениях. Как бы то ни было, сверка часов и подходов к рассмотрению этих проблем в будущем.

Дональду Трампу, надо полагать, поездка в Пекин, Токио и Сеул нужна была для укрепления своих позиций внутри страны — в отношениях с конгрессменами и сенаторами, когда при обсуждении различных проблем у них возникают определенные разногласия.

Юлдуз Халиуллин, фото whitehouse.gov

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Юлдуз Нуриевич Халиуллин — российский дипломат, востоковед, писатель. Руководитель московского филиала Международной экономической академии Евразии.

  • Родился в деревне Иске Кызыл Яр Агрызского района Татарстана в крестьянской семье.
  • 1964 год — окончил МГИМО МИД СССР.
  • 1978 год — окончил Дипломатическую академию МИД СССР и аспирантуру.
  • Защитил диссертацию на тему «Экономическая дипломатия Пакистана» (опубликована в 1980 году).
  • С 1964-го по 1991 год работал в системе МИД СССР, с 1992-го по 2000 год — в МИД РФ. Занимал дипломатические должности в посольствах в Индонезии, Пакистане, Бангладеше, Румынии, Непале и Шри-Ланке, в Киргизии и Казахстане.
  • В 1999 году избран членом-корреспондентом Международной экономической академии Евразии (МЭАЕ, Алма-Ата).
  • Автор ряда книг по вопросам внешней политики и дипломатии, в том числе двухтомника «Восток глазами дипломата».
  • Автор более 100 статей по различным вопросам — от современной татарской поэзии до актуальных проблем ядерной физики. Колумнист «Реального времени».

ОбществоВласть

Новости партнеров