Гузель Хисматуллина: «Женщина-бизнесмен всегда живет с чувством вины, хватит!»

Эмоциональный манифест для всех предпринимательниц, которым все еще не хватает веры в себя

Гузель Хисматуллина: «Женщина-бизнесмен всегда живет с чувством вины, хватит!»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

43% руководителей в России — женщины. Это самый высокий показатель в мире, показывает исследование «Российской академии бизнеса и предпринимательства». Но, несмотря на то, что достижение вершин в карьере — свершившийся факт, женщины по-прежнему предпочитают «не высовываться». Почему так происходит, рассуждает на страницах «Реального времени» Гузель Хисматуллина, директор компании «Тимсофт».

Меня недавно пригласили выступить спикером на крупном форуме, где собрались предприниматели, руководители, более 2000 человек, тема форума связана с вызовами будущего — важный, нужный разговор! Тема, которую мне предложили, называлась: «Женщина, как хранительница бизнес-очага».

Какие тут вызовы? Вот твое место — хранительница! Я попробовала убедить поменять тему, но мне сказали, что она уже утверждена. Эээ! Вы о чем? Какая хранительница? Какого бизнес-очага?

Бизнес — это скорость, движение вперед, решения, цена которых миллионы (и не всегда рублей). Я — бизнесом занимаюсь, развиваю рынок, мир меняю, занимаясь любимым делом, и делаю это хорошо.

Да и в личной жизни у меня все складывается! Отличные отношения с бывшим мужем, отличные отношения с дочкой и — да! — я выбрала свободу, потому как знаю ей цену! Думаю, что именно сейчас некоторые из вас скажут (или подумают): «Ну все понятно, в личной жизни не заладилось». Заладилось и не один раз!

Я ни в коем случае не перетягиваю на себя мужскую роль, точно так же, как и одеяло в постели, просто беру еще одно. Вот что изменилось. По-моему, мы стали меньше доказывать, приспосабливаться и больше жить. И это важно понять, в первую очередь, нам, женщинам!

«Мы, женщины, отлично умеем справляться со стрессом и действовать в ситуациях риска. Пока некоторые старательно бегают, плавают, сплавляются, мы работаем — и работаем хорошо». Фото teamsoft.ru

«Мама до сих пор говорит: «Кызым, не высовывайся!»

Мир изменился и мы, женщины, его не охраняем, мы его развиваем! Но многие из моих коллег, привыкли делать это тихо, не особо привлекая к себе внимания. Зачем привлекать к себе лишнее внимание? И таким образом, упускаем массу возможностей. Мне и мама говорит: «Кызым, не высовывайся!»

Это уже в прошлом. Мир изменился, а вместе с ним — и мы.

Мы умеем добиваться успеха и в семье, и в бизнесе, мы научились зарабатывать деньги, занимаясь тем, что любим.

Мы научились работать в условиях многозадачности. В общем-то, мы и раньше это умели, но сейчас у нас появилось время: раньше нам надо было стирать, готовить, убирать — каждая задача была отдельным, достаточно сложным бизнес-процессом. У моей бабушки стирка занимала весь день, причем готовилось все и замачивалось с вечера.

Сейчас эти сложные бизнес-процессы превратились в простые действия и укладываются в 5—10 минут. У нас появилось много времени, а самое главное — мы не умеем сидеть без дела. По данным общероссийской общественной организации «Российская академия бизнеса и предпринимательства» (РАБиП), Россия сегодня занимает лидирующее место в мире по доле женщин-руководителей бизнеса. При этом женский бизнес у нас развивается в 1,7 раза динамичнее мужского. Вот мы и нашли себе дело.

Чем же это вызвано? Жизнь стремительно меняется. Перемены, изменения, кризисы — все это вызывает стресс. А мы, женщины, отлично умеем справляться со стрессом и действовать в ситуациях риска. Пока некоторые старательно бегают, плавают, сплавляются, мы работаем — и работаем хорошо. Именно поэтому доля женщин среди руководителей компаний в России составляет 43%, что является самым высоким показателем в мире, почти вдвое выше среднего.

К тому же советское прошлое научило нас экономить, поэтому мы отлично умеем справляться со сложными задачами при дефиците ресурсов, управлять издержками.

«Как говорит Индра Нуйи, CEO компании PepsiCo: «Если вы расстанетесь с чувством вины, то скинете с плеч огромную ношу». Фото theallineed.com

Чего у женщин пока нет — это достаточной веры в себя

Про компетенции: обычно считается, что женщины не обладают стратегическим видением. Да ладно! Мы научились смотреть дальше и смелее.

Мы живем и работаем плечом к плечу с мужчинами и быстро обучаемся. Вот и обучились смотреть вперед. Вы еще только с нами познакомились, а мы уже оценили ваш потенциал, увидели (или не увидели) наших будущих детей, оценили возможные риски и даже составили план. И это умение перенесли на бизнес. Сейчас — наше время, потому что у нас уникальная способность управлять рисками. Да и нереальный инстинкт сохранения потомства, поэтому мы успеваем развивать бизнес, думать о сотрудниках и растить кадровый резерв.

И все, чего нам еще не хватает, — это чуть больше верить в себя, поддерживать друг друга и меньше реагировать на то, что люди скажут. Их дело — говорить, наше — созидать.

Как говорит Индра Нуйи, CEO компании PepsiCo: «Я бы посоветовала женщинам расстаться с чувством вины. Думаю, мы все генетически запрограммированы ощущать вину за то, что не полностью отдаемся работе. А если это делаем, то беспокоимся, что не полностью посвящаем себя детям или мужу. Если вы расстанетесь с чувством вины, то скинете с плеч огромную ношу».

Ведь смысл нашей жизни — это любить, и сейчас у нас гораздо больше времени и сил, чтобы любить свою семью. Или свою работу. Или свои увлечения. Или все вместе. Мир уже не требует от нас выбирать что-то одно, а мы пока еще это не поняли.

Мы становимся интереснее, с нами есть о чем говорить, от нас есть чему вдохновляться, мы умеем поддерживать, и нечего это скрывать!

Ну а что люди скажут? Делай хорошо, с любовью — и люди хорошо скажут.

Гузель Хисматуллина

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Бизнес Хисматуллина Гузель ФаатовнаТимсофт

Новости партнеров