Как при царе крестьян Казанской губернии спасали от голода

Историк Анастасия Федотова о том, как слабый пол во главе с Натальей Куприяновой помогал справиться с голодом

Историк Анастасия Федотова по просьбе «Реального времени» продолжает знакомить наших читателей с непростой и болезненной темой голода в Поволжье в 1920-е годы. Цикл материалов о голодоморе завершается колонкой о том, какую роль сыграли женщины, а в частности Наталья Петровна Куприянова, в попытке прокормить жителей Казанской губернии, пострадавших от неурожая 1906—1907 годов.

Роль Куприяновой в борьбе с голодом

В 1921 году во время голода за созыв нелегального собрания Комитета помощи голодающим в Казани была арестована Наталья Петровна Куприянова (1868—1950), которая большую часть своей жизни посвятила благотворительной деятельности. О Н.П. Куприяновой почти нет никакой литературы. Согласно Адрес-календарю Казанской губернии за 1903 г. в начале ХХ в. Н.П. Куприянова вела активную общественную работу в Казани, являясь попечителем 24-го городского начального училища, одной из старшин Общества любителей изящных искусств под Высочайшим Его Императорского Величества Государя Императора покровительством, членом правления Общества взаимного вспомоществования учителям и учительницам Казанской губернии.

В 1906 — начале 1907 гг. Н.П. Куприянова неоднократно пыталась организовать помощь крестьянам, пострадавшим от неурожая в Казанской губернии. По ее инициативе были созданы «Комитет общественной помощи населению, пострадавшему от неурожая» и «Отделение вольного экономического общества», которые не были зарегистрированы в Казанском Губернском по делам об обществах присутствии и не имели законных оснований для своей работы. Таким образом, они считались нелегальными, что в годы первой русской революции 1905—1907 гг. стало одной из причин преследования их основателей со стороны властей.

Первая попытка открытия столовых в селе Большом Шемякине и деревне Верхняя Середа для помощи крестьянам, пострадавшим от неурожая, датируется 20-ми числами января 1906 г. Однако земский начальник Лаишевского уезда не дает разрешения, мотивируя отказ тем, что Н.П. Куприянова «занимается в гор. Казани распространением учения революционеров». Несмотря на то, что по данным полиции она ни в чем предосудительном в политическом отношении не замечалась, под судом и следствием не была, открывать столовые было ей разрешено только в своих имениях на собственные средства.

Попытка номер два

Потерпев неудачу, Наталья Петровна меняет тактику. В середине марта 1906 г. прошение об открытии столовых в родовом селе Никифорово и сельце Васильевке подает ее двоюродный брат Петр Николаевич Фигнер, горный инженер, руководитель крупных предприятий в Пермской губернии Российской империи. Во время отсутствия Петра Николаевича доверенным лицом в имениях была жена его дяди по материнской линии Елизавета Викторовна Куприянова, мать Натальи Петровны.

Кроме того, П.Н. Фигнер был родным братом Веры Николаевны Фигнер, российской революционерки, члена исполнительного комитета «Народной воли». В 1906 г. Вера Фигнер после освобождения из Шлиссельбурга была отправлена в ссылку в родовое имение Никифорово Казанской губернии, где приняла недолгое, но активное участие в деле помощи нуждающимся крестьянам. По воспоминаниям самой Веры Фигнер, «в 1906 году <…> отдел Пироговского общества врачей в Казани применял раздачу нуждающимся зерна или муки. В нашем уезде этим заведовала Наталья Петровна Куприянова, моя двоюродная сестра, через руки которой в предыдущие неурожаи прошли для помощи голодающим десятки и сотни тысяч рублей».

Осенью 1906 г. по инициативе Натальи Петровны возникает новое общество — «Отделение вольного экономического общества» или «Казанский комитет вольно-экономического общества». В октябре — декабре 1906 г. Н.П. Куприянова и бывший депутат Государственной думы М.С. Герасимов предприняли новую попытку открытия столовых в рамках этой организации, раздавали деньги и хлеб через агрономов и врачей. Однако они были также закрыты полицией.

Вклад профессорских жен и Куприянова в Тетюшском уезде

В начале ноября 1906 г. среди небольшого числа жен профессоров Казанского университета появилась идея организовать помощь голодающим на основе ежемесячных взносов. Был образован «Университетский кружок дам, устроительниц столовых и пекарен для голодающих Казанской губернии» (также имел следующие названия «Казанский университетский кружок по организации помощи голодающим», «Казанский благотворительный профессорский кружок»). Среди членов кружка даже была жена попечителя Казанского учебного округа О.Г. Деревицкая. Такой состав способствовал лояльности со стороны властей. Поэтому Н.П. Куприянова стала активно сотрудничать с кружком, который давал ей возможность заниматься благотворительностью легально.

Благодаря членским взносам и многочисленным пожертвованиям, кружок получил возможность развернуть свою деятельность в Казанском и Тетюшском уездах Казанской губернии в виде открытия столовых и пекарен.

В нескольких селениях Казанского уезда в Ковалинской, Каймарской и Собакинских волостях — Черемисские Ковали, Селенгурь, Чуричи, Мендели, Ковали, Ажабаш, Осокинские Ковали, Макаровка, Кадышево, Борисоглебское, Щербаково, Семиозерная Слобода, Кульсеитово, Шушары, — где в виду позднего поступления пожертвований уже не могла быть организована долговременная помощь в виде столовых и пекарен, университетский кружок оказал единовременную помощь путем выдачи пшена на 1 314 детей от полугода до 10 лет.

После закрытия столовых летом 1907 г. кружок перешел на новый вид помощи населению — обсеменение картофелем крестьянских огородов в голодающих селениях. Была предпринята попытка организовать в деревнях трудовую помощь. В деревнях Учейкино, Данилкино и Чапейкино обратили на себя внимание женские рукодельные работы по вышиванию. В результате вышивки стали поставляться в магазин кустарных работ Давидовой в Москве.

Сама же Н.П. Куприянова в конце 1906 — начале 1907 гг. ограничила свою работу Тетюшским уездом, где находились семейные владения. Были открыты столовые в селениях Никифорово, Васильевка, Ишеево, Танаево, Марьино и Шонгуты. В татарских деревнях Никифоровской волости беднейшему населению раздавался печеный хлеб по 1 фунту (410 г) на человека в сутки. С 1 января 1907 г. в селе Новом Тинчурине Ново-Шимкусской волости была открыта частная столовая, в которой получали питание бесплатно 110 детей и до 50 стариков и бедных, получая так же по 1 фунту (410 г) хлеба в сутки.

Несмотря на незначительный размер помощи голодающим, женщины в начале XX в. принимали активное участие в социальной жизни Казанской губернии. Особое место среди которых безусловно занимала Наталья Петровна Куприянова.

Анастасия Федотова, кандидат исторических наук, фото предоставлены автором
ОбществоИстория

Новости партнеров