Первый житель Иннополиса: «У мэра как-то раз случилась авария с водопроводом, сантехник пришел через 15 минут»

Декан IT-университета в наукограде планирует создать сеть прокатов электрокаров и электрозаправок в Казани

Сегодня, 9 июня, состоится официальное открытие города-спутника Иннополис. Руководитель магистерских программ университета Иннополис Максим Антоненко (крайний справа на постере) оказался в числе ста счастливчиков — первых жителей создающегося наукограда на Волге. Корреспондент «Реального времени» побеседовала с ним и узнала, где отдыхают «иннополисяне», откуда берется мыло в туалете общежития городка и в какую пекарню ездят жители на электрокарах.

«Нас было пятеро»

— Расскажите немного о себе, откуда вы приехали?

— Я закончил московский физтех, работал в Российской академии наук, IT-компаниях, в зарубежных университетах и уже 2 года в университете Иннополис занимаюсь развитием магистерских программ.

Сейчас мы в университет набираем студентов на программы бакалавриата и магистратуры. Мы открываем несколько новых магистратур в области «Большие данные», «Робототехника», «Информационная безопасность». В прошлом году открыли флагманскую программу по Software Eengineering, где учим студентов науке о том, как в командах разрабатывать сложных большие программные системы.

— Как решились на переезд?

— Наверное, ключевым фактором была команда. Когда я первый раз приехал в Иннополис на интервью, она состояла из пяти человек, наверное: это были директор, ректор, несколько помощников, которые усиленно готовили проект к взлету. Это было лето 2012 года.

«Я закончил московский физтех, работал в Российской академии наук, IT-компаниях, в зарубежных университетах и уже 2 года в университете Иннополис занимаюсь развитием магистерских программ»

— Может ли Иннополис стать для молодых специалистов альтернативой Москве и загранице, как того хочет мэр города?

— Обязательно станет, вся деятельность команды так или иначе направлена на это. В частности, что касается молодых специалистов, мы сейчас набираем студентов и довольно взрослых студентов, которые заканчивают 4 курс и идут в магистратуру. Мы много общаемся с абитуриентами и выясняем их мотивацию. Очень многие хотят быть причастными именно к развитию этого проекта, им интересно в том числе строить и университет, и новый IT-город высоких технологий. А сейчас стать жителем города для молодого человека проще всего, именно поступив в университет на одну из наших программ.

Это вам не Саратов

— И они не боятся «глуши»?

— Во-первых, я бы не стал называть Иннополис «глушью» — все-таки здесь всего 40 километров до Казани, города-миллионника, создаются все условия для продуктивной работы. Некоторые боятся, но нам как раз и нужны люди, которых не пугает некоторая неопределенность и незапрограммированность будущего, которым интересно самим его создавать. Потому что если они не боятся и умеют принимать какие-то осознанные самостоятельные решения, это является показателем их зрелости, даже если они студенты. Вот, например, предприниматели, которые, как все считают, гребут деньги лопатой. Но у них риски. Для них состояние неопределенности — это часть их жизни. Соответственно, мы приглашаем ребят, которые не боятся что-то делать самостоятельно, не боятся ошибаться. Мы им даже даем возможность ошибаться: у нас в рамках индустриальной учебной программы есть проект магистратуры, в котором им предлагается сделать наибольшее количество ошибок и относительно безопасно получить практический опыт на этих ошибках.

Вообще, возможность участвовать в создании нового города или построить университет предоставляется человеку меньше одного раза за жизнь, крайне редко, и для многих это является хорошим стимулом.

— Какие отзывы о жизни здесь у студентов?

— Положительные. Вы были у нас в общежитии? Его и общежитием-то язык не поворачивается назвать, наиболее близкий термин — жилые корпуса университета. Там условия проживания такие, что некоторые наши сотрудники, которым университет снимает жилье, посмотрели и квартиры, и общежитие и сказали: «Нельзя ли поселиться в общежитии?» Общежитие квартирного типа, есть разные типы «квартир». Вплоть до того, что есть общая кухня, больше похожая на квартиру-студию, и две спальни. Видно, что над отделкой и интерьером поработал дизайнер высокого уровня.

«Плюс в ближайшей деревне Веденская слобода есть 3 магазина»

— Как давно вы здесь живете?

— Точно не помню, снег еще лежал. Вот в «Инстаграме» есть фотка, где мы сфотографировались как первые три жителя Иннополиса (показывает фотографию, опубликованную 11 недель назад, которую вы видите на постере). Это выпускник нашей магистерской программы по Software Engineering Илья Шимчик и Зураб Отарашвили, помощник ректора по научной и инновационной деятельности.

«Общежитие у нас квартирного типа, есть разные типы «квартир». Вплоть до того, что есть общая кухня, больше похожая на квартиру-студию, и две спальни. Видно, что над отделкой и интерьером поработал дизайнер высокого уровня»

— Как вы переехали, если здесь пока нет ни магазинов, ни банкоматов, ни такси?

— Все это появится уже в ближайшее время. А пока можно такси вызвать, приезжает за 15-20 минут. А вообще, мы очень плотно взаимодействуем с управляющей компанией «Уютный дом». Они быстро реагируют на решение бытовых вопросов, если что-то в зданиях или помещениях происходит.

— А если, грубо говоря, мыло закончилось?

— У нас общежития снабжаются всем этим. Меняются полотенца, белье, мыло и так далее. Там же есть и столовая, которая работает с первого дня. Там завтрак, обед и ужин — дотируемое питание для сотрудников. Часть сотрудников готовит дома, продукты покупают в Казани. Плюс в ближайшей деревне Веденская слобода есть 3 магазина, из них одна пекарня. Мы знаем, что в 9 утра и в 7 часов вечера они выпекают свежую партию хлеба. Это 2 километра на машине.

«У мэра, например, как-то раз случилась авария с водопроводом, сантехник пришел через 15 минут»

— Нет проблем, если есть личный транспорт?

— Да. Кроме того, тут ходит шаттл, организованный мэрией Иннополиса. Бытовые вопросы решаем с мэрией и администрацией города. Для быстрых коммуникаций и оперативного решения вопросов мы используем текстовый мессенджер и групповые чаты — у меня, наверное, 50 групп разных. В частности, есть группы, где состоят и ключевые люди, принимающие решения, в том числе и из управляющей компании. Например, в одну из таких групп можно сделать заявку, если что-то не устраивает или какая-то поломка, кран потек. У мэра, например, как-то раз случилась авария с водопроводом, сантехник пришел через 15 минут.

— В противопоставление большим городам, где мэр — это недосягаемый чиновник, тут администрация гораздо ближе?

— На уровне человеческих взаимоотношений — да. Можем ему написать в чате и позвонить. Дело в том, что когда делается что-то новое, обратная связь является ключевой. Ее наличие и ее качество. Тот фидбэк, который мы предоставляем, помогает городу быстрее развиваться: чем связь короче, тем она эффективнее работает.

— Какие ваши личные ощущения — по мере роста города связь эта будет теряться?

— Конечно, с ростом города невозможно будет уже всех знать в лицо. В соответствии с планом университет сейчас набирает одного сотрудника раз в три дня. Потому что в следующем году у нас будет уже 400 студентов. Но мы будем всячески способствовать тому, чтобы сохранить эффективность таких коммуникаций.

— Есть ли кто-то, кто ездит из Казани учиться?

— Да, у некоторых там родители, квартиры. Ребята ездят на автомобиле сюда.

Больше половины преподавателей по-русски не говорят

— В чем специфика жизни в маленьком недостроенном городе? Может, более тесно общаетесь со студентами, или у жителей сформировались свои традиции?

— Все-таки мы живем отдельно от студентов. Но между первыми жителями очень тесное общение. Когда мы втроем заехали, мы установили свои правила и традиции во всем доме (улыбается). У нас одноподъездный дом, 20 квартир. И когда постепенно появлялись следующие жители, они уже были обязаны соблюдать установленные правила и традиции: вытирать ноги, чтобы не носить в подъезд строительную пыль, ходить к друг-другу в гости вечерами. Наш дом до сих пор является некурящим, например.

Так как студентов мало, общение преподавателей со студентами практически индивидуальное. Приходится, конечно, держать дистанцию, но я считаю, что текущие студенты только выигрывают от этого.

«Между первыми жителями очень тесное общение. Когда мы втроем заехали, мы установили свои правила и традиции во всем доме. У нас одноподъездный дом, 20 квартир. И когда постепенно появлялись следующие жители, они уже были обязаны соблюдать установленные правила и традиции»

— Англоязычные преподаватели тоже живут в городе?

— Да, у нас больше половины преподавателей по-русски не говорят. Но это тоже не ординарные иностранцы, это те, кому интересно создавать что-то новое для университета — учебные программы, отдельные курсы, проводить исследования, выстраивать процессы. Это молодые профессора с опытом преподавания в сильных университетах. Молодые — это до 40 лет, у нас сейчас средний возраст преподавателя — 35 лет. Мы, безусловно, должны им предоставить бытовые условия, близкие к тем, что у них были в своих университетах. Мы не имеем ни возможности, ни желания перекупать, как это делают другие университеты. Мы знаем случаи на Ближнем Востоке, когда там строили новые университеты и просто удваивали американские зарплаты.

— А есть ли какие-то специальные помощники или переводчики тут для них?

— Все сотрудники университета знают английский, так что для работы переводчики не нужны. Если профессору не положено по штату иметь ассистента, то никаких других выделенных помощников нет. Если необходима помощь, сотрудники университета помогают разобраться в сложных ситуациях. А если им нужна какая-то социализация, то это Казань. Еще не все преподаватели и профессора переехали сюда, и некоторые пока живут в Казани.

«Город пока реально очень маленький, и многие сотрудники ходят пешком»

— А как принято развлекаться среди местных?

— Ездим на шашлыки на природу, есть довольно много любителей бега, велосипедов. Ну и горнолыжный курорт, очень многие катаются. Я, как фанат горных лыж, могу сказать, что если взять все самое лучшее, что имеется в Подмосковье и умножить на два, то это будет казанская горнолыжка. Здесь очень хорошие трассы, развита инфраструктура, куча гостиниц.

— Не могу не спросить про цены на квартире в Иннополисе. Многие возмущены тем, что 20 тысяч за квартиру — слишком дорого, дороже, чем в Казани. Каково ваше мнение?

— Сотрудникам снимает жилье университет, и мы не знаем деталей договора, в том числе точных цен. Могу лишь сказать, что на этапе старта такого большого проекта, естественно, необходимо много чего подкручивать и дорабатывать. Но главное, что в Иннополисе уже многое сделано и виден постоянный прогресс: практически каждый месяц строится новый дом, строятся дороги, сажаются деревья, трава — очень много всего делается. Ценовую политику можно дорабатывать, но оценить, правильно ли текущее ценообразование или нет, можно только экспериментальным путем, как в бизнесе. Если спрос на жилье будет высокий, цены будут расти, и наоборот.

«Я, как фанат горных лыж, могу сказать, что если взять все самое лучшее, что имеется в Подмосковье и умножить на два, то это будет казанская горнолыжка»

— Вам, как жителям, какого элемента инфраструктуры больше всего не хватает?

— Трудностей как таковых нет, но я могу сказать, чего бы нам больше всего хотелось. Ключевой момент в Иннополисе — это то, что он находится за городом, здесь отличная природа и главное — воздух. Я, когда сюда переехал, стал лучше высыпаться. Люди, которые занимаются туризмом, знают это состояние: когда можно до двух ночи сидеть с гитарой у палатки, а потом в 7 утра проснуться и быть полным сил, потому что чистый воздух, не городской. Вот здесь такая же хорошая, загородная атмосфера. И так как город строится как некий интеллектуальный кластер, то для того, чтобы головы сотрудников работали хорошо, ключевым является именно этот фактор. И даже несмотря на наличие всей строительной техники, пыли, это сохраняется. Хочется сохранить воздух как можно дольше. Чтобы не было большого количества автомобилей, очень хотелось бы видеть здесь велодорожки и как-то ограничить въезд сюда транспорта. Потому что город пока реально очень маленький, и многие сотрудники ходят пешком. А пешеходная инфраструктура заложена и будет развиваться. И нас немного беспокоит наличие массы парковок здесь, которые мы видим, когда смотрим планы.

«Мы вынуждены заниматься развитием сети зарядных станций электрокаров»

— Но ведь в строящемся городе сложно без автомобилей, хотя бы чтобы съездить в магазин закупить продуктов.

— Если совсем все плохо, есть такси. Плюс у нас развивается в качестве стартапа сервис каршеринга электромобилей — это когда у вас есть приложение, и вы можете за несколько секунд забронировать и взять любой автомобиль, припаркованный на ближайшей удобной вам стоянке. Пользователь платит за использование автомобиля по минутам.

— То есть каршеринг — это как сервис велопроката, который есть в Москве и два года назад открылся в Казани?

— Да. Сейчас мы такой сервис развиваем в рамках университета. Это электрические машинки. Проблем здесь очень много, потому что электрокары очень дороги и зарядок нигде нет. Поэтому сейчас мы вынуждены заниматься развитием сети зарядных станций, в этом году будет установлено порядка семи штук при поддержке минсвязи РТ. А пока мы заряжаемся от обычных розеток. Это все очень дешево получается, полностью зарядить автомобиль стоит 30-50 рублей, заряда хватает на 100-150 км.

— Сколько всего у вас машин?

— Сейчас три. Это два Nissan Leaf и Smart, который нам предоставила компания Daimler. Но этого недостаточно, мы только стартуем сейчас. Потому что нужно сделать сервис удобным для использования. Это, в частности, мобильное приложение (показывает пример подобного приложения, но в Москве, где точками на карте обозначены места стоянки автомобилей, где их можно взять напрокат). Пока что это развивается в свободное от работы время, их можно бронировать, обращаясь непосредственно к нам. Пока пользуются сотрудники.

— Кто спонсирует этот проект?

— Пока работаем без спонсоров, автомобили нам дали в аренду компании, и мы покупали на свои деньги. Потому что мы фанаты этого дела тоже.

Субсидия на электрозаправки на 3 млн рублей

— А заправки кто будет строить? К нам вот в Татарстан «Револьта» с 2012 года не может зайти.

— Мы работаем с «Револьтой». Купили первую станцию, еще несколько в пути. Мы будем в разных местах устанавливать: торговые центры Казани, Иннополис, аэропорт. Будем постепенно их устанавливать — склоняемся к тому, чтобы первую поставить в Иннополисе, а потом уже в Казани. Может, в «IT-парк», нам Антон Грачев (директор казанского «IT-парка» — прим. ред.) дает зеленый свет, выделяет 2 парковочных места.

И хотя вся эта электромобильная тема — позитивный имидж для республики, нужно принимать во внимание, что даже в Калифорнии процент тех, кто ездит на электромобилях, небольшой — около 7%. Это притом, что правительство субсидирует всячески покупку гражданами электромобилей, есть установленные экологические нормы.

«Пока электромобилей в Татарстане меньше десяти: две «Теслы», три наших, еще несколько»

— Но ведь нужные еще серьезные вложению в заправочную инфраструктуру?

— Да, и нам республика в этом очень помогает — она нам дала субсидию на развитие сети.

— Сколько?

— Больше 3 миллионов рублей. Это на пилотную сеть, состоящую из 10-15 точек заправки (по 2 на каждую станцию). Это должны быть ключевые парковки около общественных мест, где люди проводят несколько часов: аэропорт, торговые центры, «IT-парк», Иннополис. Пока электромобилей в Татарстане меньше десяти: две «Теслы», три наших, еще мы знаем несколько. Это та тема, которая нас очень зажигает. На нее нет достаточно времени пока, но мы надеемся, что этим летом уже запустим приложение.

— Насколько машина на электродвигателе дороже, чем на бензине?

— Однозначного ответа дать не могу. У нас в Россию сейчас поставляют официально только один автомобиль: Mitsubishi iMiEV, сейчас он стоит порядка 1 миллиона рублей. «Тесла» очень дорогая — она стоит, если ее ввозить сюда, порядка 5 миллионов. У «Ниссана» мы приобрели автомобили, которые они сюда завозили в пиар-целях.

Из университета отчислил пока троих из пятидесяти

— То есть получается, что развитие электрозаправок в Татарстане начинается именно с Иннополиса?

— Да. Сейчас подключается еще и мэрия, также есть Центр интеллектуальных транспортных систем при правительстве РТ, они тоже нам сильно помогают, в частности находить партнеров для установки заправок: торговые центры и прочее. Торговым центрам непонятна эта штука, электромобилей пока мало, и ими будут пользоваться нечасто в первое время.

— Какие-то еще проекты или IT-решения для Иннополиса создают студенты?

— Мы сейчас сосредоточились на системе управления обучением: это система, в которой хранятся материалы и работают студенты во время образовательного процесса. Там они выполняют домашние работы, пишут код, выкладывают результаты. У нас, кстати, очень строгие дедлайны. Вообще, у нас нагрузка на студентов в течение всего года распределяется более-менее равномерно, в отличие от «стандартных» вузов, где максимальная нагрузка ощущается только в сессию. Учеба занимает в среднем около 65 часов в неделю. Бывает, что не выдерживают ребята и «отваливаются».

— И многих уже отчислили?

— Пока троих из пятидесяти. Причем, у одного из них был стартап, который он не мог бросить, долго мучился и выбирал, в итоге уехал в Силиконовую долину. Еще один студент работает в одном из казанских университетов и тоже имеет свой стартап.

«Я верю, что Иннополис станет одним из лучших мест для жизни и самореализации, центром позитивных изменений в технологиях и обществе, притягивая все больше и больше людей»

— Ну и финальный вопрос. Каким вы видите Иннополис через 5 лет?

— Это удобный город для энергичных людей: современный университет, технопарки, современная жилая и досуговая инфраструктура, центры разработки крупных технологичных компаний — уже заложен первый камень в здание будущего центра Ростеха, например.

Сильная команда, которая сейчас строит город, университет, трудится над созданием экосистемы для научной деятельности в IT и робототехнике, инженерных разработок и их последующей коммерциализации. Мы притягиваем молодых энергичных людей, мобильных и готовых вкладываться в то, что их зажигает, готовых учиться и передавать знания. Иннополис уже сейчас является центром притяжения высококвалифицированных специалистов в различных отраслях, предпринимателей, венчурных инвесторов и экспертов. Я верю, что Иннополис станет одним из лучших мест для жизни и самореализации, центром позитивных изменений в технологиях и обществе, притягивая все больше и больше людей.

Фото: Максим Платонов, university.innopolis.ru и из соцсетей

Дина Валиуллина

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Иннополис — город в Верхнеуслонском районе Татарстана, образует городское поселение Иннополис. До 2015 года поселок в составе муниципального образования Введенско-Слободское сельское поселение. Город-спутник Казани, входящий в ее агломерацию.

Наряду с подмосковным инновационным центром Сколково, один из двух реализуемых с нуля в постсоветское время в России инновационных наукоградов.

Населенный пункт Иннополис располагается в Верхнеуслонском районе Татарстана, вплотную к территории деревни Елизаветино, между селами Медведково и Савино, на правом берегу Волги напротив Казани, за ее границами в ближней зоне Казанской агломерации.

Транспортная доступность предусмотрена посредством проходящих неподалеку автотрассы М7 «Волга» с Займищенским мостом через Волгу, пригородных теплоходов, вертолетного транспорта, а также в заявленной ближней перспективе вновь сооружаемой линии новой канатной дороги.

Общая площадь — 2 200 гектаров. Территория застройки — 1 200 гектаров.

Идея создания проекта «Иннополис» зародилась в октябре 2010 года. Изначально проект укрупненного IT-парка фигурировал под названием «IT-деревня» и предполагал общую численность населения не более 50 000 человек, но в процессе разработки проекта мастер-плана было принято решение о более широких перспективах и развитии проекта до нового города — Иннополиса с общей численностью населения до 155 000 человек.

Сильные стороны проекта «Иннополис» — наличие в столице республики крупных вузов, в том числе федерального и двух национальных исследовательских, высокий образовательный и научный потенциал Казани, планирование по принципу «живи — учись — работай — отдыхай». Проект предполагается реализовать в три стадии, каждая из которых будет обеспечивать ввод порядка 20 тыс. рабочих мест.

Иннополис — проект мирового масштаба, уникальный для России тем, что на одной площадке будут созданы условия для комфортного проживания и работы молодых IT-специалистов и их семей. Для них будут построены дома, детские сады, школы, оздоровительные, спортивные учреждения. В новом городе создаются IT-университет и особая экономическая зона технико-внедренческого типа. Неподалеку располагается современный круглогодичный горнолыжно-спортивный комплекс «Казань» межрегионального значения.

Ключевые элементы проекта:

  • Деловая инфраструктура, центральной частью которой является особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Иннополис».
  • Важным элементом города будет университет Иннополис для подготовки высококвалифицированных кадров с целью выведения отечественных IT-технологий и инновационной индустрии на качественно новый уровень.
  • Город Иннополис будет также включать необходимую жилую и социальную инфраструктуры для будущих жителей, которая будет отвечать самым современным требованиям.
  • Город будет иметь разветвленную инженерную, коммунальную и дорожно-транспортную инфраструктуры. В основе городского хозяйства будут лежать принципы «умного» города — единой системы управления хозяйством, основанной на энергосберегающих и энергоэффективных технологиях и информатизации производственных процессов.

Новости партнеров