Линар Якупов: «Исламский банкинг запрещает делать деньги на деньгах»

Линар Якупов: «Исламский банкинг запрещает делать деньги на деньгах»
Фото: realnoevremya.ru

Сегодня гостем редакции и героем онлайн-конференции «Реального времени» стал президент Фонда развития исламского бизнеса и финансов (IBFD Fund), президент Ассоциации региональных инвестиционных агентств Линар Якупов. Он рассказал о том, чем исламский банкинг интересен для бизнеса и как его развитию в России мешает действующее законодательство.

Исламский финансовый мейнстрим

Линар Якупов отметил, что исламский банкинг — одна из самых быстроразвивающихся финансовых отраслей. На сегодня рынок исламского финансового капитала оценивается примерно в $2,6 трлн. В ближайшее время он перевалит за $3 трлн. «В этот «мейнстрим» вовлекается все больше стран, где мусульмане не являются большинством. Так что исламский банкинг можно считать полноценным финансовым инструментом, готовить под него инфраструктуру и запускать», — заметил спикер.

В качестве городов и стран, где исламский банкинг уже активно развивается, Якупов назвал Куала-Лумпур, Дубай, Лондон, Бахрейн, пробует эту роль Гонконг, вовлечен в процесс Сингапур. Еще один финансовый центр, как ни странно, — Люксембург.

В СНГ страной-лидером по развитию исламского банкинга является Казахстан. Вовлечены в работу также Таджикистан (готовится к запуску ряд первых банкингов), Узбекистан. «В России же этот процесс еще только инициируется, и в основном бизнесом».

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
«Для работы исламского банкинга нужна реальная экономика. Он не может существовать на спекулятивных бумагах или деривативных инструментах»

«Запрещаю ростовщичество, но разрешаю торговлю»

«Всевышний в Коране ниспослал мусульманам часть, где указал: «Я вам запрещаю ростовщичество, но разрешаю торговлю». Это и является основополагающим компонентом исламского банкинга», — рассказал Якупов.

Эксперт пояснил, что для работы исламского банкинга нужна реальная экономика. Он не может существовать на спекулятивных бумагах или деривативных инструментах. Для проведения транзакций нужен покупатель, продавец и объект (автомобиль, дом, участок). Банк же является торгово-финансовым институтом, который сам покупает и сам же продает — в этом и заключается элемент торговли. При этом добавлен элемент наценки на товар, что и позволяет банкам получать прибыль: «Это существенно отличает исламский банкинг от традиционного».

При этом есть инструментарий, который позволяет банкам быть партнером в бизнесе. Финансовая организация также несет ответственность за то, чтобы проект получился. В действующем российском законодательстве указано, что любая выдача кредита или получение депозита должны обязательно сопровождаться фиксированной гарантийной процентной ставкой. В исламском банкинге этого делать нельзя. «В исламском банкинге нельзя делать деньги на деньгах, только на определенных транзакциях», — пояснил Якупов.

Однако спикер заметил, что называть исламский банкинг религиозной структурой или религиозным финансированием не приходится: «Нужно понимать, что исламский банкинг — финансовая структура. В ней есть акционеры (которые вкладывают деньги и хотят получить прибыль), клиенты (которые также вкладываются и ждут прибыли) и сторона, которая привлекает деньги».

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
«Что касается промышленности, то с учетом текущей экономической ситуации в стране (санкции, девальвация рубля) инвесторы из мусульманских стран рассматривают возможность открывать свое производство в РФ»

«Вещи, которые можно пощупать»

Если говорить об инвесторах из мусульманских стран, исламских финансовых структур, то они будут иметь определенные требования к проектам, куда потенциально могут вкладывать деньги: бизнес не должен заниматься выращиванием и переработкой свинины, производством алкоголя, деньги не должны вкладываться в азартные игры, не подойдут и проекты, связанные с вооружением. Все, что не попадает в этот перечень, по сути, уже сегодня можно рассматривать как секторы, куда инвесторы из мусульманских стран могут инвестировать.

«Исходя из опыта взаимодействия с ними, могу сказать, что на сегодня они готовы больше вкладывать в недвижимость — вещи, которые реально можно пощупать», — заметил Якупов.

Что касается промышленности, то с учетом текущей экономической ситуации в стране (санкции, девальвация рубля) инвесторы из мусульманских стран рассматривают возможность открывать свое производство в РФ. «Благо у России большая сырьевая база», — добавил Якупов и уточнил: — Неважно, исламский инвестор или не исламский. Они смотрят на законодательное регулирование, бюрократические проволочки, а также возможности заходить с капиталом и выводить его». Не последнюю роль играет и политическая ситуация.

Финансовая мобилизация

Россия рассматривает исламский банкинг как инструмент для привлечения внешних инвестиций, заметил Линар Якупов. «Конечно, это тоже работает. Это один из вариантов использования исламского банкинга в целом. Но мы стараемся больше внимания уделить тому, что нужно суметь привлечь депозиты населения самой страны: «Возьмем 20 млн живущих в РФ мусульман, такое же количество немусульманского населения — это уже 40 млн человек. Даже если участников банкинга будет всего 10% от этой суммы, то остается 4 млн вкладчиков». Если каждый вложит даже по $100, легко посчитать получившийся объем средств, заметил Якупов.

«Сегодня все больше компаний, где акционеры — мусульмане, или которые все больше рассматривают варианты софинансирования. Видно, что эта часть населения из-за ограничений не вовлечена в экономику в должной мере. Наше убеждение в том, что, создавая инфраструктуру, мы получим мобилизацию средств населения (что приведет к долгосрочным инвестициям в экономику нашей же страны). К тому же иностранцы приходят со своими инвестициями, только если есть законодательное регулирование», — объяснил эксперт.

«В России ничего быстро не происходит»

Собственно, говоря о правовом регулировании, Якупов отметил, что действующее законодательство в России не позволяет создавать институт исламского банкинга в стране.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
«С 2001 года мне все время казалось, что еще год-два и все поймут, что этим нужно усердно заниматься. Через 14 лет приходится констатировать факт, что в России ничего быстро не происходит».

В 2010 году на втором KazanSummit была представлена «дорожная карта»: «Тогда у нас был выбор: или создавать законодательство и на его базе формировать определенную практику, или же сначала сделать практику и только потом вводить определенные изменения. При этом и изменения в нормативных актах также подразумеваются в двух видах: либо принимается полноценное законодательство об исламском банкинге <…>, либо изменения вносят в существующее законодательство, чтобы исламский банкинг существовал в рамках действующих норм. Мы были вынуждены сначала формировать практику».

Все, что можно было «выжать» и создать в текущей ситуации, мы уже сделали, заметил Якупов. Теперь же предстоит менять законодательство. В качестве главных ограничений, которые не позволяют исламскому банкингу работать в России, эксперт назвал закон о банках, налоговое и гражданское законодательство: «До сих пор ни в Совфеде, ни в Госдуме нет четкого понимания, что же нужно менять в законодательстве. Несколько раз прорабатывались «дорожные карты», но они все «сдувались», потому что не было достаточного капитала и политического решения, чтобы этим заниматься».

Якупов напомнил, что 9 апреля в Казани был создан российско-малайзийский консорциум, который подписал соглашение с правительством РТ на разработку технико-экономического обоснования для создания исламского банка или его подразделения. Пилотным регионом для этого выбран Татарстан.

Разработку ТЭО планируют завершить к сентябрю: «Надеюсь, к этому времени окончательно будет сформировано понимание, что нужно менять в законодательстве. После этого можно будет в Госдуму вносить на рассмотрение конкретный законопроект».

Полную стенограмму онлайн-конференции можно будет вскоре прочитать на сайте «Реального времени».

Юлия Красникова, фото Романа Хасаева
МероприятияOnline-конференции

Новости партнеров