«Попыток ставить под сомнение нашу регистрацию Казани как «Третьей столицы» не было»
Как регистрировать товарный знак и защищать интеллектуальную собственность.
Сколько стоит зарегистрировать товарный знак? Как быстро это нужно делать? Как защищать свою интеллектуальную собственность? И что можно считать таковой? В отношениях с Роспатентом и авторских правах разбирались участники совместного проекта «Реального времени» и радиостанции «Эхо Москвы» в Казани «Бизнес-клуб».
Зачем регистрировать товарные знаки?
Татарстан — один из регионов-лидеров по регистрации товарных знаков, а опыт республики по созданию, защите и использованию интеллектуальной собственности можно считать передовым, заявили гендиректор компании «Артпатент» Григорий Бусарев и представитель компании «Сорокины и партнеры» Венера Сорокина.
По словам Бусырева, 70% регистрируемых товарных знаков приходится на услуги:
— Товарные знаки мы привыкли воспринимать как маркировку для товаров. Однако производств товаров действительно меньше, чем компаний, оказывающих услуги. Это рестораны, ателье, транспортные компании, любой консалтинг — все, что так или иначе связано с услугами. Это все субъекты, которые действуют на рынке под собственным названием. Следовательно, это название на рынке нужно как можно раньше зарегистрировать.
Когда стоит задуматься о регистрации товарного знака? Как только вы стали придумывать себе название. Каждая компания, если она не просто магазин «молоко-хлеб», выходит под оригинальным названием на рынок. Когда только вы задумались о названии — надо идти проверять, не зарегистрирован ли такой товарный знак, не подана ли заявка — и делать первые шаги, будучи уверенным, что ваше название по крайней мере охраноспособно и у вас уже подана заявка, — заметил директор «Артпатента».
Сейчас это происходит, когда компанию откровенно копируют конкуренты (вплоть до использования названия и стилистики) или когда расходятся учредители.
По мнению Венеры Сорокиной, регистрация товарного знака должна быть экономически обоснована:
— Просто так регистрировать товарный знак, не понимая, как вы будете бизнес развивать, может быть излишним.
При этом стоимость актива повышается со временем и с ростом известности самой компании. Если вы создали этот бренд и о нем никто не знает — ценность равна нулю, — заметила Сорокина.
Как все происходит?
Процедура регистрации товарного знака может растянуться на 12 месяцев и обойтись в 50 тыс. рублей, заметил Бусарев. Из этих денег треть — госпошлина. Остальное — оплата юридических услуг.
— Можно оплатить через год при получении свидетельства. Можно так или иначе находить компромиссы, подстраиваться — с точки зрения вложений в вашу компанию, это должно быть в первых строках, — добавил гендиректор «Артпатента».
Естественно, в регистрации товарных знаков есть свои нюансы. Например, бизнесмен создал компанию, работал 5 лет и свой знак не регистрировал. Но на рынок пришла компания с таким же названием, которая решила оформить права сразу. По словам Бусарева, в этом случае владелец бизнеса с пятилетней историей может указывать на коммерческое обозначение.
Такое исключительное право (монополия) возникает, если компания использовала обозначение на протяжении определенного периода времени, в работе не было перерыва больше 1 года, а факт работы можно доказать известностью на определенной территории, например, в Казани или Татарстане. Это условие позволит оспорить регистрацию существующего товарного знака.
— Тут есть определенный стереотип, что я зарегистрировал товарный знак, можно положить свидетельство в сейф и спать спокойно. На самом деле, вы должны товарный знак использовать самостоятельно. По закону, в течение 3 лет любое лицо может оспорить регистрацию товарного знака, так называемое «аннулирование по неиспользованию». Если вы выходите на рынок с названием, которое в таком же или похожем виде уже используется, вы заведомо идете в зону риска. Рано или поздно правообладатель наименования может поставить под угрозу ваш товарный знак, — уточнил Бусарев.
Другой риск: товарный знак может совпадать полностью или до степени смешения с чьим-то доменным именем. На это тоже нужно обратить внимание и проверять товарные знаки, фирменные наименования и доменные имена, посоветовала Венера Сорокина.
Как защищать интеллектуальную собственность?
Венера Сорокина и Григорий Бусарев заметили, что в России заявки на регистрацию интеллектуальной собственности подают гораздо реже, чем на регистрацию товарного знака.
— Наверное, это потому, что изобретения происходят большей частью на производстве. Если производство большое, есть свои специалисты, которые этим занимаются. В целом, если человек что-то изобрел дома или на небольшом предприятии и если он хочет защитить технологию, он обращается за патентом, — заметила Сорокина.
— Если вы выходите на рынок, вы должны помнить, что патент, зарегистрированный в России, не действует за рубежом. Вы должны помнить, что вы можете нарушать чьи-то права, если мы говорим о патентной чистоте продукта, поставляемого на экспорт, — добавил Бусарев.
Чтобы защищать свою интеллектуальную собственность, придется постоянно мониторить интернет: продукты и услуги там рекламируют постоянно, так что отследить нарушителей будет легко. Найдя нарушение, его нужно зафиксировать, например, заверить у нотариуса скан страницы сайта. Другой вариант — купить контрафактный товар.
— Если не зафиксировать и сразу обратиться в суд за защитой своих интересов, суд будет проигран стопроцентно. Главная задача — закрепить все доказательства того, что ваши права нарушаются недобросовестным конкурентом, — объяснила Сорокина.
Гражданским кодексом для пострадавшей стороны предусмотрена компенсация до 5 млн рублей. Но заработать на таком разбирательстве сложно: суд требует расходов, добавила Венера Сорокина.
— Когда мы говорим о товарных знаках, мы забываем о том, что у каждой компании есть еще другие объекты интеллектуальной собственности. Те же самые авторские права — неправильно думать, что они есть только у композиторов и художников. Они есть у тех дизайнеров, которые разрабатывают вам сайт. Если вы не забрали права у дизайнера, то вы их, скорее всего, не получите — дизайнер потом вспомнит и не отдаст вам права. И вам будет сложно объяснить ему, что вы вправе претендовать на то, за что заплатили. Мы говорим, например, о клиентской базе, о доменных именах. В принципе, у каждой компании с первых дней деятельности есть объекты интеллектуальной собственности — необязательно что-то разрабатывать, — заметил Бусарев.
По его словам, существует слабое понимание, что у бизнесмена есть интеллектуальная собственность. Об этом вспоминают, когда получают иск.
— Все начинается с автора. От того, какие взаимоотношения вы выстроили с автором — дизайнером вашего логотипа, сотрудником, который занимается разработкой программ или продуктов — от этих взаимоотношений зависит ваше будущее, — добавил глава «Артпатента».
История с регистрацией «Третьей столицы»
Компания Григория Бусарева занималась регистрацией товарного знака «Казань — третья столица».
— Это такая мода, она и сейчас есть, на регистрацию подобных обозначений. Мы регистрировали «Три столицы» как некую производную от того, что было вначале. На сегодняшний момент столиц, наверное, много, если смотреть реестр Роспатента. Могу сказать, что каких-либо попыток ставить под сомнение именно нашу регистрацию «Третьей столицы» не было, — заметил Бусарев.
По его словам, такие обозначения, как «Казань — третья столица», можно отнести к фантазийным названиям. Они основаны на ассоциациях, а не определяют свойства.
— Оно фантазийно, потому что нет официального понятия такого. Отсюда — нет нарушений закона, которые прописаны, например, в статье 14.83 ПК. Поэтому мы берем закон, берем товарный знак. Сравниваем, видим, что нет прямых нарушений. Зная практику Роспатента по этим вопросам, мы даем заключение — можно или нет [регистрировать знак]. Главное — чтобы вы не пытались регистрировать совершенно прямые описательные характеристики, — пояснил Бусарев.
По его словам, сейчас «Артпатент» работает над регистрацией и сопровождением вопросов, связанных с использованием бренда Visit Tatarstan.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.