Юрист «Магнита»: «Создается впечатление, что торговые сети — это шайтаны…»
Ожидание ухода региональных сетей, жесткая полемика краснодарского ретейлера и дискриминация поставщиков
Какие «квесты» антимонопольная служба создает для торговых сетей, как торговые организации возмещают свои расходы за счет поставщиков, какие торговые сети доминируют на рынке Татарстана и почему надо ввести одинаковые нормы по поставкам товара в торговые сети. Все эти вопросы обсуждали представители ретейлеров и поставщиков на Всероссийской научно-практической конференции «Обеспечение конкуренции в области торговли», которая прошла 11 октября в Казани. На мероприятии побывал корреспондент «Реального времени».
Кабальные договоры поставок и необязательные ретейлеры
Всех участников конференции впечатлили данные опроса поставщиков, которые привел исполнительный директор Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. Он признал, что сам был впечатлен некоторыми ответами, которые очень ярко характеризуют отношения поставщиков и ретейлеров. Так, наибольшую обеспокоенность поставщиков вызывает несоблюдение торговыми сетями договоренностей (52,11%), 49,3% респондентов сказали, что их тревожит монополизация каналов сбыта, еще 40,8% волнуются из-за роста количества товаров сетевых торговых марок.
Типовой договор поставки, который они заключают с торговыми сетями, почти 62% опрошенных назвали кабальным с непредсказуемым результатом, а почти 55% поставщиков отметили, что им приходится выбирать типовой договор, который им предлагает сеть или отказываться от поставок своей продукции. Практически не повлияли на положение дел даже изменения, внесенные в закон о торговле, и 42,3% процента поставщиков констатируют, что рентабельность их деятельности уменьшилась.
Проверили сети
Добавило негатива и выступление заместителя руководителя Татарстанского УФАС России Сергея Павлова. Он рассказал о результатах проверки торговых сетей на соблюдение договоров поставок, которую антимонопольщики по поручению правительства РФ провели в феврале-марте 2017 года. Всего по стране было проведено 783 проверки федеральных, региональных и муниципальных сетей. Проанализировано более 17 тыс. договоров. В результате в договорах были обнаружены 2884 факта, говорящих о нарушении антимонопольного законодательства. Эти нарушения выявлены в 73 регионах РФ. Но, уверен Сергей Павлов, в остальных регионах нарушений не было только потому, что торговые сети в них представлены незначительно.
Итак, каковы основные типичные нарушения? Какие проблемы возникают во взаимоотношениях между поставщиками ретейлерами? В 920 договорах поставок не были указаны сроки оплаты поставленных товаров. Также по условиям договоров сроки оплаты товара исчислялись не с момента поставки товара, как этого требует закон, а с даты представления поставщиком полного комплекта документов, которые в различных договорах существенно отличались. Отмечались случаи, когда вознаграждение, которое поставщик делает сети за приобретение товаров, превышало установленные законом 5%. По результатам проверок по всей стране было возбуждено 160 дел о нарушении антимонопольного законодательства и 270 дел об административных правонарушениях.
Дискриминация поставщиков
Сергей Павлов назвал конкретные дискриминационные условия, которые сети создают для поставщиков.
По его словам, распространена практика, когда федеральные торговые сети существенно занижают закупочные цены. По сравнению с региональными сетями, это занижение может достигать 25—50%. Руководитель Татарстанского УФАС России Александр Груничев привел конкретные примеры. Так, цены на шоколад у «федералов» оказались ниже на 56%, на кофе — на 40%, на мармелад — на 45%. «Но такая низкая закупочная цена еще не гарантирует низкой цены на товар на полке магазина. По результатам исследования, проведенного антимонопольной службой с января 2016 по июль 2017 года, цены на продукты в магазинах, которые приобретали их по заниженной закупочной цене, не только не снизилась, но и выросла на 5—20%. Поэтому республиканское УФАС выступает с инициативой провести антимонопольное расследование, которое позволит проанализировать закупочные и розничные цены федеральных торговых сетей.
Еще одна проблемная зона — значительные штрафные санкции, которые торговые сети возлагают на поставщиков за нарушение договоров поставки. К примеру, в торговой сети «Лента» размер штрафов варьировался от 5 до 500 тыс. рублей, причем эти штрафы не имеют привязки ни к объемам поставки, ни к категории товара. Это говорит о том, что торговая сеть таким образом пытается возместить какие-то расходы, полагает заместитель руководителя Татарстанского УФАС России. Его предложение — законодательно урегулировать максимальные штрафные санкции за нарушения условий договора поставки.
Сергей Павлов отметил новую тенденцию, когда торговые сети вовремя не оплачивают поставленный товар. В 2017 году в антимонопольную службу поступило две подобных жалобы. По таким фактам были возбуждены административные дела, и торговые сети тут же погасили задолженность. «Этот механизм является действенным», — признал замруководителя антимонопольного ведомства РТ.
Он рассказал о еще одной проблеме. В антимонопольную службу обращаются производители непродовольственных товаров, которые просто не могут получить место на полке в торговых сетях. Проблема эта вызвана отсутствием норм регулирования отношений между торговыми сетями и производителями непродовольственных товаров.
— По нашему мнению, неправильно, когда в одной торговой сети условия договоров поставки продовольственных и непродовольственных товаров могут существенно отличаться. Надо рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство. Правила игры, которые торговая сеть распространяет на реализуемые товары, должны быть одинаковыми для всех групп товаров, — считает чиновник.
Эта инициатива вызвала бурную протестную реакцию со стороны представителей торговых сетей. Они заявляли, что непродовольственные товары не являются социальным товаром, как продукты, и включают широкий перечень наименований — от спичек до телевизоров. К столь разным категории товаров, по мнению ретейлеров, не могут применяться одинаковые нормы.
— Мы говорим об одинаковом подходе к взаимодействию поставщика и продавца, чтобы продавец не мог навязать своих условий поставщику и доминировать, — объяснил позицию УФАС первый заместитель премьер-министра РТ Рустам Нигматуллин.
Его поддержал начальник управления социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев. Он напомнил, что в то время, когда принимался закон о торговле, противоречия на рынке непродовольственных товаров не достигли критической точки. А сегодня со стороны производителей непродовольственных товаров и медикаментов поступает все больше вопросов, которые не могут быть урегулированы гражданским кодексом. Поэтому эти производители просят распространить действие закона «О торговле» на их товары. Будет ли этот запрос удовлетворен правительством, федеральным собранием и президентом, пока неизвестно. Но участники рынка ведут дискуссию.
Почти монополия
Следующая проблема, которую обозначил Сергей Павлов, — высокая концентрация торговых сетей в муниципальных образованиях.
Рустам Нигматуллин в начале конференции, говоря о состоянии потребительского рынка республики, отметил, что в Татарстане присутствуют федеральные торговые сети, поэтому местным игрокам — «Бахетле», «Августине», «Эссену» и другим — приходится работать в условиях жесткой конкуренции, которую не все выдерживают. «За последнее время несколько региональных сетей прекратили свою деятельность. В перспективе, возможно, рынок будет поделен между несколькими крупными игроками, что приведет к снижению конкуренции в рознице», — сделал прогноз первый заместитель премьер-министра РТ.
Александр Груничев привел данные Росстата, в соответствии с которыми два ретейлера — X5 retail group («Перекресток», «Пятерочка», «Карусель») и «Тандер» («Магнит») занимают 16,7% на розничном рынке Татарстана. В некоторых районах республике доля этих магазинов превышает 20—30%, а в Лаишевском районе достигает даже 49%. Только за этот год «Магнит» открыл более 50 магазинов в РТ.
— Это действия носят противоправный характер? — с места выкрикнул директор по юридической работе «Тандера» Михаил Чирухин.
— Я не считаю, что эти действия носят противоправный характер, но доля этих сетей будет увеличиваться, — ответил Александр Груничев.
— Только до определенного законом предела, — продолжил диалог представитель «Магнита».
— В некоторых районах вы занимаете долю выше этого предела. Если вы своими фразами хотите это скоррелировать, мы готовы вам выдать предписание, чтобы приняли меры по сокращению этой доли, — предложил руководитель татарстанского УФАС.
— В ходе конференции создается впечатление, что торговые сети — это какие-то шайтаны… — поделился впечатлением Михаил Чирухин.
— Практически квест создает для вас, — улыбнулся глава татарстанского УФАС.
В своем выступлении Михаил Чирухин продвигал тезис о том, что развитие цифровой экономики невозможно без создания развитой инфраструктуры, а торговые сети вносят немалый вклад в этот процесс. Поэтому антимонопольному органу не стоит донимать их своими проверками и взысканиями, а лучше брать пример с более либеральных развитых стран.
Тут уже не смог молчать Тимофей Нижегородцев:
— Меня удивляют слова о том, что где-то на Западе есть стабильные правила игры и никто не приходит к предпринимателю с проверками. У меня создается впечатление, что речь идет о каком-то несуществующем Китеж-граде, — парировал представитель ФАС России. — Мы общаемся с партнерами из Европейского союза и обсуждаем, как там проводятся проверки. Судами там принимаются факты картельного сговора даже по факту нескольких встреч представителей хозяйствующих субъектов и на них накладывают многомиллиардные штрафы. Если вы со своими принципами и пониманием бизнеса придете туда, вы там просуществуете 3 дня. Наше правительство поддерживает бизнес-деятельность и позволяет торговым сетям активно развиваться и создавать новую инфраструктуру, чтобы когда-нибудь прийти на развитые рынки и там выжить. В реальности регуляторная сфера РФ в торговле — одна из самых либеральных во всем мире.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.