Алькеевский район: родина первого татарского фотографа и мамы Рудольфа Нуриева

Заметки ученых о районах Татарстана

Сотрудники Института татарской энциклопедии и регионоведения (ИТЭР) АН РТ Лариса Айнутдинова и Булат Хамидуллин знакомят наших читателей с Татарстаном. В сегодняшней колонке, написанной ими специально для «Реального времени» совместно с научным сотрудником ИТЭР Сергеем Беловым, ученые рассказывают о богатом на историческое прошлое и талантливых людей Алькеевском районе.

Алькеевский район находится на юге Татарстана, граничит с Самарской и Ульяновской областями, а также с Алексеевским, Нурлатским и Спасским районами нашей республики. Он был образован 10 августа 1930 года. Райцентр — с. Базарные Матаки (Базарлы Матак). Численность населения на 2017 г. — 19291 человек (64,2% татар, 18,2% чувашей, 15,7% русских).

До 1920 г. территория района относилась к Спасскому уезду Казанской губернии, в 1920—1930 гг. — к Спасскому кантону Татарской АССР. До 1937 г. районным центром являлось с. Нижнее Алькеево, откуда и пошло название района. В настоящее время в его состав входят 70 населенных пунктов, разделенных на 21 сельское поселение: Аппаковское (с. Аппаково, Каракули, Старая Тумба); Базарно-Матакское (с. Базарные Матаки, д. Нижнее Биктимирово); Борискинское (с. Борискино, Старое Ямкино, д. Новое Ямкино, Садиково); Верхнеколчуринское (с. Верхнее Колчурино, д. Катюшино, Нижнее Колчурино, Юксул); Каргопольское (с. Каргополь); Кошкинское (с. Кошки, Татарское Тюгульбаево, д. Русское Тюгульбаево); Нижнеалькеевское (с. Нижнее Алькеево, Верхнее Алькеево, Среднее Алькеево, д. Татарский Студенец); Нижнекачеевское (с. Нижнее Качеево, д. Верхнее Качеево); Новоургагарское (с. Новые Ургагары, Старые Ургагары); Салманское (сс. Салманы, Демидовка, Новые Салманы, дд. Анины Салманы, Нижние Салманы, Старый Баллыкуль, Хлебодаровка); Староалпаровское (с. Старое Алпарово, д. Новое Алпарово, Татарское Муллино); Старокамкинское (с. Старое Камкино, Карамалы, д. Новое Камкино, Русский Студенец); Староматакское (с. Старые Матаки, Чувашское Шапкино, д. Абдул-Салманы, Верхние Матаки, Татарское Шапкино, пос. Новая Сихтерма); Старосалмановское (с. Старые Салманы, Новый Баллыкуль, Старая Тахтала, д. Новая Тахтала, Старые Нохраты); Старохурадинское (с. Старая Хурада, Сиктерме-Хузангаево); Старочелнинское (с. Старые Челны, Новые Челны, д. Бибаево-Челны); Тяжбердинское (с. Тяжбердино, д. Среднее Биктимирово); Чувашско-Бродское (с. Чувашский Брод, Татарское Ахметьево, д. Сушка, пос. Юлдуз); Чувашско-Бурнаевское (с. Чувашское Бурнаево, Татарское Бурнаево); Шибашинское (с. Русские Шибаши, д. Большая Поляна, имени Мулланура Вахитова, Татарские Шибаши); Юхмачинское (с. Юхмачи, Верхнее Альмурзино, Нижнее Альмурзино).

Природа и современная инфраструктура

Район расположен в пределах Заволжской низменности. Климат здесь умеренно-континентальный. Речная сеть представлена реками Малый Черемшан (памятник природы) и Актай, их притоками. В пойме Малого Черемшана имеются торфяные болота, старичные озера. Общая лесистость территории района составляет чуть менее 19%. В животном мире широко представлены земноводные, пресмыкающиеся, птицы (куропатка серая, глухарь, рябчик, иволга, дрозд черный и др.), млекопитающие (лось, кабан, волк, рысь, белка, куница, зайцы русак и беляк и др.). В 1985 г. на территории района был выделен ландшафтный памятник природы Татарско-Ахметьевское торфяное болото (располагается на первой надпойменной террасе р. Малый Черемшан, общая площадь водно-болотного комплекса в окружении смешанного леса 15 га; на его территории произрастают более 50 видов травянистых растений, в том числе занесенные в Красную книгу РТ, — береза приземистая, ива розмаринолистная, пушица широколистная, грушанка зеленоцветковая, дремлик болотный, бодяк болотный).

Из полезных ископаемых в районе разведаны месторождения битуминозных пород, формовочных песков, кирпично-черепичных глин, торфа. Однако жизнедеятельность района имеет в основном сельскохозяйственную направленность. Здесь развиты мясо-молочное скотоводство и свиноводство, возделываются яровая и озимая пшеница, озимая рожь, овес, ячмень, просо, горох, подсолнечник и кукуруза. В 2017 г. в районе действовали четыре сельскохозяйственных предприятия — ОАО «Красный Восток-Агро», ООО «Промышленный свиноводческий комплекс «Салман», ООО «Хузангаевское» и ООО «Яшь Куч». Работают лесхоз и лесничество. Небольшие промышленные предприятия размещены в районном центре и в селах Сиктерме-Хузангаево и Юхмачи. Организовано производство хлеба и хлебобулочных изделий, муки, макаронно-крупяных изделий, растительного масла, полуфабрикатов из мяса, молочной продукции, бетона, строительной сетки, мебели и пиломатериалов, дверей, керамзитобетонных и пеноблоков, пластиковых окон.

В сфере образования на 1 сентября 2017 г. в районе функционировало 22 общеобразовательных учреждения (13 средних и 9 неполных средних школ, 16 их филиалов). Имеется одна гимназия, работают 32 детских садика. В структуру дополнительного образования входят три учреждения — дом детского творчества, детская музыкальная школа и детско-юношеская спортивная школа.

В 2017 г. в районе функционировали районный дом культуры, 29 сельских домов культуры, 18 сельских клубов, два передвижных автоклуба, 36 библиотек, более 150 самодеятельных клубных формирований. Пять коллективов имеют звание «народных»: вокальный ансамбль «Рябинушка», театральный коллектив «Ташкыннар» и вокально-инструментальный ансамбль «От Афгана до Чечни» при районном Доме культуры, театральные коллективы «Килэчэк» (Татарско-Ахметьевский сельский дом культуры) и «Умырзая» (Верхне-Альмурзинский сельский дом культуры). Работают историко-краеведческий музей им. С.М. Лисенкова (с. Базарные Матаки, основан в 2004 г., расположен в доме начала XX в. купца С.М. Лисенкова, более 10 тыс. ед. хр., в экспозиции разделы по археологии, нумизматике, этнографии, искусству; единственный в РТ зал космонавтики) и музей П.П. Хузангая (с. Сиктерме-Хузангаево, основан в 2002 г., более 400 ед. хр., основные разделы экспозиции посвящены жизни и деятельности чувашского поэта).

В системе здравоохранения района работают центральная районная больница и поликлиника, Юхмачинская участковая больница, три врачебные амбулатории (с. Новые Салманы, Сиктерме-Хузангаево, Чувашский Брод), 41 фельдшерско-акушерский пункт.

Спортивная инфраструктура включает 129 спортивных сооружений, в т.ч. универсально-спортивный зал «Алина» и плавательный бассейн «Ляйсан». Среди известных спортсменов — победители чемпионатов мира по гиревому спорту (Г. Фаттахов) и борьбе на поясах (Р. Нурутдинова и В. Хайруллина).

Древние курганы и памятники архитектуры

На территории Алькеевского края выявлено более 160 археологических памятников, относящихся в основном к бронзовому веку, именьковской культуре и общебулгарскому периоду. Среди них 24 кургана, из которых шесть расположены в окрестностях села Среднее Алькеево (Урта Әлки; Китәнче), три — у деревни Татарские Шибаши (Татар Чиябашы), три — у села Русские Шибаши (Рус Чиябашы). В окрестностях села Старые Челны (Иске Чаллы) выявлены остатки поселений срубной культуры бронзового века, три булгарских селища домонгольского периода, а в месте «Ташбилге», или «Изгеләр өсте», находится надгробный камень со следами орнамента и куфическим текстом, датируемый 1307 г. В окрестностях села Нижнее Качеево (Түбән Кәчи) в урочище «Кала-тау» выявлено древнее городище и несколько разнотипных археологических памятников именьковского и булгарского периодов. Рядом с деревней Абдул-Салманы (Абдул Салманы) располагается почитаемое местными жителями святое место с колодцем и площадкой для жертвоприношений, где, по преданиям, останавливалось так называемое «Посольство Ибн Фадлана» — багдадское посольство халифа ал-Муктадира к булгарскому правителю Алмушу в 921—922 годах, возглавляемое Сусаном ар-Раси. В окрестностях деревни Старые Нохраты (Иске Нохрат) выявлен археологический комплекс, включающий два булгарских и золотоордынских городища и три булгарских селища (X—XIV вв.); здесь найдены следы ремесленной деятельности и международной торговли, обнаружены клады золотых и серебряных ювелирных булгарских изделий, свидетельствующие о том, что в период Волжско-Камской Булгарии тут располагался крупный город — политический и хозяйственный центр округи.

На кладбище «Изгеләр өсте» села Старые Салманы (Иске Салман) находятся четыре надгробных камня XIII—XIV вв., на двух из которых сохранились орнамент и надписи куфическим подчерком, в том числе наиболее раннее из ныне известных упоминание о празднике Сабантуй (относится к 1292 г.), а рядом с кладбищем в урочище «Йорт өсте» обнаружено селище того же периода, которое особо почитается местными жителями. В двух километрах от села Верхнее Альмурзино (Югары Әлморза) находится древнее кладбище «Иске каберлек» с каменными булгарскими надгробиями. На кладбище деревни Татарское Шапкино (Татар Шәпкәсе) находится надгробие XIV в. (золотоордынский период) с орнаментом и надписями на арабском языке, выполненными почерком «сульс». В окрестностях села Татарское Бурнаево (Татар Борнае) выявлены булгарское городище домонгольского периода (в урочище «Алка»), три домонгольских и одно золотоордынское селища, а на месте старого сельского кладбища «Изгеләр өсте» сохранился обломок надгробного камня XIV в. со следами орнамента и текста, вырезанного куфическим почерком (местные жители считают, что здесь похоронен основатель села Бурнай-бабай). В центре села Нижнее Альмурзино (Түбән Әлморза) сохранилась часть надгробного камня предположительно XIV в. На кладбище деревни Старый Баллыкуль (Иске Баллыкүл) «Таш газизләр» находятся шесть надгробных камней XIV в. (золотоордынский период), на которых сохранились элементы орнамента и надписи куфическим почерком, а в начале XX в. рядом с этой деревней нашли клад из ювелирных украшений домонгольского периода. В окрестностях деревни Среднее Биктимирово (Урта Биктимер) в 1913 г. был найден клад из 500 серебряных монет XIV в.

Интересные сведения о населенных пунктах Западного Закамья, в том числе Алькеевского края, в период Казанского ханства, а также во второй половине XVI — начале XVIII вв. можно узнать из научных статей и кандидатской диссертации Рафика Насырова — ученика широко известного татарского археолога Равиля Фахрутдинова и историка Рашида Галляма.

Ныне в районе действуют 30 мусульманских и пять православных приходов. В 1880—1889 гг. по проекту архитектора Г.В. Розена под руководством архитектора А.Е. Остовского в селе Кошки в стиле русско-византийской эклектики была построена каменная церковь Троицы Живоначальной, которая ныне является памятником архитектуры республиканского значения. В селе Старые Ургагары (Иске Үргәагар) мечеть — памятник архитектуры республиканского значения — действует без перерыва с момента открытия в 1905 г. В деревне Нижнее Колчурино (Түбән Колчура) в 1990 г. образован приход Святителя Николая Чудотворца, в 1994 г. построен молитвенный дом, а в 1996—2003 гг. построена церковь Казанской Божией Матери. В Базарных Матаках действуют мечети «Актай» (с 1993 г.), «Мидхат» (с 1996 г.), «Шаукат» (с 1999 г.), с 2003 г. ведется строительство новой двухпрестольной церкви Троицы Живоначальной. Рядом с селом Чувашское Бурнаево (Чуаш Борнае) сохранилось место совершения общественных языческих жертвоприношений и молений «Киремет карти».

Знаменитые люди Алькеевского края

Район является родиной некоторых мурз (позже крестьян, так называемых «мурз в лаптях») династии Акмаевых, Данаевых, Колчуриных, Мустафиных, Нураевых, Тотакашевых, Урманчеевых, Чепкенеевых (Чапкуновых), Юлдашевых и Яушевых, теолога и поэта Идриса Зульмухаммада (XVII в.), поэта Сахибгарая ибн Ахмада ал-Булгари ас-Салмани (вторая половина XIX в.), каллиграфа, составителя шеджере, автора шамаилей, первого татарского фотографа Зульфакара Кыямкари (1870—1921), религиозного и общественного деятеля, редактора журнала «Ислам мажаллясе» в 1924—1928 гг., первого заместитель муфтия Центрального Духовного управления мусульман К.К. Тарджеманова (Тарджемани) (1877—1943), историка-археографа и этнографа-фольклориста С.Г. Вахидова (Вахиди) (1887—1938), литературоведа и историка Ф.К. Сайфуллина (Сайфи-Казанлы) (1888—1937), писателя А.Ю.Фахрутдинова (Фахри) (1901—1926), народного поэта Чувашской АССР П.П. Хузангая (1907—1970), поэта и прозаика Н.Х. Давлетшина (Наби Даули) (1910—1989); Героев Советского Союза К.К. Афанасьева, З.Г. Исхакова, С.М. Крайнова, Г.И. Филиппова, А.П. Чулкова, Г.Н. Шагвалеева; Героев Социалистического Труда К.А. Валиева, А.В. Лукоянова, Ю.И. Петровой, В.Н. Прохорова, А.К. Шагиахметова; полных кавалеров ордена Славы Х.Н. Насыбуллина, Н.Ф. Пестонова; генерал-полковника И.В. Смородинова; контр-адмирала А.И. Родионова (в сентябре 1945 г. он участвовал в подписании Акта о безоговорочной капитуляции Японии на борту американского линкора «Миссури»); политических и общественных деятелей А.В. Гнеденкова, И.И. Казанкова, Д.К. Каюмова, М.М. Мусина, А.И. Нуруллина, М.А. Сираева, М.Ш. Туйбактина, И.Х. Хамидуллина; деятелей науки и культуры Ф.Г. Бикмурзиной, Г.Ф. Булатовой, Д.Д. Гайнетдиновой, А.С. Галиуллина, Ф.З. Кадыровой, Ш.М. Маннапова, И.И. Махмутовой, Р.И. Мутыгуллиной, М.М. Сунгатуллина, А.Н. Филатова, Н.Г. Хайруллина, Р.Х. Хамадеева, А.А. Хисматова, Ф.Х. Хисматуллина (Ф.Х. Дуная); чемпиона мира и Европы по бодибилдингу А.С. Яшанькина и многих-многих других известных людей.

Уроженец Алькеевского края (в то время — Спасского уезда Казанской губернии) известный татарский историк Саид Габдулманнанович Вахиди родился 31 мая 1887 года в деревне Тяжбердино (Ташбилге) четвертым ребенком в семье. В метрической книге он был записан как Саид Саттар. Начальное образование Саид получил в мектебе родной деревни Тяжбердино, среднее — в Иске-Рязяпском медресе (ныне Спасский район), а высшее в 1905—1911 гг. — в знаменитом казанском медресе «Мухаммадия». С 1911 г. он начинает преподавать татарский язык, русскую, общетюркскую и татарскую историю в сельских школах Казанской губернии и в школе №3 города Казани; в 1912 г. добивается открытия в Тяжбердино русско-татарской начальной школы; одновременно с этим ведут археографические и этнографические исследования. В 1912 г. ему посчастливилось найти тарханный ярлык казанского хана Сахиб-Гирея — очень важный письменный источник периода Казанского ханства, написанный 13 сафара 919 года хиджры (т.е. 1 января 1523 г.) и содержащий обращение к эмирам, хакимам, великим сейидам, кадиям, «почетным лицам», чиновникам, всему остальному населению и «вообще всем казанским областям и всем государям областей» Казанского ханства. В 1914 г. Саида Габдулманнановича призывают на войну. В 1917 г., вернувшись с фронта живым и здоровым, он с новой силой отдает себя школе и научно-исследовательской работе. В 1918—1920 гг. трудится в Казани лектором педагогических курсов по ускоренной подготовке учителей для только что открытых многочисленных школ и принимает участие в организации таких курсов в Спасском, Лаишевском и Мамадышском кантонах. В 1919—1921 гг. преподает на рабфаке Казанского университета. В 1920-х гг. сотрудничает в разных организациях, одновременно являясь членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, членом Научного общества татароведения, Академцентра и т.д. С 1928 г. сотрудник Российской археографической комиссии. В 1930-х гг. работал в Татарском НИИ и Госмузее ТАССР. Собрал свыше 3 тысяч древних татарских рукописей, которые передал Госмузею ТАССР, Институту востоковедения АН СССР и т.д. В 1937 г. он был арестован, необоснованно обвинен в «фашизме» и «контрреволюционном пантюркизме», в «распространении империалистических идей» и был расстрелян 5 января 1938 года…

С дореволюционной историей Алькеевского края связана жизнедеятельность многих помещиков-дворян — Алашеевых, Аристовых, Демидовых, Дураковых, Ермоловых, Желтухиных, Киселевых, Мельгуновых, Мурзиных, Оболенских, Петровых, Садиловых, Хованских и др. В 1795 г. в селе Салманы (Салман) на средства С.Ф. Желтухина (1776—1833) была построена каменная Спасская церковь с двумя приделами в честь иконы Донской Божией Матери и во имя Святителя и Чудотворца Николая (ныне — памятник архитектуры, первоначальный облик утрачен). В.Ф. Желтухин (1783—1848) — участник сражения под Аустерлицем 1805 г. (как и С.Ф. Желтухин), статский советник, с 1846 г. Казанский губернский предводитель дворянства. Землевладельцем села Салманы в свое время являлся и Д.С. Теренин (1873—1916) — общественный и политический деятель, земский начальник Спасского уезда в 1898—1906 гг., участник Русско-японской и Первой мировой войн, депутат Государственной думы Российской империи 4-го созыва.

С селом Сиктерме-Хузангаево (Сиктерме-Хузангай), родным селом народного поэта Чувашской АССР, лауреата Государственной премии Чувашской АССР им. К.В. Иванова Петра Петровича Хузангая (1907—1970) и лауреата Государственной премии Республики Марий Эл, заслуженного зоотехника Марий Эл, депутата Государственной думы Российской Федерации в 1999—2003 гг. Ивана Ивановича Казанкова (р.1942), связаны жизнь и деятельность знаменитых на всю Россию А.В. Галицкого (1863—1921) и М.П. Петрова (1877—1938). Александр Васильевич Галицкий — уроженец Вятской губернии, всемирно известный составитель шахматных композиций, опубликовавший в российских и иностранных журналах около двух тысяч шахматных задач, а Михаил Петрович Петров (псевдоним Тинехпи) — уроженец деревни Мунъялы Ядринского уезда Казанской губернии, религиозный деятель, педагог, этнограф и историк, активный идеолог чувашского булгаризма, 30 июля 1938 г. скончавшийся от пыток в Цивильской тюрьме. В память о нем с 2001 г. в Чебоксарах проводятся ежегодные Петровские чтения по истории и музееведению.

Заметки финна Хейкки Паасонена и родное село матери Рудольфа Нуриева

В небольшой статье невозможно упомянуть все села Алькеевского района, а тем более хотя бы вкратце осветить их историю. Поэтому наш выбор пал лишь на два из них — чувашско-русскую деревню Еряпкино (которую в 1898—1902 гг. во время экспедиции по сбору материалов посетил финский языковед, фольклорист и этнолог Хейкки Паасонен; результаты его исследований частично опубликованы в 1949 г. в его книге «Gebräuche und Volksdichtung der Tschuwassen») и татарское село Татарское Тюгульбаево(которое является родным для мамы Ларисы Айнутдиновой — одного из авторов данной колонки).

Итак, Еряпкино. Деревня расположена на р. Бурнайка, в 15 км к югу от с. Базарные Матаки. В ее окрестностях выявлены два селища булгарского и одно селище золотоордынского периодов. По данным письменных источников, она основана в конце XVII в. безъясачными чувашами во главе с Иштыбайкой Ахтубаевым, переселившимися из д. Андреево Свияжского уезда. В дореволюционных источниках нередко упоминается также под названием Старое Иштубаево. Число жителей в 1782 г. — 48 душ мужского пола. До 1860-х гг. жители деревни относились к категории государственных крестьян (бывшие ясачные, экономические, казенные поселяне, чуваши и русские). Основные занятия жителей в этот период — земледелие и скотоводство. В 1898 г. открыта школа Братства Св. Гурия, в которой в 1903 г. обучались 15 мальчиков и 5 девочек. До 1903 г. деревня относилась к приходу церкви Николая Чудотворца в с. Сихтерьма (с 30 июля 2005 г. название села Сиктерме-Хузангаево). После 1903 г. построена Троицкая церковь, которая не сохранилась. В начале XX в. в деревне функционировали три мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 2702 десятины. До 1920 г. деревня входила в Алькеевскую волость Спасского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Спасского кантона ТАССР. С 10.8.1930 в Алькеевском, с 1.02.1963 в Куйбышевском, с 12.01.1965 в Алькеевском районах. В 1930 г. в деревне организован колхоз «Пчела», в 1957 г. он вошел в состав колхоза им. Ленина (работали кролиководческая, овцеводческая, молочная и куриная фермы). С 1987 г. — колхоз «Прогресс». С 1996 г. — СХПК «Якты Кул». Деревня входила в состав Чувашско-Бурнаевского сельского поселения. Если в 2002 г. в деревне проживало семь чувашей и русских, то в настоящее время постоянное население отсутствует.

Отметим, что в настоящее время постоянное население отсутствует также в деревнях Большая Поляна (Зур Алан), Новая Тахтала (Яңа Такталы) и Русский Студенец (Рус Суыксуы). Судя по справочнику «Исчезнувшие населенные пункты Республики Татарстан» (Казань: ИТЭР АН РТ, 2016; авторы Р.В. Шайдуллин, Б.И. Сибгатов и Л.М. Сахавова), исчезнувшими селами района являются Атлама, Белозерка, Грязнуха, Даниловка, Звезда, Казанская Поляна, Кунцус, Лобовка, Нижняя Меляша, Нижняя Хурада, Николаевка, Поселок Павла Кузьмина, Прогресс, Пушкин Завод, Русский Городок, Русское Ахметево, Студенец, Уголок Ленина и Якимова Стрелка. По информации доктора исторических наук, профессора Р.В. Шайдуллина, данный список, по всей видимости, не полный.

Ну и напоследок в статье об Алькеевском районе — о родном селе Фариды Аглиулловны Нуриевой (1907—1989), матери выдающегося артиста балета Р.Х. Нуриева (по-татарски Рудольф Хәмит улы Нуриев).

Наряду с Русским Тюгульбаево в районе, в верховье р. Бездна, в 22 км к юго-западу от с. Базарные Матаки есть село Татарское Тюгульбаево(Татар Төгәлбәе). (Отметим, кстати, что в дореволюционных источниках чувашская деревня Верхние Матаки (Югары Матак) упоминалась также под названием Чувашское Тюгульбаево.) Судя по письменным источникам, Татарское Тюгульбаево было основано в 1640—1650-х гг., хотя в окрестностях села выявлены селище носителей именьковской культуры и булгар домонгольского периода, а также булгарское городище «Кала-Баш» (буквально «Город-главный» или «Город-голова»; современное татарское слово «башкала» переводится как «столица»). В 1699 г. село упоминается как «деревня служилого татарина Уразмаметки Тюгульбаева с товарищи». Имеется также неподтвержденная версия, что деревня основана выходцами из татарского села Старая Тюгальбуга (ныне в Новомалыклинском районе Ульяновской области; малая родина гармониста Файзуллы Туишева и писателя Лирона Хамидуллина). Число жителей в 1782 г. — 132 души мужского пола (для сравнения общее число сельчан в иные годы: 1859 г. — 956, 1897 г. — 1487, 1908 г. — 1684, 1920 г. — 1679, 1926 г. — 826, 1938 г. — 668, 1949 г. — 592, 1958 г. — 618, 1970 г. — 707, 1979 г. — 575, 1989 г. — 311, 2002 г. — 262, 2010 г. — 169, 2015 г. — 219 человек). В первой половине XIX в. жители Татарского Тюгульбаево относились к категории государственных крестьян (из бывших служилых татар и лашман). Основные их занятия в тот период — земледелие и скотоводство. Мечеть первого прихода была построена не позднее 1850 г., второго — в 1863 г., при них открыты два мектебе (в 1886 г. в первом обучались 40 мальчиков и 25 девочек, во втором — 30 и 25 соответственно, в 1895 г. в первом — 41 и 8, во втором — 27 и 5 соответственно). В начале XX в. в селе функционировали три ветряные мельницы и три мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 3964,6 десятины. До 1920 г. село входило в Кузнечихинскую волость Спасского уезда Казанской губернии. С 10.08.1930 в Алькеевском, с 10.02.1935 в Кузнечихинском, с 28.10.1960 в Алькеевском, с 1.02.1963 в Куйбышевском, с 12.01.1965 в Алькеевском районах. Ныне входит в состав Кошкинского сельского поселения. В 1930-е гг. здесь был организован колхоз, который в 1957 г. вошел в состав совхоза «Правда». В 1994—1999 гг. центральная усадьба самостоятельного совхоза «Тюгульбаевский». Ныне жители работают преимущественно в подразделении АО «Красный Восток–Агро», занимаются полеводством, молочным скотоводством.

До 2016 г. в селе функционировала начальная школа (филиал Старо-Матакской средней школы; до 2006 г. — неполная средняя), действуют дом культуры, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, мечеть. Среди известных уроженцев села Зульфакар Кыямкари (1870—1921; переписчик книг, составитель шеджере, автор шамаилей, первый татарский фотограф) и Галимзян Нургаязович Шагвалеев (1919—1982; Герой Советского Союза, кавалер орденов Ленина и т.д.). Пользуясь удобным случаем, мы хотели бы обратиться к администрации Алькеевского района с просьбой увековечить их имена в их родной деревне!..

1/112
  • Базарные Матаки
  • Базарные Матаки
  • Базарные Матаки
  • Базарные Матаки
  • Базарные Матаки
  • Базарные Матаки
  • Базарные Матаки
  • Борискино
  • Борискино
  • Верхнее Колчурино
  • Верхнее Колчурино
  • Верхнее Колчурино
  • Верхнее Колчурино
  • Верхнее Колчурино
  • Каргополь
  • Каргополь
  • Каргополь
  • Карымалы
  • Карымалы
  • Качеево
  • Качеево
  • Качеево
  • Качеево
  • Кошки
  • Кошки
  • Кошки
  • Нижнее Колчурино
  • Нижнее Колчурино
  • Нижнее Колчурино
  • Нижнее Колчурино
  • Нижнее Колчурино
  • Нижнее Колчурино
  • Новый Баллыкуль
  • Новый Баллыкуль
  • Новые Салманы
  • Новые Салманы
  • Новые Салманы
  • Салманы
  • Салманы
  • Салманы
  • Салманы
  • Салманы
  • Салманы
  • Салманы
  • Салманы
  • Старое Алпарово
  • Старое Алпарово
  • Старые Ургагары
  • Старые Ургагары
  • Старые Ургагары
  • Старые Ургагары
  • Старые Ургагары
  • Старые Ургагары
  • Старые Нохраты
  • Старые Нохраты
  • Старые Нохраты
  • Старые Нохраты
  • Старые Нохраты
  • Старые Салманы
  • Старые Салманы
  • Старые Салманы
  • Старые Салманы
  • Старые Салманы
  • Татарское Аппаково
  • Татарское Аппаково
  • Татарское Аппаково
  • Татарское Аппаково
  • Татарское Аппаково
  • Татарское Аппаково
  • Татарское Аппаково
  • Татарское Аппаково
  • Татарское Тюгульбаево
  • Татарское Тюгульбаево
  • Татарское Тюгульбаево. Дом деда Айнутдиновой
  • Татарское Тюгульбаево
  • Татарское Тюгульбаево
  • Татарское Тюгульбаево
  • Хузангаево
  • Хузангаево
  • Хузангаево
  • Хузангаево
  • Хузангаево
  • Хузангаево
  • Хузангаево
  • Хузангаево
  • Хузангаево
  • Хузангаево
  • Хузангаево
  • Хурада
  • Хурада
  • Хурада
  • Хурада
  • Хурада
  • Хурада
  • Хурада
  • Хурада
  • Чувашский Брод
  • Чувашский Брод
  • Чувашский Брод
  • Чувашский Брод
  • Чувашский Брод
  • Чувашский Брод
  • Чувашское Бурнаево
  • Чувашское Бурнаево
  • Чувашское Бурнаево
  • Чувашское Бурнаево
  • Чувашское Бурнаево
  • Чувашское Бурнаево
  • Чувашское Бурнаево
  • Юхмачи
  • Юхмачи
  • Юхмачи
Лариса Айнутдинова, Булат Хамидуллин

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Лариса Махмутовна Айнутдинова — историк

  • Кандидат исторических наук, доцент, руководитель Центра регионоведения и социокультурных исследований Института татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ.
  • Исследовательские интересы: история Татарстана XIX—XXI веков, регионоведение, энциклопедистика, науковедение.
  • Автор более 100 научных публикаций, в том числе монографий «Либеральное движение в Казанской губернии: 1900—1917 гг.» и «Казанская научная пресса», учебного пособия «Общественно-политическое движение в России во второй половине XIX — начале XX вв.», справочника «Ученые Татарстана — доктора наук», более 600 статей в шеститомной «Татарской энциклопедии».

Булат Лиронович Хамидуллинисторик, писатель

  • Член правления Союза писателей РТ, кандидат исторических наук, руководитель Центра изучения татарской диаспоры Института татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ, выпускающий редактор журнала «Поволжская археология».
  • Автор идеи иллюстрированных книжных серий «История татар» и «История татар в лицах», книг «Из глубины столетий», «Народы Казанского ханства», «Хазары и их вассалы глазами современников» и др.
  • Автор более 200 публицистических и научных статей, в т.ч. для Большой российской энциклопедии.
  • Лауреат международной премии им. Кул Гали, заслуженный работник культуры РТ, лауреат Государственной премии РТ в области науки и техники.

Работа ученых ведется в рамках трех основных проектов: «Татарская онлайн-энциклопедия», «Населенные пункты Республики Татарстан» и «Регионы компактного проживания татар в Российской Федерации».

ОбществоИнфраструктура

Новости партнеров