«Возможно, какой-нибудь дальний предок Кузьмы Минина был татарином»
Казань во время Смуты. Интервью с историком Диной Мустафиной
405 лет назад, 4 ноября 1612 года, произошло освобождение Москвы ополченцами под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Это событие приблизило окончание Смуты в России. Любопытна и роль Казани в эти времена. О некоторых интересных моментах поворотного исторического периода корреспондент «Реального времени» поговорил с доцентом кафедры истории Татарстана, археологии и этнологии КФУ Диной Мустафиной.
Непреклонный патриарх
— Дина Абдулбаровна, расскажите о роли патриарха Гермогена, нашего земляка, в освобождении Москвы.
— Здесь надо учитывать мировоззрение средневекового человека, который все происходящее воспринимал через объяснения церковников. Гермоген же был идеологом, который определял и политику в местном крае.
Я бы обратила ваше внимание и на архиепископа Казанского, Свияжского и Астраханского Тихона, который в 1588 году был приглашен на обед к царю. Благодаря этому факту в последующем были учреждены четыре митрополии в России, центром одной из них стала Казань, и именно Гермоген был выбран митрополитом. Впоследствии он венчал Василия Шуйского на царствование. Такая своевременная услуга не осталась незамеченной: 17 мая 1606 года глава Казанской митрополии был возведен в патриархи. К слову, сюда в Казань отправляли не рядовых священников, а серьезно подкованных.
— Чтобы могли «работать» с инородцами, доносить до них свою религию?
— Не только из-за миссионерской работы. Они были большими дипломатами. Кроме того, они были хорошо подготовленными в идеологическом отношении. При этом имели уравновешенный характер, умели внушать людям, обладая определенной харизмой.
Лжедмитрий (Лжедмитрий I, царь России с июня 1605-го по май 1606 года, — прим. ред.) оказал честь Гермогену, включив его в Боярскую думу. Но там он стал активно выступать против избрания патриархом Игнатия. И говорил, что Марина Мнишек (жена обоих Лжедмитриев, — прим. ред.) должна принять православную религию. Его решили сослать в Казань, а тогда Казань была как Сибирь — далеко, на краю света. Однако не успели, с июля 1606 года он стал патриархом. Был сторонником Василия Шуйского, выступал против Семибоярщины, имел высокий, непререкаемый авторитет. С декабря 1610 года бояре упекли его в Чудов монастырь, где через два года он умер от голода.
Выбор Казани
— Могла ли Казань отделиться от России во время Смуты, когда страна, как мы сейчас сказали бы, трещала по швам?
— В то время произошел раскол в обществе. Были те, кто поддерживал законную власть, и те, кто стремился к созданию иного государства. Должна сказать, что дьяк Никанор Шульгин, который был здесь представителем царской администрации, и казанский митрополит Ефрем дистанцировались от Московского государства, поскольку разочаровались в царевиче Дмитрии и не были склонны верить в восстановление государственного порядка теми политическими силами, которые сконцентрировались в Москве. Эти факторы усугубились частой сменой знатью своих политических пристрастий. На их действия в какой-то степени повлияло и неуважительное отношение к признанным церковным авторитетам (в том числе к Гермогену). Поэтому они очень настороженно отнеслись и к приглашению на избирательный Земский собор.
Напомню, в стране вспыхивали новые очаги восстаний. К концу 1606 года в Поволжье и в Прикамье, которые были охвачены народным движением, верность Василию Шуйскому сохраняли лишь Казань и Нижний Новгород. В августе 1610 года казанцы узнали о низложении Шуйского. К этому времени распался лагерь Лжедмитрия II, польский король Сигизмунд объявил войну России, а вступившие в переговоры бояре пригласили на московский престол королевича Владислава. В январе 1611 года Казань присягнула Лжедмитрию II и стала позиционировать себя как центр православной государственности, поскольку Москва была оккупирована поляками-католиками.
И Дьяк Шульгин, воспользовавшись идеей защиты православия и расстройством государственного аппарата, решился на политическую авантюру — на обособленность «всей земли Казанского государства». Казанские власти призвали к солидарности население Вятской земли, и вятчане вняли этому призыву. Однако в приказной среде самой Казани единодушия не было. Второй воевода боярин Бельский выступил против присяги самозванцу, за что в марте 1611 года принял смерть, как отмечает летописец, по указанию Шульгина.
— Как казанцы принимали участие в первом ополчении?
— В Казань приходили письма с просьбами прислать ратных людей для освобождения Москвы. А казанские власти явно выжидали наступления большей определенности в ходе борьбы с интервентами. Они ограничивались обещаниями и подыскивали возможных союзников за пределами России. Но патриотическая часть служилых и церковные сторонники восстановления государственного порядка, видимо, все же настояли на организации помощи ополченцам. Был сформирован воинский отряд, который в июле 1611 года прибыл в ополчение под Москву. Однако к его приходу в ополчение кризис уже прошел точку невозврата.
— Считается, что в ополчении Минина и Пожарского было немало татар. Так ли это?
— Точное число мы определить не сможем, это невыполнимая задача. Даже тем цифрам, которые фигурируют в источниках, тоже нельзя верить. Например, взять хотя бы информацию о том, что из Козьмодемьянска в Яранск прибывает 800 стрельцов. Потом выясняется, что стрельцов в Яранске оказалось всего 200 человек.
Минин — не татарин?
— Как вы относитесь к версии, что Кузьма Минин был татарского происхождения? Называется даже его «настоящее имя» — Кириша Минибаев.
— Не думаю, что он был татарского происхождения. Возможно, какой-нибудь дальний предок его и был татарином. Этим вопросом занимались нижегородские коллеги, и они пришли к выводу, что такие корни у него не прослеживаются.
— Как в Казани восприняли воцарение Романовых? В том числе татары?
— Вы полагаете, что можно найти информацию, как они это восприняли?
«Не думаю, что он был татарского происхождения. Возможно, какой-нибудь дальний предок его и был татарином. Этим вопросом занимались нижегородские коллеги, и они пришли к выводу, что такие корни у него не прослеживаются». Фото wikipedia.org (Кузьма Минин. Гравюра начала XIX века)
— Должны быть воспоминания, письма и иные документы.
— Мы располагаем Новым летописцем, разрядными записями, перепиской воевод друг с другом и разнородными актами, в которых присутствуют упоминания тех или иных деятелей, фигурирующих в качестве землевладельцев. Не было культуры фиксации событий. Возможно, это делалось представителями церкви, но эти документы, к сожалению, до нас не дошли. Все документы по нашему региону, которые до нас дошли, уцелели благодаря деятельности монастырей, и все они связаны с их хозяйственной практикой.
Что касается выборов царя, то казанцы не прибыли в Москву, хотя их ждали до 21 февраля. Потом какая-то делегация прибывает в Москву, однако информации о ней не очень много.
— О тех событиях приходится слышать немало домыслов. Некоторые считают, что и в официальной, превалирующей точке зрения имеются слабые места. Есть ли они, по-вашему?
— Я источниковед и рассуждаю в рамках тех документов, которыми располагаю. Проблема в том, что у нас их очень мало. Поэтому мы очень мало знаем о том периоде.
— И, вероятно, из-за этого существует немало мифов о тех временах.
— Называть это мифами тоже преувеличение, поскольку XVI—XVII века — наименее изученные. И в числе проблем, которые можно изучать в рамках этого столетия, Смутное время изучено менее всего.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.